Парфений (Васильев-Чертков) |
|
1782-1853 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Парфений (в миру Васильев-Чертков Павел Васильевич), архиепископ (10[21].08.1782—5[17].08.1853), проповедник, церковно-общественный публицист. Из семьи дьякона. Окончив курс в Московской Славяно-греко-латинской академии (1790 — янв. 1803), остался служить в ней. С окт. 1810, после пострижения в монашество (по совету митрополита Московского Платона) с именем Парфения, определен проповедником при сохранении прежних учительских должностей. Первое из известных слов Парфения — «Слово в неделю первую Великого Поста», содержащее призыв идти «узким» (аскетичным) и скорбным путем Христа. Будучи наставником и монастырским настоятелем, Парфений, судя по прижизненным и посмертным публикациям, преимущественно обращался к слушателям с церковными поучениями (в которых призывал искать прежде всего не земное благоденствие, а царствие Божие). Исключения составляют приветственные слова в дни рождений и тезоименитств особ царской фамилии (имп. Александра I, имп. Марии Федоровны, цесаревича Константина Павловича и др.). Проповеди Парфения, какой бы темы они ни касались, отличаются обстоятельным знанием Священного писания, ясностью мысли, строгой структурой речи, энергией и простотой изложения. По свидетельству очевидцев, сопутствовавшая Парфению известность проповедника в большой степени основывалась и на силе непосредственного, личного влияния на слушателя. В июле 1839 по поручению Синода архиепископ составил и вел церковный церемониал, сопровождавший перенесение праха кн. П. И. Багратиона из Владимирской губ. на Бородинское поле. Перед окончанием заупокойной службы он произнес «Речь в напутствование тела кн. П. И. Багратиона, по высочайшему повелению назначенного к преданию земле на поле Бородинском». Энергичное, исполненное высокого одушевления слово вместило и мысли о бессмертии души, и лаконичный анализ сложных условий Бородинской битвы, и понимание трагизма подвига Багратиона («Ты всегда учил твоих ратоборцев побеждать врагов», «но здесь ты учил умирать за Отечество»), и оценку огромного значения «искупительной жертвы». Ист.: Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Здесь читайте:Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|