Платон |
|
427-347 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
IGDA/G. Dagli Orti Заключительным звеном научно-философских достижений классической Греции были две грандиозные научно-философские системы — Платона и Аристотеля. Их культурно-историческое значение двояко и неравноценно. Значение Аристотеля для мысли последующих веков гораздо больше, чем Платона. С одной стороны, он подвёл итог всему предшествующему знанию, а с другой — положил начало новым философским системам, пережившим античный мир и повлиявшим на основы современного знания. Платон (427—347 гг.) происходил из старинного рода Кодридоз и находился в родстве с видными олигархами. Его дядей был Критий, глава тридцати тиранов. Платон получил прекрасное образование, обладал крупным литературным и поэтическим талантом, писал эпиграммы, дифирамбы и трагедии. Знакомство с Сократом направило его на путь серьёзного изучения философии. После смерти Сократа (399 г.) Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет. Через несколько лет после этого путешествия Платон отправился в южную Италию, где свёл знакомство с некоторыми пифагорейцами. Когда Платону было 40 лет, он был приглашён в Сицилию ко двору сиракузского тирана Дионисия Старшего. По возвращении в Афины (388 г.) Платон в 387 г. основал Академию, философскую школу, названную так по имени героя Академа. Академия была не столько школой в собственном смысле, сколько собранием друзей-учеников. В 60-х годах IV века Платон ещё раз ездил в Сицилию, где тогда был тираном сын Дионисия Старшего, Дионисий Младший. В 347 г. Платон умер в Афинах. Платон написал много сочинений на разные, большей частью философско-этические темы. В большей части платоновских произведений (диалогов) главным действующим лицом является Сократ. Из платоновских диалогов известны «Апология Сократа», «Критон» (о повиновении законам), «Протагор» (о добродетели), «Горгий» (о красноречии), «Пир» (о любви), «Федон» (о бессмертии), «Тимей» (о мироздании) и т. д. Исследованию природы идеального государства посвящены специальные трактаты «Полития» и «Законы». Изложение философии Платона представляет многие трудности. Платоновская система в высшей степени сложна, противоречива и изложена образным, поэтическим языком, трудным для передачи и точного понимания мысли автора. Сам Платон несколько раз пересматривал, дополнял и изменял свои взгляды. В немногих словах, учение Платона сводится к следующему. Окружающий нас реальный мир не есть истинный мир. Это лишь бледное отражение действительного, сверхопытного мира идей, интуитивно постигаемых нашим интеллектом. Самый опыт (реальный мир) может быть понят и изучен лишь через посредство сверхопытных идей, без которых вообще не существует ни мысли, ни жизни. Идеи или понятия присущи нашему сознанию как таковому. Опыт же только делает их прозрачными, обнаруживающимися в логических суждениях и представлениях. Содержание идей нечто постоянное, между тем как содержание опыта изменчиво и зависит от психофизической организации познающего субъекта. Действительные истины — только одни идеи — «эти неподвижные полюсы в вечно меняющемся потоке явлений». Опыт лишь несовершенно отражает в себе высшие образы (идеи), стоящие вне времени и пространства, недоступные восприятию, но созерцаемые чистым разумом (мышлением). Отсюда высокая оценка Платоном разума (нус), связующего опытный мир разрозненных явлений (апейрон) с потусторонним миром идей, бледной копией которого является окружающий нас реальный мир. Сам по себе реальный мир как бы не существует, он получает своё оформление лишь через посредство разума, прекращающего материальный хаос (апейрон) в стройную систему (космос). Однако самое понятие интеллекта, или разума, у Платона очерчено туманно, не отчётливо и противоречиво. Иногда интеллект (нус) отожествляется с душой, связывающей мир идей с материальным миром. Заключённая в смертное тело человека, душа вспоминает вечно остающийся неизменным мир идей, в котором она когда-то пребывала. Душа стремится вырваться из тела и подняться в идеальный мир. Соответственно с этим высшей целью познания признаётся не исправление, а преодоление мира, не активная деятельность, а пассивное созерцание. Это, полагает Платон, достигается углублённым познанием реального мира. За отправную точку познания Платон принимает чувственное восприятие, переходящее в первую ступень познания—в чувственные представления, или мышление. Из чувственных представлений создаётся рассудочное познание (рефлексия), называемое научной гипотезой. Научные гипотезы, в особенности гипотезы самой абстрактной и точной из всех наук — пространственной геометрии, служат отправной точкой настоящего мышления, раскрывающегося в диалектике, высшей из всех наук. Значение диалектики, по Платону, состоит в обнаружении несостоятельности чувственного мира перед идеальным (умозрительным), получаемым путём непосредственного созерцания иди интуиции. Ахиллесовой пятой идеалистической философии Платона является метафизическое и вместе с тем противоречивое даже с внешней стороны определение материи, разума (души) и природы того идеального мира, бледным отражением которого является реальный мир чувств и рефлексов. С одной стороны, идеальный мир рассматривается как продукт творческой фантазии и разума, а с другой — как нечто извне данное и совершенно независимое от человеческой психики. В своей философии Платон возвращается к донаучному, теологическому мышлению и приходит к мистике. По содержанию своему философия Платона является идеалистической и глубоко реакционной. Философская концепция Платона, последовательного противника демократии, тесно связана и неотделима от его социально- политического идеала. Платон жил в период глубокого, кризиса полиса, острой классовой борьбы и напряжённого искания новых форм жизни. Классический полис становился узким, требовалась иная, более широкая и соответствующая, новым отношениям форма общежития. На этот счёт, мнения, резко расходились. Одни считали необходимым дальнейшее развитие: демократических учреждений, другие, наоборот, видели спасение общества в устранении народоправия и возвращений к «дедовским порядкам». Сократ, учитель Платона, проводил взгляд, что управление государством .принадлежит В. разряду «царственных искусств» и, следовательно, должно находиться в руках людей, обладающих «царственными добродетелями» — мудростью, высокой нравственностью и справедливостью. Логическим выводом из этого положения являлось ограничение числа полноправных граждан, обладающих не только пассивным, но и активным правом. Ученик Сократа и современник Платона Ксенофонт идеализировал спартанские порядки и превозносил персидскую монархию. Автор трактата «О доходах» доводами экономического порядка показывал необходимость расширения прав государства в экономической сфере. Всё это говорит о том, что эпоха Платона была временем острой классовой борьбы и напряжённых исканий новых форм общественно-политического устройства. Отличие «Политии» Платона от других подобного рода известных нам трактатов Греции V века заключается в том, что в «Политии» Платон первый дал законченный образец (утопию) «идеального», по его мнению, государства. Главное зло современного ему общества Платон видит в эгоизме, разделяющем общество на два полюса — полюс богатства и полюс бедности. Причина же эгоизма людей заключается в непонимании истинного смысла «аретэ», счастливой и добродетельной жизни. Утрата «аретэ» порождает сребролюбие, жадность, своеволие, дерзость и тем самым разрушает общественный порядок. В афинском строе Платона более всего возмущала «неумеренная свобода демоса». В Афинах, негодует Платон, свобода достигла такой степени, что даже собаки, лошади и ослы, преисполненные свободы, отказываются повиноваться человеку. В Афинском государстве нет различия между свободными, рабами, гражданами и иностранцами, учениками и учителями, старыми и молодыми. Состояние Афинского государства таково, что оно нуждается в немедленном оздоровлении,— таков конечный вывод Платона. Полное же оздоровление возможно лишь в идеальном обществе, построенном на добродетели, т. е. справедливости. Справедливость же Платон трактовал с типично рабовладельческой классовой точки зрения, выдавая её за объективно-истинную. Анализу справедливости посвящена значительная часть «По- литии». Справедливое у Платона совпадает с понятием разумного, а разумное приобретается от рождения и совершенствуется в процессе занятия философией и наукой. Справедливое, говорит Платон, лучше, чем несправедливое, потому что оно обеспечивает человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому во главе «идеального государства» (политип) должны стоять справедливые и разумные люди, которых Платон называет философами. Философы должны вести созерцательный образ жизни и заботиться о выработке, лучшем понимании и проведении в жизнь справедливого и разумного. Они не имеют ни собственности, ни семьи, которые, по мнению Платона, порождают алчность, эгоизм и ослабляют единую волю державного полиса. Философы, правители государства, живут совместно, будучи избавлены от всяких забот и тревог материальной жизни. Второй слой политии составляют воины, охраняющие государство от покушений извне. Подобно философам воины тоже не имеют собственности и семьи. Браки в политии Платона регулируются государством, регулируется также и деторождение. «Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей» 1. Слабые дети уничтожаются при рождении, а здоровые передаются на воспитание в воспитательные дома. Третий слой политии составляет остальная масса граждан — земледельцы, купцы, ремесленники и т. д., объединяемые в «Политии» под общим термином ремесленники (демиурги). Ремесленники имеют частную собственность и семью, и их образ жизни лишь в общих чертах регулируется государством. Демиурги принадлежат государству и распределяются по тринадцати производственным округам. «Попечение» над «ремесленным классом» вверено специальным чиновникам (агораномам), одновременно с этим регулирующим и рыночные отношения. Денежное обращение и богатство в политии Платона заключены в определённые узкие рамки. Мысли и желания граждан тоже регулируются законом. Собственность и семья отсутствуют только в двух верхних слоях платоновской политии — философов и воинов. Остальная же масса населения сохраняет частную собственность и семью, подчиняется руководству высших сословий и своим трудом доставляет государству необходимые материальные блага. По- лития Платона не исключает и рабства в собственном смысле. В этом сказалась рабовладельческая сущность социальной философии Платона. Далее нетрудно было бы показать, что полития Платона имеет много сходного со спартанской «общиной равных». Афинские аристократы, в их числе Платон и Ксенофонт, питали большое расположение к спартанским порядкам и их идеализировали. В конце своей жизни Платон написал ещё другой социально- политический диалог, «Законы», в котором представлен набросок «второго по совершенству государства». В «Законах» многие положения «Политии» ослаблены или смягчены, но идеи государственной централизации и общности остаются те же. Рабовладельческий характер государства сохраняется как в «Политии», так и в «Законах». Платон подчёркивает принципиальное различие между рабами и господами. «Ведь рабы никогда на станут друзьями господ, так же как люди негодные не станут друзьями людей порядочных, хотя бы они занимали и равнопочётные должности. Ибо для неравных равное стало бы неравным, если не соблюдена надлежащая мера». Следующее за рабами место в социальной иерархии в «Законах» занимают мелкие производители—крестьяне и ремесленники. В обоих случаях «идеальное государство» является аграрным государством. Основной хозяйственной отраслью признаётся земледелие и натуральное хозяйство, между тем как торговля и денежное обращение почти низведены на-нет. «В нашем государстве должны быть только доходы, доставляемые земледелием; да и из них лишь такие, приобретение которых не принуждает пренебрегать тем, для чего собственно и нужно имущество» 2. В «Законах» декларируется верховное право государства на землю, но фактически земля отдаётся в распоряжение мелких владельцев, причём число их раз навсегда прочно устанавливается. В сущности здесь Платон идеализирует строй древне-спартанской общины,— другими словами, то, что для Греции было уже пройденным этапом. В этом стремлении не вперёд, а назад заключается реакционная сторона учения Платона о государстве, как и всей его социальной философии. Примечания 1. Платон, Государство, V, 457d. 2. Платон, Законы, VI, 757а; V, 743d. Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948, с. 325-330. Вернуться на главную страницу Платона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |