Погодин Михаил Петрович |
|
1800-1875 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Петрович Погодин
М. П. Погодин Неизвестный художник. 1846 Погодин Михаил Петрович (11(23). 11.1800, Москва - 8(20). 12.1875, Москва) - историк, публицист, писатель, общественный деятель, академик (с 1841). Родился в семье крепостного - домоправителя московского градоначальника графа И. П. Салтыкова, получившего «вольную» после смерти барина. Учился в 1 -й Московской губернской гимназии, в числе лучших выпускников которой был принят в 1818 году на словесное отделение философского факультета Московского университета. После защиты магистерской диссертации «О происхождении Руси. Историко-критическое рассуждение М. Погодина» (1825) читал лекции по всеобщей истории в Московском университете (составил на основе этих лекций свои «Исторические афоризмы» (1836). В 1833 году был избран ординарным профессором всеобщей истории. В 1836 году занял кафедру русской истории. В 1839 году опубликовал диссертацию о летописи Нестора, удостоенную Демидовской премии Академии наук. В 1844 году Погодин отказывается от преподавания в университете в пользу «учено-литературной деятельности». Преемниками его стали Грановский (но кафедре всеобщей истории) и С. М. Соловьев (по кафедре русской истории). Библиография трудов Погодина включает сотни наименований. Погодин развивал свою трактовку удельного периода и в целом всей истории России, считая ее бесконфликтной, коренным образом отличающейся от начатой «завоеванием» и движимой социальной борьбой истории Западной Европы. Он одним из первых высказал мысль о принципиальном отличии России от Западной Европы, о противоположности представляемых ими начал: «В России - любовь и единение, в Европе - вражда и рознь», доказывал, что «Запад нас не знает и не хочет знать». Свою роль в науке Погодин как историк связывал с защитой «исторического православия» и «русской своенародности» (т. е. самобытности русского народа и его истории), полемизируя с Полевым, С. М. Соловьевым, Кавелиным, Костомаровым и другими оппонентами. Заметную роль играл он и в общественной жизни страны: был членом (1825-1875), секретарем (1836-1845), председателем (1875) Общества истории и древностей российских при Московском университете (его коллекция древностей («Древлехранилище») не имела аналогов); членом (1824-1875), председателем (1860-1866) Общества любителей российской словесности; одним из организаторов и председателем (1861) Московского славянского благотворительного комитета; гласным Московской думы; почетным членом русского и иностранных научных обществ; почетным доктором философии Карлова университета в Праге. Погодин встречался с Ф. Шеллингом (1835), Ф. Гизо (1838), Ф. Шатобрианом (1842), установил тесные связи с учеными-славистами П. Шафариком, Ф. Палацким, В. Ганкой и др. В России круг близких Погодину людей включал Шевырева, Пушкина, Гоголя, Тютчева, И. С. и К. С. Аксаковых и др. Как историк и публицист Погодин сотрудничал во многих периодических изданиях различного направления, сам издавал журналы «Московский вестник» (1827-1830), «Москвитянин» (1841 -1856), газету «Русский» (1867-1868). Затрагивая в публицистике широкий круг вопросов, особое внимание он уделял пропаганде славянского единства и народного просвещения. Для политического и культурного сближения России с другими славянскими народами Погодин предлагал целый ряд мер, в том числе военных, но главным считал введение единого славянского литературного языка. В невежестве Погодин видел самого опасного врага России и ратовал за народное просвещение. Был сторонником официальной народности. Рассуждая о нигилизме и нигилистах, он отмечал, что «недоучившихся студентов», т. е. невежд, забывших Бога и «собирающихся строить новое общество... на крови и в грязи», нужно не наказывать, а убеждать и учить (Простая речь о мудреных вещах. М., 1873). Своим творчеством, исходящим из убеждения «в великом предназначении русского народа не только в политическом смысле, но и в человеческом», уверенности «в величайших дарах духовных, коими наделен русский человек», осуждавшим «безусловное поклонение Западу» и развивавшимся в русле «православно-русского», близкого славянофильству направления общественной мысли, Погодин стремился способствовать охранению, по его словам, «русского политического согласия, как сложилось оно жизнью, историей». А. А. Ширинянц Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 482-483. Сочинения: Соч.: В 5 т. М., 1872-1876; Борьба не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями. М., 1874; Г. Гедеонов и его система о происхождении варягов и Руси. Спб., 1864; Древняя русская история, до монгольского ига.: В 3 г. М., 1871-1872 (2-е изд. - В 2 г. М., 1999); Исследования, замечания и лекции о русской истории: В 7 т. М., 1846-1857; Исторические афоризмы. М., 1836; Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями: В 2 ч. М., 1866; Нестор, историческо-критическое рассуждение о начале русских летописей. М., 1839; Норманнский период русской истории. М., 1859; Польский вопрос: Собрание рассуждений, записок и замечаний. 1831-1867. М., 1867; Собр. статей, писем и речей но поводу славянского вопроса. М., 1878; Избр. труды. М., 2010; Вечное начало. Русский дух. М., 2011. Литература: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина: В 22 г. Спб., 1888-1910; Бестужев-Рюмин К Н. Михаил Петрович Погодин // Биографии и характеристики. Летописцы России. М.. 1997. С. 195-214; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Разъяснять явления русской жизни из нее самой: Михаил Петрович Погодин // Историки России XVIII - нач. XX в. М., 1996; Павленко Н. И Михаил Погодин. М., 2003; Плеханов Г. В. М. П. Погодин и борьба классов // Соч.: В 24 т. М.; Л., 1926. Г. 23; Умбрашко К. Б. М. П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. М.. 1999; Ширинянц А. А. Михаил Петрович Погодин // Вестник Московского ун-та. Серия 12: Политические науки. 2001, № 3; Он же. Русский хранитель: Политический консерватизм М. П. Погодина. М., 2008. Вернуться на главную страницу М.П. Погодина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |