Погодин Михаил Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Погодин Михаил Петрович

1800-1875

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Петрович Погодин

М. П. Погодин Неизвестный художник. 1846

 

Погодин Михаил Петрович (11.XI.1800 - 8.XII.1875) - русский историк, писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 году окончил Московский университет. В 1826-1844 годы - профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 года - русской истории. В 1827-1830 годы издавал журнал "Московский вестник", в 1841-1856 годы при тесном участии С. П. Шевырева - "Москвитянин". В 20-30-х годах Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений ("Черная немочь", М., 1829, "Петр I", M., 1831, "Повести", ч. 1-3, М., 1832, и др.). В те же годы Погодин выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и славянской истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин установил связи с видными славянскими учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования Погодина по отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении первоисточников и имели положительное значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.

Признание самобытности русского исторического процесса составляло основу исторических взглядов Погодина. Он полагал, что "вечное начало, русский дух" лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин признавал только для стран Западной Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (главным образом славянских) стран, представлявших, по Погодину, особый мир. Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, так как полагал, что Русское государство основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой проблемой Погодин в 60-х годах вел диспуты с Н. И. Костомаровым и Д. И. Иловайским. В целом Погодин не имел определенной и законченной исторической концепции. Считал невозможным осмысление русского исторического процесса с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много "чудесного и необъяснимого". Будучи историком официального направления, Погодин главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась "...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия..." ("Взгляд на русскую историю", т. 1, М., 1842, с. 16).

Публицистика Погодин в 30-х - начале 50-х годов 19 века преследовала те же охранительные цели и проповедовала "православие, самодержавие и народность". В славянском вопросе Погодин был сторонником организации и поддержки славянского национального движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность русского исторического процесса, роль православия и некоторые другие) взгляды Погодина были близки к воззрениям славянофилов. После Крымской войны 1853-1856 годов стал выступать как сторонник проведения реформ и некоторого сближения с Западом.

Погодин вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание сочинений И. Т. Посошкова (т. 1-2, 1842-1863), "Псковской летописи" (1837), собрал и издал много писем H. M. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С 30-х годов Погодин начал собирать письменные и вещественные памятники русской истории, составившие обширную и весьма ценную коллекцию ("Древлехранилище"), большая часть которой в 50-х годах была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.

Н. M. Пирумова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Сочинения: О происхождении Руси, М., 1825; Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 1-7, М., 1846-57; Историко-критич. отрывки, т. 1-2, М., 1846-57; Древняя рус. история до монг. ига, т. 1-3, М., 1871; Историко-политич. письма и записки в продолжении Крымской войны 1853-1856 гг., М., 18,74.

Литература: Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Милюков П., Гл. течения рус. историч. мысли, 3 изд., т. 1, СПБ, 1913; Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22, СПБ, 1888-1910; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1948 (библ.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-76 гг., М., 1960; Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX ст., сост. Г. Геннади, т. 3, М., 1908 (библ.).


Вернуться на главную страницу М.П. Погодина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС