Пименов Степан Степанович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пименов Степан Степанович

1784-1833

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Степан Степанович Пименов

Степан Степанович Пименов (1784-1833).  Один из крупнейших русских скульпторов начала XIX столетия Степан Степанович Пименов родился в 1784 году в семье скромного служащего петербургской таможни. Обнаружив у сына художественные задатки, родители отдали одиннадцатилетнего мальчика в Академию художеств; незаурядные способности, исключительное трудолюбие вскоре выделили его среди других учеников. Работы Пименова неоднократно отмечались высшими наградами. Так, в 1801 году он получает серебряную медаль за «лепление с натуры», на следующий год — золотую медаль за барельефную композицию «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду».

 «Отличительными качествами Пименова, — писали о нем современники в те годы, — были сильная горячая композиция и бойкая широкая лепка». Пименов принимает участие в конкурсе (в 1802 году) на создание надгробного памятника недавно скончавшемуся любимому наставнику, профессору Академии Михаилу Ивановичу Козловскому (гипс, ГРМ). Победителем стал В. И. Демут-Малиновский, создавший барельефную композицию, отвечающую условиям конкурса. Пименов получил Вторую золотую медаль. Тем не менее, произведение Пименова по совершенству художественного мастерства и поэтичности воплощения замысла не уступало работе Демут-Малиновского. Пименов отказался от сложного аллегорического изображения. Созданное им надгробие просто и величаво. Пименов представил музу ваяния в образе молодой прекрасной женщины, задумчивой и печальной. Опущена ее голова, закрыты глаза, бессильно поникла рука, держащая молоток. Красотой и плавностью линий отличается силуэт склоненной фигуры. В этой работе, совершенной по композиции, ясной по мысли, проявился незаурядный талант молодого скульптора.

В 1803 году Пименов закончил Академию художеств, получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Умерщвление двух варягов-христиан, отказавшихся поклониться Перуну». Вскоре он вместе с другим талантливым выпускником Академии — Демут-Малиновским — приступил к интересной работе по созданию скульптурных украшений для Казанского собора, строившегося по проекту А. Н. Воронихина (1801—1811). Задача была тем ответственней, что в работе принимали участие и скульпторы старшего поколения: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, И. II. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев. В специальном постановлении Совета Академии художеств говорилось «о принятии всех мер, дабы будущие для Казанской церкви работы производились бы наилучшим образом к чести Академии и самих художников». Пименов выполнил для главного фасада две статуи, изображающие князей Владимира (1804—1807) и Александра Невского (1811). Владимир предстает отважным воином, полным энергии и силы. Сурово и сосредоточенно его лицо. Свободна, независима поза. Широким жестом правой руки он сжимает крест, в левой — короткий меч. Скульптор, несомненно, изучал русские народные типы. Однако, стремясь к передаче национального облика своего героя, Пименов все же не смог полностью освободиться от условностей академического искусства. Статуя Владимира по героическому звучанию, ясности образного решения, четкости пластической разработки является одним из лучших образцов монументальной скульптуры начала XIX века. За эту работу Степан Степанович Пименов был избран в академики. 

По сравнению с решительностью, волевой собранностью Владимира, образ Александра Невского решен скульптором иначе. Пименов представил славного полководца после одержанной победы. Опустив на землю щит, сняв доспехи, он с благодарностью обращается к небу. Несмотря на широкую распространенность такого мотива в скульптуре, Пименов отказался от создания внешне эффектного и театрального образа. Александр Невский в его трактовке величав, мудр, полон достоинства. Мягкая, обобщенная лепка лица хорошо передает внутреннее состояние полководца. Обе статуи были отлиты прославленным русским мастером В. П. Екимовым.

Работы Пименова и других скульпторов, украсивших Казанский собор, были высоко оценены современниками. «Успешное построение и украшение сего собора, — писал А. Писарев, — обратит внимание целой Европы на русских гениев художников, и сим ознаменуется эпоха успехов искусств в России нынешнего просвещенного века».

После торжественного открытия Казанского собора Пименова наградили бриллиантовым перстнем. Выдающиеся успехи его были замечены руководством Академии художеств: скульптора произвели в адъюнкт-профессоры и оставили на преподавательской работе. Тогда же Пименову и Демут-Малиновскому поручили создание скульптурных украшений для Горного института, сооруженного также архитектором А. Н. Воронихиным. Здесь с особым блеском проявилось дарование Пименова как скульптора-монументалиста. Скульптурная группа «Геркулес и Антей» (1809—1811) могучей пластикой и мощными формами прекрасно гармонирует с величавой торжественностью здания, массивными колоннами высокого портика.

Скульптор обратился к древнейшему мифу, в котором рассказывается, что Антей черпал силы от матери-земли и пока прикасался к ней был непобедим. Чтобы победить, Гераклу необходимо было оторвать Антея от земли. Скульптор передал самый напряженный момент схватки: Геракл поднял Антея и сжал в могучих объятиях. Мощная фигура словно вросла в землю. Яростно сопротивляется Антей, он пытается освободиться, но тело начинает слабеть. В изнеможении откинутая назад голова и запрокинутая левая рука свидетельствуют о том, что силы его покидают. Великолепно проработана мускулатура борющихся фигур, чувствуется, что скульптор прекрасно знал анатомию человеческого тела. Драматизм борьбы, острота схватки не нарушают, однако, общей торжественности и уравновешенности скульптурной группы. Это достигается цельностью композиции, монументальностью форм, совершенством лепки, выразительностью силуэта. Выполненная из пудожского камня лучшим в то время камнетесом Самсоном Сухановым, группа «Геркулес и Антей» была восторженно встречена петербургской художественной общественностью. Бронзовый отлив с модели был помещен в «Русский музеум», основанный П. П. Свиньиным.

В 1811 году Пименов совместно с Ф. Ф. Щедриным, И. И. Теребеневым, В. И. Демут-Малиновским был приглашен для создания скульптурного убранства воздвигавшегося по проекту А. Д. Захарова Адмиралтейства. Среди исполненных Пименовым статуй (известно, что только за 1812 год он создал «16 фигур из пудожского камня») были аллегорические изображения Огня, Воздуха, Лета, колоссальные статуи стран света — Азии, Америки — и рек Днепра и Невы, предназначавшиеся для верхней колоннады башни. К сожалению, в 1860 году они по распоряжению Александра II были уничтожены.

Деятельность Пименова в начале XIX века отличалась необычайной разносторонностью. Создавая произведения монументальной скульптуры, он работал и в области малой декоративной пластики. В 1809 году художник был приглашен на Петербургский фарфоровый завод (завод им. М. В. Ломоносова) «для надзора по скульптурной части». Здесь он проявил себя как автор серии скульптурных групп и одновременно как

руководитель, наблюдавший за исполнением сервизов. Наибольшей известностью среди работ, созданных Пименовым на заводе, пользовался так называемый Гурьевский сервиз с фигурами русских девушек и парней в национальных костюмах.

В эти же годы, создавая небольшие жанровые фарфоровые статуэтки, Пименов обратился к образам простых русских крестьян. Лучшими из них являются «Девушка с коромыслом» и «Парень-водонос» (1810-е, ГРМ), которые по характеру образного решения очень близки произведениям Венецианова. Последними работами скульптора на фарфоровом заводе были группы «Переход русских войск через Дунай» и «Покровительство России Молдавии и Валахии» (1829), явившиеся откликом на события русско-турецкой войны 1828 года.

Наиболее активный период творческой деятельности Пименова с конца 1810-х до начала 1830-х годов связан с именем архитектора К. И. Росси, в содружестве с которым скульптор создал лучшие монументально-декоративные работы. Начало совместной деятельности Росси и Пименова

относится к 1817 году, когда скульптор исполнил модели воинов для фасадов павильонов Аничкова дворца в Петербурге. В следующем году Росси пригласил Пименова участвовать в работах по украшению двух больших строившихся дворцов — Елагинского и Михайловского. Для Елагинского дворца Пименов создал модели декоративных статуй, предназначавшихся для фасадов кухонного корпуса: барельефы и гермы для оранжереи и горельефные фигуры для вестибюля. Во внешнем убранстве Михайловского дворца (ныне здание Гос. Русского музея) Пименову принадлежат скульптурная композиция крылатых фигур Славы, трофеев в тимпанах главного фасада и многочисленные рельефы над окнами первого этажа. В интерьерах дворца из исполненных Пименовым декоративных украшений сохранились лишь кариатиды в галерее и барельефы в Белоколонном зале.

В творческом содружестве с Демут-Малиновским Пименов участвовал в оформлении здания Главного штаба, торжественная арка которого задумана Росси как памятник победам в Отечественной войне 1812— 1814 годов. Эта скульптурная группа, увенчавшая арку, — пример подлинного синтеза архитектуры и пластики — стала гордостью русского монументального искусства. Рассчитанная на восприятие с различных сторон и большого расстояния, она отличается четкостью и красотой силуэта, обобщенностью форм.

Затем Пименов исполнил скульптуры, украшавшие два больших сооружения, входивших в ансамбль Александринского театра: для Публичной библиотеки – статуя Гомера и Платона, а для театра – колесницу Аполлона. Последние монументальные работы художника связаны с оформлением Нарвских триумфальных ворот. Нарвские ворота воздвигались в Петербурге на месте бывших деревянных, пришедших в ветхость. Это был своеобразный памятник русскому оружию, одержавшему победу в Отечественной войне 1812—1814 годов, памятник доблести и славы русских воинов. Скульптор выполнил статую витязя, которая помещена между колоннами на фоне стены пилона. Образ воина, одетого в костюм древнерусского богатыря, подкупает мужественной силой, спокойной уверенностью. Для колесницы, венчающей арку, Пименов исполнил фигуру Славы (1832).

На протяжении многих лет скульптор преподавал в Академии художеств, с огромным увлечением отдаваясь работе по воспитанию молодых художников. В 1814 году Пименов получил звание профессора, но затем, в 1830 году, по велению Николая I был отстранен от преподавания и уволен «за независимость и смелость суждений». Талантливый скульптор, выдающийся мастер-монументалист, украсивший многие архитектурные памятники Петербурга, должен был оставить любимую работу в расцвете сил.

Жестокость Николая I, постоянные придирки со стороны официальных кругов явились, видимо, одной из причин преждевременной смерти художника. Он скончался в 1833 году в возрасте сорока девяти лет.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 74-79.


Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС