Оуэн Роберт |
|
1771 - 1858 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Роберт Оуэн
Английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века Роберт Оуэн (1771-1858). Отличие Роберта Оуэна от остальных социалистов-утопистов заключается в том, что он являлся не только «теоретиком», но и активным участником практических начинаний в области социального реформирования. Сын мелкого ремесленника, он стал предпринимателем, владельцем крупной фабрики. Став фактическим хозяином прядильного предприятия в Нью-Ленарке в Шотландии, Оуэн организовал образцовую общину, в которой облегчил условия труда рабочих, создал для них благоприятные условия жизни и быта. На предприятии он ввел технические усовершенствования, сократил продолжительность рабочего дня, проводил мероприятия культурного и воспитательного характера. Впервые были созданы детские сады, открыта школа, работала страховая касса. Рабочие получали оплату в случае непредвиденной остановки работ, во время промышленного кризиса. На предприятии для снабжения рабочих всем необходимым был открыт большой магазин, который помог рабочим его предприятия освободиться от долгов мелких бакалейщиков и кабатчиков. Развивая идеи социального переустройства общества, Оуэн выдвигал в качестве главного средства создание кооперативных общин. В отличие от Фурье Оуэн выступал противником частной собственности, поэтому реформировать, по его мнению, следовало прежде всего систему распределения, а для этого необходимо было изменить «мерило ценности», под которым он понимал труд, а не деньги. Он считал, что деньги следует заменить квитанциями, владелец которых мог бы получить на «базарах справедливого обмена» потребные ему товары пропорционально «трудовому эквиваленту». Базары эти были созданы Оуэном, но они просуществовали сравнительно недолго, поскольку квитанции, оцениваемые вначале в деньгах, а затем переводимые в «трудовые эквиваленты», стали объектом спекуляций. В результате Оуэна стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в 1817 году затеял борьбу со всеми религиями. Разочаровавшись в английском «образованном обществе», утратив даже свое влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку, купил там 30 тысяч акров земли и организовал в штате Индиана коммунистическую производительную общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Но ему довести до конца свои идеи не удалось и в Америке. В 1829 году он вернулся на родину. Ничего не поняв и не сделав соответствующие выводы, в 1832 году он затевает в Англии новое дело, которое тоже окончилось неудачей. Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устроил в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчету шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену, и биржа кончила банкротством. После провалов своих идей Оуэн попытался создать профсоюзное движение. В 1833-1834 годах он руководил попыткой создания Великого национального союза профессий, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства, все это привело союз к распаду. Цитируется по изд.: Трифонов А.Ю. Несметные богатства тамплиеров и их движение по христианской Европе. Часть 2. Политэкономическая. Иркутск, 2021. Вернуться на главную страницу Оуэна
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |