Пейн Томас |
|
1737-1809 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Томас ПейнПейн (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-американский политический мыслитель, философ-просветитель, революционный демократ, представитель радикального крыла американского Просвещения. Активный участник Великой французской революции и национально-освободительной борьбы Северной Америки против Великобритании. В 1776 году Пейн анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный против английской монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колон, зависимости. В политическом трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) Пейн выступил с обоснованием буржуазно-революционных политических принципов. Для социологических взглядов Пейна характерно чёткое различение общества и государства, a также естественных и гражданских (основанных на обществ.енномдоговоре) прав. Признавая политическое равноправие всех граждан и принцип народоправия («суверенности народа»), Пейн идеализировал буржуазную демократию. Основное философское произведение Пейна «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) — воинственный антирелигиозный трактат, признанный «библией американского Просвещения». Пейн призывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуждениям, знание — вере. Однако Пейн не был последовательном атеистом и признавал бога и бессмертие души. Философская позиция Пейна — непоследовательный метафизический материализм. Допуская божественную первопричину, он признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём физических законов. Пейн глубоко убеждён в безграничной способности человеческого разума к объективному познанию существующих вещей. За политический радикализм и антирелигиозную деятельность Пейн подвергался преследованиям. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: The complete writings, v. 1—2, N. Υ., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М., 1969. Литература: Б а с к и н М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962, с. 405—20; Г о л ь д б е ρ г Η. Μ., Т. П., М., 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, Ν. Υ.—L., 1937; Woodward W. F., Tom Paine, N. Y., 1945; A l d r i d g e A. O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life, work and times, L., [1973l.
Пейн (Paine) Томас (29 января 1737, Тетфорд, Великобритания – 8 июня 1809, Нью-Йорк) – англо-американский философ и писатель эпохи Просвещения, участник борьбы североамериканских колоний за независимость и Французской революции 18 века. Родился в бедной семье ремесленника, получил лишь начальное образование и с 13 лет помогал отцу, став сборщиком акцизного налога на табак и алкогольные напитки. В 1772 году он потерял работу, т.к. публично выступил за увеличение окладов. Оказавшись в очень трудном финансовом положении, он воспользовался советом Б. Франклина в Лондоне переехать в Америку. В 1774 прибыл в Филадельфию и получил место помощника редактора газеты. В эти годы стали выходить его статьи по различным проблемам жизни в североамериканских колониях. Именно Пейн первым опубликовал идею о необходимости бороться за независимость колоний от Англии. Его знаменитый памфлет «Здравый смысл», опубликованный 10 января 1776, открыл дорогу к принятию 4 июля 1776 Декларации независимости США. Огромную роль в поддержании боевого духа участников войны за независимость сыграли 16 статей Пейна под общим названием «Американский кризис». Они были высоко оценены генералом Вашингтоном. Кроме того, Пейн стал организатором бескорыстной материальной поддержки солдат молодой американской армии, что способствовало победе американской революции. За заслуги в войне за независимость колоний Пейну была подарена ферма в Нью-Рочелле. В 1787 он вновь приезжает в Европу, где его особенно привлекают события во Франции. В 1791 году Пейн выпускает в Лондоне 1-ю часть работы «Права человека» (которая выдержала 8 изд. только в 1791), а позднее издает и 2-ю часть этой работы. Поскольку книга содержала резкую критику социальных условий в европейском обществе и выдвигала революционные планы по введению народного образования, искоренению нищеты и безработицы, ее немедленно запретили, а предложения Пейна были названы «кровавой революцией». Сам Пейн смог избежать ареста, перебравшись во Францию, где его избрали депутатом Национального Конвента. Он горячо поддержал свержение монархии во Франции, но после безуспешной попытки спасти королю жизнь был заключен революционными властями Парижа в тюрьму. В 1794–1796 годы Пейн публикует антирелигиозный трактат «Век разума», а в 1797 работу «Аграрная справедливость». Обе работы только увеличили круг недоброжелателей Пейна. В 1802 он возвращается в США, где к этому времени успели забыть о его заслугах. Он скончался в Нью-Йорке в 1809 и был похоронен на своей ферме в Нью-Рочелле. Философское мировоззрение Пейна наиболее полно отражено в труде «Век разума», признанном своеобразной «библией американского Просвещения». Как и большинство просветителей, Пейн был сторонником деизма, но в его философии бог из сверхъестественного существа превратился в моральный идеал, олицетворение этических ценностей. «Я не верю в религии, – писал Пейн, – исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской церквями... Мой собственный ум – моя церковь» (Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959, с. 247). Высшим смыслом «религиозности» Пейн считал «практическое подражание нравственной благости бога» (там же, с. 287), что с необходимостью приведет к возрождению «чистого деизма». В.Ф. Коровин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 216-217.
Пейн (Paine), Томас (29.I.1737 - 8.VI.1809) - общественный и политическую деятель США, представитель революционного крыла просветительства 18 века. Родился в Тет-форде (Англия), в 1774 году переселился в Северную Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость английских колоний. В памфлете "Здравый смысл" ("Common sense", Phil., 1776; эта и другие названные в статье работы Пейна вошли в его Избранные произведения в русском переводще), разошедшемся тиражом в 120 тыс. экз., Пейн, исходя из рационалистам, теорий естественного права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамериканских колоний с Англией и образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776 года. Вместе с Джефферсоном Пейн выступал за отмену рабства в США. Во время войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 годов написал 13 прокламаций под названием "Американский кризис" ("American crisis", No 1-13, Phil., 1776-83), которые пользовались огромной популярностью в стране. В 1777-1779 годы Пейн - секретарь Комитета конгресса по иностранным делам, в 1781 году участвовал в Париже в переговорах с французским правительством о помощи северо-американских колониям. Великая французская революция, заставшая Пейна в Англии, нашла в нем страстного приверженца. Ответом на контрреволюционный памфлет Бёрка (Е. Burke, Reflections on the revolution in France... 1790) явился трактат Пейна "Права человека" ("Rights of man", pt 1-2, L., 1791-1792), развивавший идеи народного суверенитета и республиканизма, защищавший революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина. В Англии книга Пейна была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран членом Конвента. Пейн, однако, разошелся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в конце 1793 года заключен в тюрьму, где находился около года. Итогом революционной деятельности Пейна во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобуржуазных позиций, буржуазных имущественных отношений. В работе "Аграрная справедливость" ("Agrarian justice, opposed to agrarian law, and to agrarian monopoly", Balt., 1797) Пейн осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистической прибыли. Пейн развивает утопический проект государственного обеспечения неимущих за счет налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. Пейн явился также одним из зачинателей атеистической традиции на американской почве. В работе "Век разума" ("Age of reason", Boston, 1794), получившей популярное название "Библия для неверующих", Пейн стоял, хотя и непоследовательно, на позициях материализма (метафизического) и подвергал теологию суду разума. После возвращения в США (1802) Пейн подвергся травле со стороны реакционных политических и религиозных кругов, умер в бедности. Взгляды Пейна - наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца 18 века - оказали непосредственное влияние также на формирование идеологии деятелей чартистского движения в Англии. И. П. Дементьев. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Сочинения: Избранные произведения, М., 1959. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 598-99; т. 8, с. 361-62; т. 10, с. 365; Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, M., 1960; Аптекер Г., История американского народа, (т. 2) - Американская революция 1763-1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические и правовые взгляды Пейна, М., 1960; Conway M. D., The life of Thomas Paine, v. 1-2, N. Y.-L., 1892; Aldridge A. C., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:The Complete Writings of Thomas Paine, v. 1–2. N. Y., 1945; Избранные произведения, М., 1959. Американские просветители. Избр. произведения, т. 2. М., 1969. Литература:Гольденберг Н.М. Т.Пейн. М., 1969; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 598-99; т. 8, с. 361-62; т. 10, с. 365; Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, M., 1960; Аптекер Г., История американского народа, (т. 2) - Американская революция 1763-1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические и правовые взгляды Пейна, М., 1960; Conway M. D., The life of Thomas Paine, v. 1-2, N. Y.-L., 1892; Aldridge A. C., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |