Платон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Платон

427-347 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

IGDA/G. Dagli Orti
ПЛАТОН

Платон (Пlaton) (428 или 427-348 или 347 до н. э.) - древнегреческий философ-идеалист. Ученик Сократа. Происходил из знатного афинского рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару; имеются полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта. Платон путешествовал по Южной Италии и Сицилии, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины во 2-й половине 90-х годов 4 века до н. э., Платон основал школу - Академию, которая стала центром философского идеализма и борьбы с материализмом. Из сочинений Платона дошли 23 подлинных диалога, речь "Апология Сократа", 13 писем и ряд произведений, подлинность которых оспаривается. Философия Платона в целом представляет собой сложную систему взглядов объективного идеализма. С философией Платона связано его этическое учение, в основе которого лежит представление о душе, состоящей из трех начал - разумного, волевого и чувственного. Этим началам соответствуют три основных добродетели - мудрость, мужество и воздержанность. Справедливость - высшая добродетель, являющаяся сочетанием мужества, мудрости и воздержанности. Демос, по Платону, способен только к добродетели благоразумия (повиновения), а рабы вообще не способны к нравственной жизни. С этическим учением Платона связан проект идеального политического устройства, который он дал в "Государстве" и "Законах". Платон считал основным бедствием современного ему общества распадение его на два полюса - богатства и бедности, а также нарушение общественного порядка из-за эгоизма и неумеренной свободы демоса. В его идеальном государстве, где идея общественного блага ценится выше всего, государство основывается на справедливости, которая обеспечивает счастье человеку и обществу в целом. Общество в идеальном государстве Платона состоит из 3 сословий: философов, воинов и демиургов. Первые на основании "идей" призваны управлять государством. Их следует освободить от всяких забот о материальной жизни. Второе сословие - воины - призвано охранять государство. Они тоже не занимаются производительным трудом, живут за счет государства и также, как философы, не имеют семьи и частной собственности. Дети философов и воинов не знают родителей, воспитываются государством. Третье сословие - демиурги (ремесленники, земледельцы, купцы) могут иметь частную собственность и семью, хотя образ их жизни регулируется государством, которому они поставляют материальные блага, но не участвуют в политической жизни. Ниже этой категории находятся рабы. По своей экономической сущности государство Платона - аграрное, основная отрасль хозяйства - земледелие; ремесло и торговля развиты мало. По размерам оно не превышает территории обычного полиса, количество земельных участков и полноправных граждан невелико - 5040 и поддерживается неизменным. По политическому строю - это рабовладельческое государство, во многом напоминающее досолоновскую Аттику или ликурговскую Спарту. Проект идеального государства Платона возник в условиях кризиса полисного строя, особенно обострившегося после Пелопоннесской войны. В основе его - попытка найти выход из сложных аграрных противоречий греческого полиса. Однако в своих проектах идеального государства Платон фактически не выходит за пределы полисного строя.

Л. Н. Казаманова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Сочинения: Platonis quae extant opera, ed. F. Ast, v. 1-11, Lipsiae, 1819-32; Platonis dialogi, ed. С F. Hermann, M. Wohlrab, v. 1-6, Lpz., 1921-27; в рус. пер.: Соч., пер. Карпова, 2 изд., ч. 1-6, СПБ - М., 1863-79; Творения, пер. В. Соловьева (и др.), т. 1-2, М., 1899-1903; Полн. собр. творений в 15 тт., под ред. С. А. Жебелева (и др.), т. 1, 4, 5, 9, 13, 14, П., 1922-29; Избр. диалоги, (М., 1965).

Литература: Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1, М.-Л., 1928; Лурье С. Я., История античной общественной мысли, М.-Л., 1929; Фельман Э., История античного коммунизма и социализма, (пер. с нем.), СПБ, 1910; Томсон Дж., Исследования по истории др.-греч. общества, т. 2 - Первые философы, пер. с англ., М., 1959; Bisinger J., Der Agrarstaat in Platons Gesetzen, Lpz., 1925; Morrow G. R., Plato's law of slavery in its relation to Greek law, Urbana, 1939; Friedländer P., Platon, 2 Aufl., Bd 1-3, В., 1954-60; Crombie J. M., An examination of Plato's doctrines, v. 1-2, N. Y., 1962-63; Barker E., Political thought of Plato and Aristotle, N. Y., 1959; Gaiser K., Piatons ungeschriebene Lehre, Stuttg., 1963.


Вернуться на главную страницу Платона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС