Остер Григорий Бенционович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Остер Григорий Бенционович

р. 1947

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Григорий Бенционович Остер

Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель.

Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.

В 1969 возвращается в Одессу. В 1970 приезжает в Москву, поступает в Литературный институт им. М.Горького на отделение драматургии. Учится заочно.

В 1982 окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров: "Человек с хвостом" (1976), "Все волки боятся" (1979) и др. В 1975 вышла первая детская книжка. В 1980-е продолжает писать пьесы: "Привет мартышке" (1983), комедию "Секретный фонд" (1986) и др.; создает фильмы-сказки: "Мальчик и девочка" (1981), "Как Гусенок потерялся" (1988), "Попался, который кусался!" (1989) и др.

В 1990 публикует замечательные детские книжки: "Бабушка удава", "Великое закрытие", "Вредные советы" (Книга для непослушных детей и их родителей), "Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее", "Детские суеверия" и др. Пишет сценарии для мультсериалов "Зарядка для хвоста", "38 попугаев" и многие другие.

Очевидно, пятеро детей Г.Остера вдохновляют его на создание все новых игр и новых героев, не давая возможности забыть детство. Проповедуя стиль "куча мала", сочиняет "Сказку с подробностями" (1989), где есть такие главы: "Про штраф, забытый кошелек, мелькнувшего козла, вечную разлуку и справедливость", "Про штаны, полные варенья" и т.д.

В последние годы появились книжки новой серии Г.Остера: "Задачник. Ненаглядное пособие по математике", "Физика. Ненаглядное пособие. Задачник".

В 1997 увидела свет новая книжка - "Визгкультура". Г.Остер живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Остер Григорий Беницианович [27.11.1947, Одесса] — прозаик, драматург, поэт. Детские годы провел в Ялте, там же окончил школу. Был призван в армию, служил на Северном флоте, в Кронштадте. Сотрудничал в газете «На страже Заполярья».
       В 1972 поступил в Литературный институт. Первые публикации, первая книга стихов не предвещали рождения того писателя, каким Остер стал известен широкому читателю. Одно из первых опубликованных стих, было посвящено 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (День поэзии — 1970, 1971). Через 4 года выходит первая книга стихов «Время твое». Не замеченная критикой, она тем не менее содержала стихи небезынтересные и своим образным строем, и ироничностью, но и серьезностью поэтических находок, хотя в состав сборника входили и стихи «на злобу дня». К этому времени Остер заявил о себе не только как поэт.
       Уже в середине 1960-х он — автор нескольких сценариев и пьес, главным образом детских, для кукольных театров и мультфильмов, среди которых наиболее известные и популярные «Котенок по имени Гав», «Обезьянки младшего возраста», «Ушастик», «Как хорошо дарить подарок», «38 попугаев» и др. По следам этих мультфильмов впоследствии издано большое количество книг Остера. Особенность как многочисленных мультфильмов по сценариям писателя, так и его книг — это их антиназидательность. Если и присутствует дидактизм, то он не нарочитый, не прямолинейный. Когда попугай в книжке «Зарядка для хвоста» (1995) задумывается о цели своего пути, это имеет подспудный смысл: цель должна быть обязательно. Бесцельное существование, «по попугаю», не имеет смысла. Но вот рядом оказавшийся слоненок не знает, куда он идет, т.к. он «просто гуляет». В сказке «Зарядка для хвоста» неназойливо подсказывается, что целью жизни может быть жизнь сама по себе. Так же ненавязчиво и с юмором рассказано о том, как попугаю удалось поверить в себя или как важно было осознать удаву, что необязательно стремиться ходить или сидеть, если тебе от рождения предназначено лишь ползать и лежать, и «этим ты и интересен».
       В произведениях Остера часто использовано «взрослое» видение. В сказках писателя, предназначенных, казалось бы, для детей, встречаются совсем недетские характеристики поступков и состояний героев: «Собственный пистолет придавал уверенность в себе», «Жулики не всегда бросают друг друга в беде <...>, боятся, что оставшимся придется отвечать. Те, что остались в беде, как начнут отвечать <...>, все расскажут про всех, которые убежали» («Сказка с подробностями», 1989); некоторые «вредные советы» (из одноименной книги) предназначены скорее не для детей, а для взрослых: «Если вы решили твердо...», «Если вы врагов хотите победить одним ударом...», «Если ты весь мир насилья...». Лишь взрослые с их знанием истории и включенностью в современность способны оценить не только юмор, но и глубинную грусть автора. Но это формулируют взрослые, а ребенку и не нужны формулировки, зато в игровой форме он осознал едва ли не философские понятия.
       «Детскость» произведений Остера сказывается в том, как легко его герои преобразуют абстрактные понятия в предметные: если можно «передать привет», как это делает слоненок, значит, можно этот привет не только передать, но и нести, даже потерять, и на этом строится очередной сказочный сюжет. Не нужно доказывать, что дети охотно подхватывают такую игру. В книге «Вредные советы» (1991), принесшей автору, быть может, наибольшую известность, Остер в парадоксальной форме объясняет правила поведения. И если далеко не все взрослые приняли эту книгу, то дети мгновенно включаются в предложенную автором игру и воспринимают «вредные советы» с их несколько абсурдистским видением мира как веселый, а иногда и горький юмор почти хармсовского толка. Близость Остера к обэриутам несомненна. Он и сам признает это влияние. В авторских сказках Остера действительность не укладывается в привычную модель мира. Здравый смысл становится ненужным. Отсюда — возможность поворота сюжета в любом алогичном направлении, как, например, в «Сказке с подробностями», где сюжета как такового нет. Есть лишь подробности, т.е. постоянный отход от сюжета, бесконечное появление все новых и новых героев, новых сюжетов, которые порой лишь «по касательной» соотносятся с прежними. Герои появляются и исчезают произвольно, и единой логики в их действиях нет. В начале другой сказки автор сразу же предупреждает юного читателя: «если тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай <...>. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь ее от начала до конца». Логика писателя допускает определенную толику непредсказуемости и даже абсурда (почти как у Хармса: «Не вижу ни зги в твоих речах»), но детское восприятие с удовольствием передается этой игре.
       Столь же легко и свободно, с юмором погружает Остер детей в мир знаний. В книге «Петька-микроб» в шуточной форме ведется рассказ о жизни молекул. Это не введение в микробиологию для детей, но это провоцирование интереса ребенка, еще дошкольника и младшего школьника, к миру, который его окружает. В последние годы Остер посвящает свое творчество развитию интереса к знанию в разных областях. Выходят его книги «Задачник. Ненаглядное пособие по математике» (1992), «Задачник по физике» (1994). Это не учебники по данным предметам, да Остер и не ставил себе задачу создать подобные книги, хотя, вероятно, и учителя начальных классов найдут в них смешные задачи и воспользуются ими на уроках. Задача же писателя была в другом: через шутку, через юмор возбудить истинный интерес к познанию окружающего мира, освободить детей от ненужного напряжения, так часто присутствующего на уроках, в конечном счете — разбудить в ребенке свободную личность.
       В 1990-е Остер активизирует свою писательскую и издательскую деятельность. Вслед за сказкой «Зарядка для хвоста» в Москве издается и сборник сказок «Петька-микроб» (1993), а в 1997 «Сказка с подробностями». Остер издает и книги с «серьезными» названиями, например, в 1995 в Москве выходит его «Физика». Но более типичны для Остера книги с названиями, не только привлекающими внимание, но в известной мере и вызывающими, например, «Физика: Задачник: Ненаглядное пособие» (М., 1998), «Физика с приколами: Ненаглядное пособие» (М., 2000). Он не ограничивается ни физикой, ни математикой, говорит о жизни во всем ее разнообразии, с присущей ему оригинальностью, о чем напоминает, например, его книга «Вредные советы для детей старшего возраста» (М., 2001). Его могут упрекнуть, что все свое внимание он сосредоточил на детях, и он отвечает и на этот упрек, издавая книги «Вредные советы: Книга для непослушных детей и их родителей» (М., 2000), «Воспитание взрослых: Наука на всю жизнь» (М., 2000 и 2001), «Визгкультура, или Семейная качалка: Ненаглядное пособие по физкультуре для всей семьи» (2000). Призывно-броские названия книг как бы органично сочетаются со спокойно-назывными, например, в 2001 в Москве издаются «Приключения Пифа». Автор стремится вести дружески-увлеченный диалог со своими многочисленными читателями, стремится помочь детям в познании жизни, будит в них надежды на возможность интересного и разнообразного познания мира и ободряет их уже названием своей книги «А вдруг получится!!!» (М., 2000).

 Г.К. Каурова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 710-712.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

       Время твое. Мурманск, 1974;
       38 попугаев. М., 1975;
       Легенды и мифы Лаврового переулка. М., 1980;
       Сказка с подробностями. М., 1989; 2-е изд. 1994;
       Задачник: Ненаглядное пособие по математике. М., 1992;
       Вредные советы. М., 1991;
       Зарядка для хвоста. М., 1995;
       Обезьянки младшего возраста. М., 1996;
       Детские суеверия. М., 1996;
       Физика: Ненаглядное пособие. М., 1997;
       Задачник по математике: Ненаглядное пособие. М., 2001.

Литература:

       Дмитриева Т. Всего лишь в одной книжке: [Рец. на кн. Г.Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»] // Дошкольное воспитание. 1981. №6. С.81-83;
       Елин Г. Интервью с писателем // Московские новости. 1994. №65. С.5;
       Интервью с Остером // Работница. 1995. №10. С.10.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС