Пильский Пётр Мосеевич |
|
1879-1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пильский Пётр МосеевичПильский Пётр Мосеевич [16(28).1.1879, Орел — 21.12.1941, Рига] — прозаик, литературный и театральный критик. «Моя родина — г.Орел. Там офицер 144-го Каширского полка Мосей Николаевич Пильский женился на дочери графа Девиера, Неониле Михайловне, и первенцем от этого брака родился я» (ИРЛИ. Архив С.А.Венгерова. 2-е собр. автобиографий. №2176). Пильский окончил 4-й Московский кадетский корпус, а затем Александровское военное училище, откуда в 1894 выпущен в 120-й Серпуховской полк, размещенный в Минске. Печататься Пильский начал еще кадетом, а первые значительные публикации появились в «Минском листке» в 1895-97. Выйдя в отставку, Пильский приехал в столицу, где сотрудничал в «Биржевых новостях» и многих других изданиях. В 1902 Пильский опубликовал первые рассказы: «Подруги», «У фабричной трубы», «Сумасшедший дом» и др. В начале 1900-х Пильский получил широкую известность как журналист и театральный критик, выступая «по вопросам революции и искусства». В апр.-мае 1905 дважды был арестован. Против Пильского как автора брошюры «Охранный шпионат» (1906) было «возбуждено судебное преследование», в ней усмотрели «оскорбительную и резкую критику деятельности русской Государственной полиции» (РГИА. Ф.777. Оп.7. Ед.хр.179). Тираж был изъят из типографии. Через 2 года его снова подвергли судебному преследованию за статью против смертной казни (Кладбище // Утро. 1908. 7 июля. №6). Пильский выпустил сборник «Рассказы» (1907; 2-е изд. 1910), отмеченный А.И.Куприным: «Внутреннее настроение его рассказов производит... сильное впечатление» (РГАЛИ. Ф.2517. Оп.1. Ед. хр. 151. Л.47), и 2 книги критических статей: «Проблемы пола, половые авторы и половой герой» (1909) и «Критические статьи» (1910). Восторженную характеристику Пильскому-журналисту дал Л.П.Гроссман: «Его стиль изумительно богат, блестящ, ослепителен... книга Пильского представляет собой горячую, субъективную, интимную импровизацию ума» (Одесские новости. 1910. №8019. 19 янв.). К этому времени относятся упоминания о Пильском в мемуаристике: «Яркий богемист Пётр Пильский был талантливый, своеобразный, экспансивный... критик-публицист» (Н.Н.Ходотов), «изящный молодой человек... В пенсне. Гладко выбритый подбородок. Чистенький костюмчик. Модный галстук... Франт» (Старый журналист Д'Ор), «Известный критик и журналист... удивительно одаренный человек... щеголяющий изысканными парадоксами» (А.И.Дейч). В 1910-13 Пильский ездил по югу России, публиковал статьи в киевских газетах и «Одесских новостях», вел литературные вечера, впервые представляя публике В.П.Катаева и Э.Багрицкого, открывал вечер футуристов. Пильский был автором статей и очерков о творчестве Чехова, Куприна, Бунина, Брюсова, М.П.Арцыбашева, Л.Н.Андреева и др. Его известность была почти легендарной. В 1914 Пильский был призван в армию, получил тяжелое ранение на фронте. Через год смог вернуться к литературной деятельности, работал в «Журнале журналов», «Солнце России», «Аргусе», «Русской воле», «Театре и искусстве» и др. После Февральской революции Пильский начал издавать собственный журнал «Эшафот» («орган памфлетов», выходящий «в дни именин глупости и бесчестия»), в котором печатались А.Т.Аверченко, А.В.Амфитеатров, А.С.Грин, Тэффи и др. После третьего номера журнал был закрыт из-за враждебных выпадов против большевиков. Резкие отзывы Пильского о «марксистских» авторах (А.В.Луначарском, Л.Д.Троцком и др.) появились еще в 1900-х (Кадриль слепых// Свободные мысли. 1908. №50). В 1918 Пильский перешел в газету «Петроградское эхо» (под ред. И.М.Василевского), где после ряда острых фельетонов («Реакция», «Жаль графа Мирбаха» и пр.) напечатал статью «Смирительную рубаху!» (1918. №64), за которую был арестован и отправлен в военную тюрьму. Ему приписывалась «цель вызвать в массах недоверие к Советской власти и враждебное к ней отношение» (Архив ФСБ СПб. Постановление по делу Кекуатовых... и Пильского. №5030). Дело было передано в ревтрибунал; П. выпустили из тюрьмы с подпиской о невыезде. Однако он спешно отправился в Киев, затем в Херсон, оттуда через Румынию пробрался в Прибалтику. Историю своего бегства Пильский обрисовал в рассказе «Приговоренные (Горькие воспоминания)», опубликованном в ревельской газете «Последние известия» 4 дек. 1922. В эмиграции Пильский выступал на страницах многочисленных периодических изданий («Сегодня», «Сегодня вечером», «Последние известия», «Новое русское слово», «Для Вас», «Числа» и др.). В рижской газете «Сегодня» появилось более 2000 его публикаций. В 1920-х он выпустил вместе с В.Гадалиным, возглавлявшим издательство «Литература» в Риге, ряд сочинений современных авторов, живших как за рубежом (А.И.Куприн, Н.Н.Брешко-Брешковский и др.), так и в России (М.М.Зощенко, М.А.Булгаков и пр.), сопроводив их обширными статьями. В 1927 Пильский под псевдонимом П.Хрущёв (с предисл. А.И.Куприна) выпустил в Риге роман «Тайна и кровь» (другое название «На службе ЧК»), Роман тогда же был переведен на несколько яз., вышел во Франции и Англии. В нем Пильский нетрадиционно использовал форму детективного романа, действие изобилует резкими перипетиями, почти кинематографичны смены планов. Сюжет — о борьбе антибольшевистских сил с всевластным ЧК-ГПУ, где герой пытался противодействовать злу, прикидываясь его служителем. В книгу «Роман с театром» (1928) вошли портреты знаменитых актеров, театральных критиков, а также эссеистские главы. Память об уходящем прошлом Пильского постарался запечатлеть и в книге «Затуманившийся мир» (1929), составленной из статей о Ф.Сологубе, В.В.Розанове, С.С.Юшкевиче, И.В.Одоевцевой, А.Аверченко и др., а также о писателях советских — И.Э.Бабеле, М.М.Зощенко, В.В.Маяковском и др. Пильский не принадлежал ни к какой литературной группировке, никогда не связывал своего имени с каким-то определенным ж. или еженедельником, предпочитая печататься в разных, зачастую противоположных по эстетическим взглядам издательства. Но всегда поддерживал «дерзкое новаторство, искание» как таковое (Футурист ли я? // Одесские новости. 1914. 25 янв.). Пильский ставил задачу довести критику до «поэтической формулы». Художественность критики Пильского отметили И.С.Шмелев («Он, критикуя, порой творит» // Россия и славянство. 1931. 25 апр.), А.Амфитеатров (Определился... как литературный и театральный критик-эссеист ярко художественного значения // Сегодня. 1931. 19 апр.), Алданов, Куприн и др. Пильского часто причисляли к деятелям «фельетонной» критики начала века, но он скорее принадлежал к направлению «импрессионистической» критики, куда сам относил прежде всего писателей той эпохи (А.Белого, Вяч.Иванова, 3.Н.Гиппиус и др.). В 1940 Пильский тяжело заболел. Болезнь спасла его от ареста после прихода в Ригу советских войск. Его огромный литературный архив был вывезен властями и, вероятно, погиб. После обысков болезнь ухудшилась — его разбил паралич. Пролежав год, Пильский скончался уже после прихода в Латвию немецких войск. Какие-то отрывки записей Пильского его вдова, артистка Е.С.Кузнецова, увезла в конце 1940-х через Германию в Америку. Похоронен Пильский на Покровском православном кладбище в Риге, но могила его утеряна. Т.Д.Исмагулова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 65-67. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Рассказы. СПб., 1907; 2-е изд. 1910; Критические статьи. СПб., 1910; Подруги: сб. рассказов. Пг., 1917; Охранка и провокация. Пг., 1917; Тайна и кровь: роман. Рига, 1927; 2-е изд. 1930; Роман с театром. Рига, 1928; Затуманившийся мир. Рига, 1929; О тех, кого я знал (В.В.Розанов, И.И.Ясинский, А.В.Амфитеатров, А.Блок и А.Белый, А.Аверченко, И.Бабель) // Время и мы. 1987. №94. С.207-242; Аркадий Аверченко // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. Мемуары / сост., автор предисл. и комм. В. Крейд. М., 1994. с.335-338. Литература:Амфитеатров А. Рыцарь художественной критики // Сегодня. 1931. 19 апр.; Куприн А. Пётр Пильский (Тридцать лет литературной деятельности) // Сегодня. 1931. 19 апр.; Шмелев И. П.М.Пильский (К 30-летию литературной деятельности) // Россия и славянство. Париж. 1931. 25 апр.; Саввич Н. Критик-художник (К 70-летию со дня рождения Петра Пильского) // Грани. 1947. №3 С. 39-40; Слоним М. Пётр Пильский (К 15-летию со дня смерти) // Новое русское слово. 1956. 12 дек.; Абызов Ю. Пётр Пильский: Опыт столичной и провинциальной биографии // Даугава. 1993. №5. С.163-172; Шашайкин А.М. Пильский Петр Моисеевич // Писатели Русского зарубежья (1918-1940): справочник. Ч.2. М., 1994. С.185-190; Исмагулова Т. Фельетонист, бежавший из столицы... (Пётр Пильский) // Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX в.: Тезисы докладов и сообщений научной конференции 19-20 марта. СПб., 1996. С.242-246; Исмагулова Т. Журналист и власть (Пётр Пильский) // Личность и власть в истории России XIX-XX вв. Материалы научной конференции. СПб., 1997. С.94-98.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |