Полевой Николай Алексеевич |
|
1796-1846 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Алексеевич ПолевойН.А.Полевой. Портрет работы В.А.Тропинина. 40-е годы 19-го века. Полевой Николай Алексеевич (22.06(3.07). 1796, Иркутск - 22.02(6.03). 1846, Петербург) - историк, публицист и издатель. Был вольнослушателем Московского университета. Участник кружка любомудров. Издатель одного из лучших в истории русской публицистики журнала «Московский телеграф» (1825-1834), где сотрудничали Пушкин, И. С. Тургенев, А. А. Бестужев-Марлинский, П. А. Вяземский и др. Признавая «здоровое начало» в гегелевской философии, которое он видел в идее диалектического (противоречивого) развитая. Полевой одновременно подвергал сомнению формальную схему гегелевской логики. Он призывал опираться на «опыт и анализ в науках», ценил теоретическое мышление. Полевой - автор «Истории русского народа» (в 6 т.), которую он противопоставлял «Истории государства Российского» Карамзина. Философско-историческая концепция Полевого эклектична. Он стремился извлечь все рациональное из сочинений немецких историков, примыкавших к романтической школе (Б. Нибур), русской историографии (Татищев, Щербатов) и трудов французских историков эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо). Полевой видел в европейской историографии три типа философско-исторического изображения: поэтическое или мифологическое (в древнем мире), героическое (в Средние века) и нравственное, или морализаторское (в Новое время). Они имели свое оправдание, но не дали полного и глубокого представления ни об истории отдельных народов, ни об истории человечества в целом. Необходим, считал он, иной метод изображения исторических событий. Они должны быть освещены светом идей века Разума. Просвещения. «Историк, - писал Полевой, - напитанный духом философии, согретый огнем поэзии, принимаясь за скрижали истории, должен отделить себя от своего века, своего народа, самого себя. Его обязанность - истина». Частные цели и пристрастия должны быть решительно отметены, ибо историк изображает жизнь прошлого, выделяя существенное, определяющее в жизни народа. Полевой был принципиальным противником государственной школы в русской историографии. Он был убежден, что ее представители (Карамзин, Д. Н. Бантыш-Каменский и др.), подыгрывая официальной точки зрения, внесли немало искажающего в изображение русской истории. Они пишут об истории России так, будто в ней не было ничего, кроме деяний верхов. Это - «история Государей, а не государства, не народа». С другой стороны, скептическая школа (М. Т. Каченовский, И. Ф. Эверс и др.), взывая к проверке документальной основы русской истории, впадала в исторический нигилизм вплоть до отрицания достоверного, бесспорно установленного. Движущая сила истории, по мнению Полевого, дух народа. Он и должен быть, во всех его опосредованиях, предметом исторического изучения. В. А. Малинин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 486. Сочинения: История русского народа: В 6 т. Спб., 1829-1833. Литература: Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой // Собр. соч.: В 9 т. М., 1982. Т. 8; История философии в СССР. М., 1968. Т. 2. С. 246- 248; Соболев 17. В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. Л., 1975. Т. 2. С. Ф-80. Вернуться на главную страницу Н.А. Полевого
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |