Полевой Николай Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Полевой Николай Алексеевич

1796-1846

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Алексеевич Полевой

Полевой Николай Алексеевич (22.06[3.07].1796—22.02 [6.03].1846), критик, прозаик, драматург, журналист, историк. Родился в Иркутске в купеческой семье. Детские годы прошли в Сибири. Получил домашнее образование. К шести годам умел читать, с 10 лет помогал отцу вести конторские книги и, как сам вспоминал, «писал стихи и прозу», еще «не зная, что такое стихи и проза», «выдавал» рукописную газету «Азиатские новости» и журнал «Друг России», сочинял драмы, трагедии, интермедии, а также свое собственное «Путешествие по всему свету». Отец не препятствовал литературным занятиям сына, выбрав, однако, оригинальный метод «воспитания» у него чувства ответственности за порученное дело: каждый раз, как только замечал упущения сына по работе в конторе, сжигал все им написанное. Но Полевой, несмотря ни на что, продолжал писать и «выдавать» газету и журнал; истребить в нем тягу к творчеству было невозможно.

С «препоручениями» от отца, задумавшего оставить Сибирь, Полевой в авг. 1811 приезжает в Москву. Культурная жизни нашей древней столицы так увлекает его, что он быстро забывает о делах, отдавая все свое время духовным интересам — театру, «куда ходил раза по три в неделю», книгам, которых «прочитал и накупил без счета», университету, «куда пробирался на лекции» и слушал А. Ф. Мерзлякова, М. Т. Каченовского и др. профессоров. В июне 1812 в Москву приезжает вся семья Полевых, но они не успели даже оглядеться и устроиться, как пришлось «вместе с другими беглецами» оставить город, бросить квартиру, мебель, хозяйство; все приобретенное имущество погибло во время пожара.

Некоторое время Полевые живут в Арзамасе, затем перебираются в Курск, на родину отца Полевого. После неудачных попыток основать «собственное дело» сначала в самом Курске, затем в Ростове-на-Дону, отец Полевого в 1814 возвращается в Иркутск, а Полевой поступает на службу в контору богатого курского купца, у которого проработал 4 года, с небольшим перерывом в 1815 (ездил в Иркутск). В 1817 отец Полевого окончательно расстается с Сибирью, обосновывается в Курске и открывает там водочный завод. Дело оказалось прибыльным, в семье появляется достаток, и летом 1819 Полевой оставляет работу у купца.

Все эти годы, несмотря на переезды и конторскую суету, Полевой не прекращал своих литературных занятий. В 1817 журнал «Русский вестник» публикует 2 его стихотворения, перевод с французского и заметку «Отрывки из писем к другу из Курска» — о пребывании на курской земле Александра I. Заметка была подписана полным именем автора, сразу сделав его городской знаменитостью.

В н. 1820 отец направляет его в Москву с поручением наладить сбыт продукции их завода. Торговые заботы отнимали немного времени, и Полевой, мечтая о филологическом образовании, занимается «всеми предметами, необходимыми для поступления в университет», куда, впрочем, даже и не пытается поступить, самостоятельно изучает греческий, латинский, совершенствуется во французском, продолжает, как поэт и переводчик, сотрудничество в «Вестнике Европы», начатое им еще в 1819, сближается с его редактором М. Т. Каченовским, приобщается к кругу московских литераторов, затем, бывая наездами в северной столице, заводит литературные знакомства и в Петербурге.

В 1820—24 его стихи, заметки, очерки, статьи на филологические и исторические темы, а также переводы с французского печатаются в «Отечественных записках», «Северном архиве», «Сыне Отечества», альманахе «Мнемозина». В 1822 Российская Академия награждает Полевого серебряной медалью за работу «Новый способ спряжения русских глаголов».

В 1825—34 Полевой издает собственный журнал — «Московский телеграф».

Уже в первом номере журнала Полевой объявил, что ставит своей целью «беспристрастный надзор за отечественной литературой», полагая критику «одним из важнейших отделений журнала — пусть только будет она умна, правдива, дельна». До Полевого наша критика адресовалась преимущественно образованному сословию, узкому кругу литераторов и ценителей — «знатоков» искусства. Полевой с первых шагов своей журналистской деятельности обратился к широкой читательской публике, понимая, что «несовершенно виновны в медлительности успехов нашей литературы наши литераторы: от читателей, от читательниц зависит часть успехов и неудач наших». Он первым увидел, что состояние литературы в известной мере определяет та «атмосфера вкуса», в которой формируются писатели и которая поддерживается читателями, и что эту «атмосферу» создает критика, общественное мнение.

«Публика судит, — писал Полевой, — но у нас не учредилось еще судилище общего мнения, литература только что развертывается, вкус наш, так сказать, не устоялся и зло можно прекращать в начале. Пусть поэты и прозаики наши летают во всех возможных направлениях умозрения и фантазии — журналист может и должен разбирать и ценить труды их, отделять репейник, быть посредником здравого смысла, чистого вкуса, изящного слога».

Полевой называет дело критика «важным подвигом», вменяя ему в обязанность «обличение невежества, похвалу уму и познаниям». «…Читайте, — скажет он, — судите и, если хороша, хвалите, не заботясь о ранге и звании». Полевой стремится к критике целостной, всесторонней. «Рассматривайте каждый предмет, — пишет он, — не по безотчетному чувству: нравится, не нравится, хорошо, худо, — но по соображению историческому века и народа, и философическому важнейших истин души человеческой». Опираясь на это требование, Полевой создает серию статей о творчестве русских писателей: «Сочинения Г. Р. Державина», «Баллады и повести В. А. Жуковского» (1832), «“Борис Годунов”. Сочинение Александра Пушкина» (1833) и др., которые явились новым словом в русской критике и позднее были объединены им в книгу «Очерки русской литературы» (СПб., 1839. Ч. 1—2).

Полевой принимает самое активное участие в разработке теоретико-литературных проблем и прежде всего понятия о романтизме, развивая оригинальную теорию, согласно которой романтизм предполагал «истину и полноту» изображения жизни, «воссоздание народной литературы как единственного средства сделаться самобытным», «высочайшую степень» разнообразия самобытностей, что позволит узнать «все самые мелкие черты различных народностей», отобразить прошедшее и оценить все современное «по условию местности, философии и истории… проникнув до крайней степени познания сердца человеческого и тайн природы…».

Он пишет «Историю русского народа» (Т. 1—6, 1829, не завершена), полемически направленную, что подчеркивалось уже самим заглавием, против «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, вводя в научный оборот новые исторические факты и памятники нашей древней словесности и письменности. Выступает в защиту просвещения как «одного из главнейших оснований государственного благосостояния и народного богатства» («Речь о невещественном капитале…», 1828), призывает купечество всячески содействовать этому благосостоянию, не изменять «всему великому, прекрасному и благому, обещаемому будущей судьбой России» («Речь о купеческом звании и особенно в России», 1832. Обе речи были произнесены в Обществе любителей коммерческих знаний при Московской практической коммерческой Академии: Полевой был действительным членом Общества и членом совета Академии). Высмеивает сословные предрассудки, людские пороки, литературные нравы, выпуская сатирическое приложение к «Московскому телеграфу» — своего рода журнал при журнале — под названием «Новый живописец общества и литературы» (1829—31) и «Камеробскура книг и людей» (1832). Ищет новые пути к художественному отражению действительности не только как критик, но и как беллетрист, добиваясь и на этом поприще заметных успехов.

Полевой-прозаик занимает видное место в литературном процессе на рубеже 20—30-х. Следуя общеромантическому движению, направленному на создание самобытных по своему характеру и национальных по содержанию литератур (см. История романтизма в русской литературе. М., 1979. Вып. 1—2), он одним из первых обращается к событиям удельной борьбы на Руси XIV—XV вв. (повесть «Симеон Кирдяпа. Русская быль XIV века», 1828; опубл. в 1832; роман «Клятва при гробе Господнем», 1832), пишет рассказы о крестьянском и купеческом быте, стремясь раскрыть внутренний мир простых людей, взглянуть на все происходящее с ними и вокруг них как бы глазами самого народа («Святочные рассказы», 1826; «Мешок с золотом», 1829; «Рассказы русского солдата, 1833, 1834; и др.), а также повести о том, как гибнет мечта, талант, любовь, столкнувшись с суровой прозой жизни («Блаженство безумия», «Живописец», 1833; «Эмма», 1834).

3 апр. 1834 по высочайшему повелению был закрыт «Московский телеграф». Поводом тому послужил отрицательный отзыв Полевого о драме Н. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла», которой рукоплескал сам царь.

Тяжело переживая случившееся, Полевой, однако, не падает духом. Лишенный права подписываться своим именем под журнальными публикациями, он тем не менее активно сотрудничает в «Московском наблюдателе» и «Библиотеке для чтения», много переводит, издает сборник своих повестей «Мечты и жизнь» (1834), пишет роман «Аббаддонна» (1834). В нем, рассказывая о жизни молодого служителя муз, он ставит вечно злободневный вопрос: где та грань, та черта, переступив которую человек падает так низко, что теряет возможность вернуться к добру? В заглавии романа использовано имя персонажа из поэмы Ф. Г. Клопштока «Мессиада» — падшего ангела, безуспешно пытавшегося вырваться из ада.

Полевой явится инициатором «Живописного обозрения» — первого русского иллюстрированного журнала, который издает в 1835—37, работает над «Русской историей для первоначального чтения» (Т. 1—4, 1835—41), переводит «Гамлета» В. Шекспира (1836), сценическая постановка которого в 1837 вызвала подъем интереса к английскому драматургу и дала толчок развитию отечественного шекспироведения.

Но все эти начинания, плодотворные в творческом отношении, не могли поправить материального положения Полевого, подорванного прекращением издания «Московского телеграфа», и так уже несколько лет издававшегося в кредит. Большая семья (у Полевого к тому времени было 7 детей, а всего — 9) требует значительных расходов, он влезает в долги, а расплачиваться было нечем. И тогда Полевой принимает предложение переехать в Петербург и взять на себя редактирование газеты «Северная пчела» и журнала «Сын Отечества», пришедших в полный упадок при прежних их издателях Н. И. Грече и Ф. Булгарине. Новый издатель — А. Ф. Смирдин полагал, что само имя Полевого привлечет подписчиков и обеспечит популярность этих изданий. Однако запрет на открытую журналистскую деятельность Полевого сохранялся, в звании официального редактора ему было отказано, имя его не могло быть названо даже в перечне сотрудников этих изданий. Оказавшись в безвыходном положении, Полевой соглашается на негласное редактирование, соответственно за более низкое вознаграждение, попадая к тому же в полную зависимость от «титульных» редакторов — Греча и Булгарина.

В Петербург Полевой приезжает в окт. 1837, а с нояб. 1837 по май 1838 заведует литературным отделом «Северной пчелы», в 1838—40 редактирует «Сына Отечества»; «примерное» поведение вернуло ему право на издательскую деятельность, и в 1841 он вместе с Гречем начинает издавать журнал «Русский вестник»; в 1842—44 — единоличный его редактор.

В 40-е Полевой занимался не только журнальной деятельностью. Он по-прежнему выступает с критическими статьями и рецензиями. Завершает работу над «Историей Петра Великого» (Т. 1—4, 1836—43), пишет «Историю князя италийского графа Суворова-Рымникского» (1843), «Историю Наполеона» (Т. 1—5, 1844—48), книгу «Русские полководцы» (1845) и др., получает известность как драматург. После перевода «Гамлета» Полевой в 1837 пишет свою первую драму «Уголино», а затем в течение 8 лет создает ок. 40 пьес, прокладывая новые пути в драматургическом освоении событий национальной истории: «Дедушка русского флота» (1838), «Елена Глинская» (1839), «Иголкин, купец новгородский» (1839), «Параша-сибирячка» (1840), «Костромские леса» (1841; о подвиге Ивана Сусанина), «Ломоносов, или Жизнь и поэзия» (1843), «Русский моряк. Историческая быль» (1843), «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845) и т. д. Многие из его пьес были тепло встречены зрителями, выдержали по нескольку представлений, сыграв определенную роль в развитии отечественной исторической драматургии.

Ист.: Курилов А. Н. А. Полевой // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Т. 2. М. 1990. С. 153—156.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Вернуться на главную страницу Н.А. Полевого

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС