Парпара Анатолий Анатольевич |
|
р. 1940 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анатолий Анатольевич Парпара
Парпара Анатолий Анатольевич (15.7.1940, Москва [7.11.2020]) — поэт. Отец, потомок гетманов Запорожской Сечи, родился на Украине, служил и работал в Москве, воевал; мать родом из крестьян Смоленской области, работала на заводе. Детство поэта прошло в оккупированной фашистами Смоленской обл. Драматизм событий, пережитых им во время оккупации, впоследствии отразится в стихах, составивших поэму «Незабываемое» (1970-87). Окончив среднюю школу в Москве, работал на заводе им. Хруничева в Москве, служил на флоте, в 1968 окончил факультет журналистики МГУ. Навсегда сохранил уважение к рабочим, чей облик с любовью воссоздал в своих стихах. Писать рассказы и стихи начал в 15 лет. Первая публикация была в авг. 1957 в многотиражной газете «Все для Родины» завода им. Хруничева, затем печатался во флотских изданиях «На вахте» (Таллин), «Страж Балтики» (Калининград), газетах: «Молодежь Эстонии», «Советская Эстония»; позже — в журнале «Москва», «Огонек», «Октябрь», «Молодая гвардия». Среди поэтов, оказавших на него особенное влияние, Парпара указывает Г.Державина, М.Лермонтова, Н.Гумилева, С.Есенина, Л.Мартынова, А.Недогонова. Описывая начало своего творческого пути, Парпара называет себя «тихим лириком с гражданским голосом», для которого нравственный, этический момент всегда являлся определяющим при оценке людей и событий. Первая поэтическая книга «Ладомирка» вышла в 1972 с предисл. В.Д.Цыбина в сборнике «Перекрестки», первый самостоятельный сборник «Первый перевал» — в 1973. Одной из главных в раннем творчестве стала тема труда. Создавая портрет своего поколения («Мое поколение»), Парпара пишет о своих сверстниках как о людях, не привыкших жить на всем готовом, «кланяться беде». Уже в этом сборнике поэт обращается к раздумьям об историческом прошлом России («Поклонная гора», «Петр Великий в Архангельске», «Мне далеко не все равно...»). Лирический пейзаж, как правило, предваряет размышления о любви. Особой выразительности автору удается достичь при описании городского пейзажа «Вид на Кунцево», в котором изображенные световые потоки символизируют единство разных начал в душе человека: небесного и земного. В этом же сборнике появляется стих, о военном детстве «Солдаты», тема нравственного самоопределения — «В Заполярье» («Как подсолнух к светилу, тянулся к добру»). Важной вехой на творческом пути Парпара стал следующий сб. «И жизнь права» (1979). Поэт не мыслит себя вне народа, размышляя о его судьбе, о национальном характере («Равнинные люди»). Тема России получает дальнейшее развитие в стих. «Раздумья о Родине», «Некрасов в Париже в 1857 году», «У дальней сопки Кунашира», «Родина», «Имя Отчизны дается с рожденья». Вместе с тем развивается и лирико-философская тема — размышления о быстротечности времени, о смерти и бессмертии. Рецензируя эти сборники, Р.Казакова отмечала «целомудренное, застенчиво-нежное и ответственное чувство любви к родной земле, серьезность поэтического мышления, значительность тем». О творчестве Парпара конца 1970-х В.Фирсов писал: «Стихи его традиционны в добром понимании этого слова. Это поэзия крепких, здоровых национальных корней — русских, славянских». Критик находит много общего между поэзией Парпара и В.Соколова, В.Цыбина, которых сближает «естественность, искренность, тонкость чувства», а также «глубинная внутренняя интонация». Своеобразие дара Парпары критик видел в том, что «в его поэзии сливаются воедино открытая гражданственность, лиризм и философичность, стихи Парпары никогда не возникают на почве одной голой эмоции, чувству всегда сопутствует раздумье». В стихотворении «Грустная песня в свинцовом рождается небе» В.Фирсов отмечал «удивительную музыку, звукопись этих строк... по своему мастерству, образности они близки лучшим стихам Николая Рубцова» (Фирсов В.- С.304-307). Большое количество откликов вызвал сборник «Прилив» (1986). Здесь возникает тема соборности, общности, единства всех людей, живущих на земле: «И чувство высоты в груди. / Оно ведет от чувства рода / К великой общности земли». В этой книге помещен цикл стих, о военном детстве: «Перевожу поэтов Палестины», «Лебеда», «Ликвидация». Впоследствии на основе этих стих, будет создана поэма «Незабываемое». Стихи о творчестве — это не только дань уважения к конкретным поэтам, но и размышление о природе искусства: «Но у творца особенная стать. / И чтоб создать сияющие звезды, / Необходимо целый мир создать». В поэтической драме «Гагарин, или Три дня из жизни космонавта» Парпара воссоздает «образ первого человека, шагнувшего за пределы Земли» (Ерхов Е.— С.287). Это произведение было отмечено Федерацией космонавтики СССР золотой медалью Ю.А.Гагарина. Вершина творчества Парпары — исторические драмы, составившие дилогию: «Противоборство» и «Потрясение», в которых поэт предстал как автор крупномасштабных полотен. Дилогия была удостоена Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького в 1989. Поэт впервые обратился к изображению личности Ивана III, который, по свидетельству академика Б.Рыбакова, не был «воспет ни современниками, ни потомками, хотя обозначенная его именем эпоха вполне достойна эпического увековечения». О.Дмитриев оценил художественного достоинства драмы: «Великие предвидения Ивана III, возня вокруг него мешающих людишек разного звания, говор московских простолюдинов, звуки и приметы давних лет слились в единое действо» (Дмитриев О. Нить, связующая века // Литературная Россия. 1986. 11 апр. С.14). В исторической драме «Потрясение» поэт изображает Россию 1610-12 годов. Как несомненную удачу автора И.Денисова отмечает образы Дмитрия Шуйского, царя Василия, патриарха Гермогена, Сигизмунда III, дьяка Луговского, наконец, самого Надей Гусакова. Как писал А.Мишин, «терпение, ловкость и мужество русских воинов показано автором с особой любовью, характеры их цельны, поступки благородны» (Мишин А. Голос предков наших // Рабочий путь. 1989. 5 нояб. С.3). Критики подчеркивали, что «автор изображает войну не только как столкновение армий, но и как противоборство идеологий, одна из которых зиждется на мирном труде, любви к родной земле, народной морали, другая — на хищничестве, ненависти не только к врагам, но и к союзникам, на безнравственности» (Кожемякин А.С. С таким народом вечно быть России // Молодая гвардия. 1995. №11. С.277), и видели достоинство Парпара в том, что «ему удалось передать дух того времени, его трагизм и мощь» (Федорова Н. О дилогии Анатолия Парпары «Противоборство» и «Потрясение» // Литературная Россия. 1989. №45. С.84). Естественным, закономерным является и выдвижение темы России на первый план в лирике поэта, опубликованной в 1990-е — сб. «Время раздумий» (1994), где выражены боль и тревога за судьбу страны: «Терновый на челе ее венец», «Неужто в нас нет боли и печали, / Чтоб осознать нахлынувший разбой?», «Страна, летящая в разбой». В 1993 Парпара основал фонд им. М.Ю.Лермонтова, который проводит большую культурно-воспитательную работу, развивая лучшие традиции отечественной литературы и культуры. В 1996 поэт становится редактором основанной им «Исторической газеты». В 1997 выходит книга «Парпародии», а в 2002-04 публикуются первые 3 тома из четырехтомника избранных произведений. В течение многих лет Парпара занимается переводами, за что награжден премией «Злато перо» (Македония, 1995), золотой медалью Субраманьи Баранди (Индия, 1982). Стихи Парпара переводились на многие языки, книги его выходили в Праге и Дели, Скопье и Дамаске, Коломбо и Софии. Парпара — действительный член Академии российской словесности, заслуженный работник культуры России (1982), награжден орденом Дружбы народов (1986), а также награжден Патриархом Русской Православной Церкви золотой медалью Даниила Московского (2001). Э.М. Родионова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 23-25.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Анатолий ПАРПАРА. «Но я решил, что мне поэзия нужна…» (МОЛОКО. Русский литературный журнал). Анатолий ПАРПАРА. Ночной рассказ. (МОЛОКО. Русский литературный журнал). Ирина УШАКОВА. Памяти поэта, просветителя, основателя «Исторической газеты» Анатолия Парпары. (СУЖДЕНИЯ. Исторический журнал). Сочинения:Избранные произведения: в 4 т. М., 2002-04; Ладомирка // Перекрестки. М., 1972; Первый перевал. М., 1973; Постижение пространства. М., 1979; И жизнь права. М., 1979; Раздумье о родине. М., 1984; Поступок. М., 1985; Прилив. М., 1986; Глубокое небо. М., 1986; Возраст сердца. М., 1986; Противоборство: Историческая драма. Тула, 1988; Потрясение: Историческая драма. М., 1989; Здесь дом моих детей. М., 1992; Пар-пародии. М., 1997. Литература:Смирнов С. Слово о поэте // Парпара А. Первый перевал. М., 1973; Фирсов В. На линии огня // Молодая гвардия. 1980. №2. С.303-308; Поперечный А. Незаемная достоверность // Байкал. 1981. №6. С.131; Соколов В. С историей наедине // Литературная газета. 1985. 20 нояб. С.4; Федорин И. [Рец. на книги А.Парпары «Поступок», «Прилив», «Глубокое небо»] // Литературное обозрение. 1988. №4. С.79-80; Денисова И. Анатолий Парпара // Дон. 1988. №10. С.151-152; Ерхов Е. В дни света и непогоды // Молодая гвардия. 1988. №2. С.285-288; Рыбаков Б. Послесл. к драме «Противоборство». Тула. 1988. С.126; Бугаев В. С пристрастием и любовью // Литературная газета. 1988. 12 окт. С.4; Жулева А. Лихолетья боль // Литературная Россия. 1995. №18-19. С.5; Алексеев А. [Предисл. к стихам А.Парпары] // Москва. 2000. №7. С.60-61.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |