Панова Вера Федоровна |
|
1905 - 1973 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вера Федоровна ПановаПанова Вера Федоровна (1905/1973) — советская писательница. Творчество включает романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии. Писательница поднимает в этих произведениях социально-нравственные проблемы своего времени, анализирует психологию современных характеров и отношений. Наибольшую известность приобрели повести «Спутники» (1946), «Сережа» (1955); романы «Кружилиха» (1947), «Времена года» (1953). В 1958 году создает «Сентиментальный роман», представляющий собой художественный портрет поколения 20-х годов XX века. Лауреат Государственной премии СССР (1947, 1948, 1950). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 208. Панова Вера Федоровна (1905 - 1973), прозаик, драматург, сценарист. Родилась 7 марта (20 н.с.) в Ростове-на-Дону. В раннем детстве потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи. В 17 лет работала в редакции ростовской газеты "Трудовой Дон". В 1926 - 27 под псевдонимом "Вера Вельтман" писала фельетоны, будучи ведущей отдела фельетона в газете "Советский Юг". До середины 1930-х работала в детских газетах и журналах Ростова ("Ленинские внучата", "Костер", "Горн"). В 1940 Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио. Первую повесть написала в 1945 - "Семья Пирожковых" (в новой редакции 1959 - "Евдокия"). Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести "Спутники", увидевшей свет в 1946 (Государственная премия СССР, 1947). В 1947 выходит роман "Кружилиха" о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию. В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: "Ясный берег"(1949), "Сентиментальный роман" (1958), "Времена года" (1953). В 1955 повестью "Сережа" открывается цикл произведений Пановой о детях: "Валя", "Володя", "Мальчик и девочка" и др. В середине 1960-х обращается к жанру исторической повести. Сюжеты "Сказания об Ольге" и "Сказания о Феодосии" взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести "Кто умирает" (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей "Лики на заре" (1966). Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: "Метелица" (1957), "Проводы белых ночей" (1961), "Еще не вечер" (1965) и др. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: "Сережа", "Евдокия", "Високосный год", "Поезд милосердия", "Рано утром", "Мальчик и девочка" и др. Умерла В.Панова в 1973 в Ленинграде. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Панова Вера Фёдоровна [7(20).3.1905, Ростов-на-Дону — 3.3.1973, Ленинград; похоронена в пос. Комарово под Петербургом] — прозаик. Отец Пановой — помощник бухгалтера в одном из ростовских банков, происходил из богатой, но разорившейся купеческой семьи. Мать — учительница музыки. Детство и юность будущей писательницы, оставшейся без отца и почти без средств к существованию, прошли в нужде. Вместе с тем о Ростове, своем родном городе, она сохранила нежные воспоминания, отразившиеся в ее произведениях. В то же время ростовский обыватель привил ей отвращение к мещанству, торгашеству, нечистому быту, меркантильным отношениям между людьми. Неудивительно, что разоблачение мещанства прошло через все ее творчество, в т.ч. в «Спутниках», «Кружилихе», «Сентиментальном романе», «Временах года» и др. Поступив в гимназию, Панова не смогла ее окончить из-за нужды, угнетавшей семью, и должна была искать самостоятельных заработков. Сначала это были репетиторские уроки, а затем работа в редакции ростовской газете «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится основным занятием Пановой. Занимаясь журналистикой, она познакомилась в редакциях газет с Н.Погодиным, Вл.Ставским, Ю.Юзовским, А.Фадеевым. В Ростов приезжали Вл.Маяковский, А.Мариенгоф, С.Есенин, А.Луначарский. С середины 1920-х Панова регулярно печатается в газете «Трудовой Дон», «Молодежь Дона», «Советский Юг» и др. Под псевдонимом В.Старосельская (по фамилии мужа), а затем — Вера Вельтман, напоминавшем о полузабытом писателе XIX в., Панова опубликовала много корреспонденции, очерков, статей, фельетонов. Причем фельетоны оказались у молодой писательницы наиболее удачными («Три исходящие», «Непризнанный гений», «Ветеринария по-черниговски», «Верховный жрец», «Фиговый листок», «Столичный литератор»). Эти публикации принесли ей первую, хотя и местную известность. Не прошли они бесследно и для более позднего творчества, оставив свой след в виде тонкой иронии, юмора, которые будут свойственны мн. ее знаменитым впоследствии произведениям. Зимой 1934/35 произошел трагический перелом — был арестован по ложному обвинению ее второй муж Б.Вахтин, и Панова, боясь преследований, перебралась с детьми на Украину в с.Шишаки Полтавской обл. Там она пишет оказавшуюся, впрочем, неудачной трагедию в стихах о борьбе испанских республиканцев с франкистами. Интерес к драматургии оказался сильным и творчески проявлялся на протяжении всей ее писательской деятельности. Когда в 1933 Панова приехала в Ленинград, она всерьез занялась проблемами театра. В довоенных пьесах «Илья Косогор» (1939), «В старой Москве» (1940) Панова обратилась к предреволюционным годам — к изображению мещанско-обывательского быта, оказавшегося живучим и в последующую эпоху. Пьеса «В старой Москве» была поставлена в Москве Ю.Завадским, а в Ленинграде ее репетировали перед войной в Театре им. А.Пушкина (реж. Л.Вивьен). Великую Отечественную войну Панова встретила в Пушкине (под Ленинградом) и до прихода немцев эвакуироваться не успела. С ребенком (двое детей оставались в Шишаках на Украине) Панова с тяжкими бедствиями добралась до украинского села. Впечатления от этого драматичного пути впоследствии отрзились в ее пьесе «Метелица» (1942, под названием «Военнопленные», 2-я ред.— 1957) и в последней автобиографической повести «О моей жизни, книгах и читателях». В селе, на оккупированной территории, Панова познала на собственном опыте всю глубину народных бедствий. Она вышла из этого испытания нравственно закаленной и полной новых замыслов. В конце 1943 ей удалось с Украины перебраться в Пермь. Этот город сыграл в ее жизни большую роль, поскольку именно там, в редакции газеты, она получила задание поехать корреспондентом в «образцовом» санитарном поезде, чтобы написать брошюру об опыте работы его персонала. Но еще до отъезда в прифронтовую полосу Панова написала небольшую повесть «Семья Пирожковых» (1944) — потом, в новой редакции, она стала известна под названием «Евдокия» (1957; по повести был снят одноименный фильм). Панова склонна была считать это произведение своим подлинным литературным дебютом, так как, по ее словам, именно «Евдокию» она впервые писала свободно и в настоящей своей манере. Тогда же в Перми Панова начала писать большой роман о заводской жизни, о рабочем поселке Мотовилиха. Через несколько лет этот роман стал известен читателям под названием «Кружилиха» (1947). В разгар работы она и отправилась по заданию редакции на санитарном поезде №312. Среди врачей, медсестер, раненых она провела около 2 месяцев. За это время поезд совершил 4 рейса, во время которых под стук колес и начала создаваться повесть «Спутники» (1946) — лучшее произведение Пановой, принадлежащее к классике литературы советского периода. Панова была принята в СП. С повести «Спутники» началась подлинная, большая известность писательницы. Панова сумела создать небольшую, но выразительную галерею характеров. Каждому из основных героев посвящены отдельные главки: «Данилов», «Лена», «Доктор Белов», «Юлия Дмитриевна». По своему построению «Спутники» представляют собою как бы цепь законченных портретных новелл, которые незаметно для читателя, вместе с изменяющимся фокусом авторского повествования, создают целостный, достаточно масштабный художественный организм. Судьбы героев Пановой драматичны и неизменно даны в перспективе их жизненного развития: живя в настоящем, они раскрывают свою душу, обращаясь к воспоминаниям о прошлом, а их мечты о будущем, очень разные, тоже по-своему дают проекцию дальнейшего возможного пути в послевоенной жизни. Книга подкупает тонким психологизмом, выразительностью портретных деталей, абсолютной психологической правдивостью и напряженным внутренним авторским лиризмом, впервые с такой силой проявившимся в манере писательницы. В повести нет центрального героя, но есть главный мотив, который соединяет в единое целое все характеры, все разрозненные внешне судьбы. Этот главный мотив можно назвать ощущением, переживанием и передачей в художественном слове самого потока времени. Не случайно 3 части «Спутников» озаглавлены «Ночь», «Утро», «День», что в конкретном худож. воплощении имеет одновременно и обобщенный, символический характер. Заключительная часть «Спутников» — «День» — знаменует собою своего рода итог и предчувствие финала, т.е. конца войны, и наступление нового времени в жизни государства — его послевоенного дня. Роман «Кружилиха» (1947), написанный раньше «Спутников», вызвал большой интерес как своего рода разновидность широко распространенного в советской литературе «производственного» романа. Главный конфликт «Кружилихи», развертывающийся между директором завода Листопадом и профсоюзным лидером Уздечкиным, лежит в отличие от большинства «производственных» романов почти исключительно в нравственной сфере. Именно эта сторона произведения вызывала в тогдашней критике, на многочисленных обсуждениях наибольшие сомнения и противоречивость в оценках. Но Панова была в «Кружилихе» верна себе: ее всегда интересовали и волновали нравственные проблемы. Все «производственное» (так же как в «Спутниках» «военное») зависело от нравственности людей, от следования этическим нормам, от богатства или обедненности человеческой личности. От изображения заводской жизни Панова перешла (что было неожиданностью не только для читателей, но и для критики) к изображению совр. деревни. Она и сама, будучи сугубо городским человеком, поначалу сомневалась в успехе начатого ею дела. Чтобы ближе познакомиться с сельской жизнью послевоенного села, она поехала в один из животноводческих совхозов. И все же в основе ее впечатлений, ее знаний о людях деревни лежали переживания, связанные с тем украинским с.Шишаки, где она жила временами до войны и где перенесла тяготы оккупации. В «Ясном береге» (1949) впервые у Пановой проникновенно показана русская природа и передана сама атмосфера деревенской действительности. В том животноводческом совхозе, где Панова провела некоторое время для сбора материала, она встретилась с человеком, послужившим ей когда-то прототипом для Данилова из «Спутников». Эта встреча повлекла за собою воспоминания о войне, а также необходимость так или иначе включить военную память, ее незарубцевавшиеся раны в свое повествование. Однако общая тональность повести, овеянная дыханием недавней победы и надеждами на будущее, была оптимистичной и светлой. Конфликты, уже вырисовывавшиеся в то время в сельской жизни, почти не задели внимания писательницы, да и общие требования к литературе («теория бесконфликтности») не располагали к жесткому анализу социальных явлений. Литература вплотную займется этими проблемами в недалеком будущем. Но характерно, что критика, в общем положительно оценившая повесть («Ясный берег», как и «Спутники» и «Кружилиха», получил Сталинскую премию), все же упрекала автора в сглаженности жизненных противоречий, в «голубизне» и некоторой сентиментальности повествования. В «Ясном береге» в одной из главок появился 5-летний мальчик Сережа — ему и предстояло стать главным героем повести, появившейся через несколько лет,— «Сережа» (1955). К.Чуковский назвал эту книгу «классическим» произведением в литературе о детях. Вполне возможно, что образ ребенка был толчком к разработке темы поколений в романе «Времена года» (1953). В отличие от «Ясного берега» в нем подняты острые проблемы общественной морали и затронуты социальные противоречия; уже начавшие волновать многих писателей. Анализируя тот тип молодежи, который представлен в образе Геннадия Куприянова, Панова в сущности впервые обратила общественное внимание на истоки равнодушия и скептицизма, свойственные части юношества. Она увидела здесь совершенно реальную опасность. Критика не сразу по достоинству оценила эти попытки вторгнуться в сложнейшие проблемы общественной морали. Писательницу нередко упрекали, анализируя роман, за пристрастие к «вечным» проблемам и к «вневременной человечности», в абстрактном гуманизме и т.д. Это было несправедливо и шло вразрез с самим романом, нацеленным на познание современности (о чем Панова говорила в интервью, статьях и заметках). После романа «Времена года» (романа о молодежи) Панова обратилась к изображению старшего поколения «Сентиментальный роман» (1958) образует вместе с «Временами года» как бы своеобразную, впрочем не предусматривавшуюся автором, дилогию на тему «отцы и дети». Это автобиографическое повествование, где Панова пишет о юности, о Ростове, о молодежных спорах своего времени. Естественно, что роман, названный самим автором сентиментальным, проникнут чувством сильнейшего лирического переживания. Возвращение в юность дало возможность лирической манере писательницы полностью реализовать себя. Роман плотно насыщен реалиями 1920-х. Автор не обходит тогдашних противоречий, но все же юность, с ее чистотой и бескорыстностью, с ее общественным темпераментом, является главным героем произведения. «Сентиментальный роман» критика по праву ставила в один ряд с широко развивавшейся в те годы в советской литературе «лирической прозой» («Дневные звезды» О.Берггольц и др.). В последние годы жизни в своем исследовательском пафосе «истоков» Панова пошла еще дальше — в глубь истории Она пишет исторические рассказы о Древней Руси (княгиня Ольга), о периоде Смуты, об Иване Грозном. Все эти вещи были собраны в книге «Лики на заре» (1966). По ее словам, она использовала в своих исторических картинах и портретах «технику мозаики» Из отдельных фрагментов прошлого складывалась в целом выразительная панорама давних времен. Произведения полны аллюзий и аналогов. Панова подталкивала читателей к размышлениям сопоставительного характера. Главнейшей и остро актуальной темой ее «мозаик» была проблема власти и народа, тирании и моральной ответственности перед государством и нацией. Последним произведением Пановой стала книга «О моей жизни, книгах и читателях», опубликованная в 1975, уже после смерти писательницы. А.И.Павловский Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 13-16. Далее читайте:Вахтин Борис Борисович (1930-1981), прозаик, сын Веры Федоровны. Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. 23 марта 1979 года (фрагмент о повести "Ясный берег"). Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС в 5 т. Л, 1969-70, Избранные сочинения в 2 т Л., 1956, Киноповести Л., 1966, Лики на заре Исторические повести Л, 1966, Поговорим о странностях любви пьесы Л, 1968, Заметки литератора Л., 1972, Сказание об Ольге Кто умирает Л, 1978, Избранные произведения в 2 т. Л., 1980 Литература:Фрадкина С. В мире героев Веры Пановой Пермь, 1961, Плоткин Л. Творчество Веры Пановой Л, 1962, Богуславская 3. Вера Панова М, 1963, Нинов А. Вера Панова Жизнь Творчество Современники Л, 1980, Юрьева С. Вера Панова. Страницы жизни. К биографии писательницы Нью-Йорк, 1993, Воспоминания о Вере Пановой сб. статей М, 1988
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |