Плутарх |
|
46-127 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Плутарх
Плутарх родился в Беотии в городе Херонее около 46 г. н. э. и там же умер после 120 г. Представитель местной рабовладельческой знати, он получил образование в Афинах и посетил Александрию. Он занимал ответственные посты и выполнял поручения своего родного города. Плутарх часто бывал в Риме и даже пользовался расположением императоров Траяна и Адриана. Траян присвоил ему звание консуляра, а Адриан назначил прокуратором провинции Ахайи. В Греции дельфийские жрецы приняли его в свою коллегию. Плутарх использовал свои римские связи в интересах Греции вообще и Херонеи, в частности. Это был очень образованный человек, но консервативно настроенный и мистик. «Лояльный римский гражданин, гордый культурным значением Греции, он прекрасно понимал ее настоящее положение и примирился с этим. Разносторонний и плодовитый писатель, Плутарх, согласно античным данным написал 227 сочинений, из которых до наших дней дошло более 150. Для историка наиболее интересными из них являются биографии. Их сохранилось 50, в том числе 46 «параллельных жизнеописаний», которые состоят из 23 специально подобранных пар жизнеописаний греческих и римских политических деятелей. Многие пары жизнеописаний заканчиваются сравнительным заключением о том, какие положительные и какие отрицательные примеры из жизни описанных героев можно почерпнуть читателю, чему надо подражать и чего следует избегать. Плутарх не историк, а писатель моралист. Главное внимание он обращает не на исторические факты, а на моральный облик своего героя. История для него прежде всего — погружение в созерцание славных дел прошлого ради морального совершенствования, порою — любование ими. Его интересует борьба честолюбивых индивидуумов. Психологическая точка зрения на развитие истории, преклонение перед сильными личностями — характерные черты биографий. Различные чудеса и анекдотические подробности также являются обычными составными частями биографий. Историческая ценность сочинений Плутарха заключается в том, что в них сохранилось много сведений из античных трудов по истории, не дошедших до нас. ПЛУТАРХ О ХАРАКТЕРЕ СВОИХ ЖИЗНЕОПИСАНИЙ Из введения к биографии Тимолеонта 1 Начал писать свои биографии я для других, но продолжаю работать над ними и не изменяю своей цели уже ради самого себя, — историей, как бы зеркалом, я стараюсь некоторым образом ис- [28] править свою жизнь, подражая подвигам своих героев. Я как бы живу с ними, не отхожу от них ни на шаг,— я точно угощаю поочередно каждого из них, принимая их к себе в дом; благодаря посредничеству истории, я рассматриваю своего героя у себя, велик ли он, что он за человек, и беру из его дел те, которые могут считаться самыми важными и более всего заслуживают знакомства с ними. Может ли сравниться это наслаждение с каким-либо другим, или есть ли более верное средство к исправлению нравов? Из введения к биографии Александра Македонского Я пишу не историю, а биографию. Не всегда хорошие качества или пороки проявляются главным образом в блестящих подвигах, — напротив, часто какой-либо незначительной поступок, слово или шутка, дают лучшее понятие о характере, нежели несколько сражений с десятками тысяч убитых, блестящие победы или осады городов. Когда художники стараются передать на картине черты лица и характерные его особенности, они обращают мало внимания на остальные части тела: так и мне пусть будет позволено проникнуть в тайники души моих героев и, останавливаясь главным образом на этом, зарисовывать биографические их портреты; рассказы же о громких подвигах и сражениях пусть пишут другие. ПЛУТАРХ О МЕТОДЕ ИСТОРИКА (О злокозненности Геродота, VI) Если историк, имея перед собой две или несколько версий одного и того же рассказа, всегда выбирает ту, в которой исторический деятель изображен в худшем свете, то это является признаком его недоброжелательности к людям. Справедливость требует, чтобы историк говорил то, что считает истиной, если же ему самому неясно, в чем истина, то чтобы он рассказывал о своих героях то, что характеризует их больше с хорошей стороны, чем с дурной. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЛУТАРХА (Moralia, 814 А) [Грек], вступающий в исполнение любой государственной должности, должен руководиться не только теми положениями, о которых Перикл 2 напоминал самому себе, всякий раз как облачался в плащ должностного лица: «Помни, Перикл, что ты управляешь свободными людьми, что ты управляешь эллинами, афинскими гражданами». Он должен также говорить себе еще и другое, а именно: «Помни, что ты управляешь, будучи сам под чужой властью, и что твой город подчинен проконсулам к прокураторам Цезаря 3... Накинь на себя плащ поскромнее и со своего места стратега все время посматривай на кресло римского правителя и не придавай [29] слишком большого значения венку 4 на своей голове, помня, что над ней занесен римский сапог». ... Надо не только стараться, чтобы ты сам и твоя родина вела себя безупречно по отношению к представителям власти: надо всегда иметь какого-нибудь друга среди самых могущественных и высокостоящих людей в качестве прочного оплота для твоего города. Таковы римляне, которые с большой охотой оказывают помощь своим друзьям в государственных делах. От дружбы с власть имущими можно получить богатые плоды, как это было с Полибием и Панэтием 5, которые, благодаря расположению к ним Сципиона 6, принесли много пользы своим городам и довели их до процветания... Однако, убеждая своих сограждан повиноваться власть имущим, не надо переступать меры в самоунижении и, если одна нога закована в колодку, то не надо подставлять под удар и шею, как поступают некоторые, уступающие правителям все — как малое, так и большое. Они делают рабство особенно ненавистным и совершенно лишают себя политической независимости, делая свое государство робким, боязливым и лишенным всех прав. Перев. В. С. Соколова. [Примечания] 1. Тимолеонт (411—337 гг. до н. э.), родом из Коринфа, был послан в 344 г. до н. э. коринфянами для защиты Сиракуз от тирании и наступления карфагенян и успешно справился со своей задачей. 2. Перикл — первый стратег Афинского государства в 443/4—429 гг. до н. э. Годы его правления были временем наибольшего расцвета афинской рабовладельческой демократии. 3. То есть наместникам римского императора. 4. Венок был символом неприкосновенности должностного лица. 5. Панэтий — философ-стоик и историк родом из Родоса, жил во II в. до н. э. 6. Сципион — Эмилиан — завоеватель Карфагена. [30] Цитируется по изд.: Хрестоматия по истории Древнего Мира. [В трех томах]. Том II. Греция и эллинизм. Под ред. акад. В.В. Струве. М., 1951, с. 28-30.
Вернуться на главную страницу Плутарха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |