Панов Василий Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Панов Василий Алексеевич

1819-1849

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Василий Алексеевич Панов

Панов Василий Алексеевич (17[29].08.1819—21.10[2.11]. 1849), литератор, историк-славист, издатель-редактор. Родился в с. Анастасово Курмышского у. Симбирской губ. Отец — отставной гвардии штабс-капитан. Учился на филологическом факультете Московского университета (с 1835). В Москве вошел в круг славянофилов: посещал салон А. П. Елагиной, тесно общался с ее сыновьями (в т. ч. от первого брака — И. В. и П. В. Киреевскими), подружился с Д. А. Валуевым, сошелся с семьей Аксаковых (состоял с нею в родстве — шурин брата С. Т. Аксакова и дядя А. Н. Аксакова по матери), с Ю. Ф. Самариным, А. С. Хомяковым, Н. М. Языковым, А. Н. Поповым, позже — с Ф. В. Чижовым, в 40-е бывал также в салоне Е. А. Свербеевой и Д. Н. Свербеева (двоюродного дяди); дружил с М. Н. Катковым и приятельствовал с С. М. Соловьевым (примыкавшим одно время к этому кругу).

В к. янв. — н. февр. 1840 в доме Аксаковых познакомился с Н. В. Гоголем, которого «вполне понимал и ценил» (Аксаков С. Т.), а 13 апр. с радостью вызвался, «пожертвовав всеми своими расчетами» (в т. ч. экзаменом на магистра), сопровождать хворающего писателя за границу в Рим.

Пребывая в Европе после расставания с Гоголем (в 1-й пол. мая 1841) еще два года, Панов занимался историческими изысканиями в Праге. Вернувшись в Москву (летом 1843), Панов издал этнографическую брошюру «Путешествие по землям западных и южных славян. Ч. 1. Которский округ в Далмации» (М., 1844), а на вырученные деньги и пожертвования послал церковные книги и утварь славянским монастырям. Возбуждая интерес русского общества к зарубежному славянству и проблемам общеславянской солидарности на православной основе, публикует в журнале «Библиотека для воспитания» Валуева популярные исторические очерки: «Очерк Черногорской истории», «О настоящих жилищах южных и западных славян и их расселении в Европе», «История хорватов», «История Болгарского государства» (все — 1845, ч. 3, 4, 5, 6). По словам В. И. Григоровича, Панов вместе с Валуевым, «достойные стать у нас среди первых начинателей науки славянской» («Симбирские губернские ведомости». 1867. 24 янв.).

Приобщаясь к современным литературно-научным интересам «русской партии», Панов посещает публичные лекции С. П. Шевырева и пишет отзыв «Несколько слов о публичном курсе истории русской словесности проф. Шевырева». Отзыв появляется в «Московских губернских ведомостях» (приб., 1845, 13 янв.) и одновременно в журнале «Москвитянин» (1845, № 1; там же на курс Шевырева помещены отклики И. Киреевского и М. П. Погодина). В отзыве, подобном реферату, живо изложена историко-литературная концепция шевыревских лекций как первого систематического курса словесности с древних времен.

Узловые моменты концепции: облекшись в славянскую речь, христианство через книжность и церковную службу сильно повлияло на поэтическое сознание народа: возник жанр «духовных стихов»; язычество сочеталось с христианскими началами в образах русских богатырей, окружавших св. кн. Владимира; вслед за периодом «поэтического сознания» наступил период «сознания исторического», когда важную роль в становлении письменности и культуры играли монастыри; особая веха в истории древнерусского просвещения — XII в., с именами Даниила Заточника и Кирилла Туровского — «взыскателей и молитвенников» о суде правом и милостивом, чуждом всякому пристрастию.

Хомяков, ознакомившись с текстом отзыва до его выхода, побуждал Самарина: «Отыщите статью Панова… и пустите ее сколько можно в ход… Она… слабо писана, но имеет смысл и важность, особенно по вопросам современным… Впрочем, она и не без достоинства».

Дружба и сотрудничество Валуева и Панова в ряде организационно-издательских начинаний, в т. ч. в издании «Синбирского сборника» (М., 1844) и особенно — в подготовке своеобразного славянофильского альманаха «Московский литературный и ученый сборник», позволили Е. И. Поповой назвать их «побратимами». В день захоронения «брата… по духу и сердцу» в Даниловском монастыре Панов окончил некрологическую «Биографию Д. А. Волуева» (М., 1846), где особо оценил целеустремленные труды и действия Валуева по собиранию литературно-ученых сил славянофилов.

Столь же ревностно продолжал совместно начатое журнально-издательское предприятие один Панов: неустанно побуждал авторов (а старшие славянофилы писали неспешно, явно, по словам Соловьева, предпочитая «красно говорить» в литературных салонах и гостиных). Выпущенные им с небольшим промежутком (9 с пол. мес.) 2 объемистых (580 и 935 страниц) сборника-альманаха на 1846 и на 1847 свидетельствовали, что уже сложился широкий славянофильский круг литераторов.

Правда, развернутое разъяснение или целостное выражение учения не состоялось, хотя в сборниках участвовали почти все ведущие члены кружка (кроме братьев И. и П. Киреевских) и публично огласились многие идеи «славянофильского воззрения» — преимущественно в статьях Хомякова «Мнение русских об иностранцах» (1846), «О возможностях русской художественной школы» (1847), в «Трех критических статьях г-на Имрек» (К. Аксакова) (1847), в «Стихах на объявление памятника историографу Н. М. Карамзину» (1846) и др. стихотворениях Языкова, в развернутой и острой рецензии Самарина (под псевд.) на «Тарантас» В. А. Соллогуба, в статьях и рецензиях А. Попова и Чижова; менее определенно — в лирике и в своеобразном стихотворном рассказе («драматические сцены в стихах и прозе») И. Аксакова «Зимняя дорога» (1847). В альманахах опубликовалось также десятка полтора авторов, в разной степени близких или сочувствующих славянофилам, в т. ч. Соловьев, И. И. Срезневский, М. А. Максимович — «ученые» статьи, К. К. Павлова, Ю. В. Жадовская, П. А. Вяземский, Я. П. Полонский — стихи, С. Аксаков и В. И. Даль — проза, Н. В. Берг — переводы «Краледворской рукописи» В. Ганки (1846) и сербских народных песен (1847); А. О. Смирнова-Россет обещала, но не подготовила для публикации отрывки из своих воспоминаний, весьма ценимых Пановым и Аксаковыми.

Сам Панов, не названный в обоих сборниках как составитель и редактор, написал во втором выпуске за подписью «редактора» два предисловия — к подборке сербских народных песен (об их истории, современном бытовании, жанровом своеобразии, их высокой оценке Я. Гриммом и И. В. Гёте) и к стихотворному отрывку из 5-й главы романа Павловой «Двойная жизнь» (с проникновением в сюжет главы и смысл романа в целом), а также оправдательное предуведомление о помещении «критики» К. Аксакова, написанной еще для 1-го сборника (запоздала по материалу, но «всегда современна» по идеям).

«Московские сборники» не только свидетельствовали о широте и разноликости круга причастников славянофильским идеям и темам. Вышедшие почти одновременно с программными для натуральной школы изданиями —«Петербургским сборником» Н. А. Некрасова (янв. 1846) и 1-м номером «Современника» (1 янв. 1847) (ср. «Московские сборники»: май 1846 и март 1847) — они составили самую серьезную в 40-х литературно-критическую оппозицию «петербургской партии» (по слову Самарина) и ее идеологу и теоретику В. Г. Белинскому. Их ведущие авторы (К. Аксаков, Хомяков, Самарин, Языков) решительно развели на разные полюса Гоголя как национального гения и натуральную школу как круг его подражателей, воспринявших тему «пошлости» у Гоголя внешне, неосознанно подменив всечеловеческое — христианское — авторское сострадание надменным социальным обличением. Обсуждение проблемы «Гоголь и натуральная школа», как и защита первенства в творчестве русского писателя (критика) традиционно национальных и духовно-православных устремлений в сравнении с «социальной» и общественно-политической идейностью, ориентированной на европейские учения, побудили к откликам и рецензиям на сборники ряд именитых литераторов, публицистов.

Ист.: Розин Н. В. А. Панов // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 324—325.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС