Оловенникова, Ошанина, Мария Николаевна |
|
1853-1898 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мария Николаевна Оловенникова (Ошанина)
Ошанина (урожд. - Оловеникова). Мария Николаевна (1853-1898) - русская революционерка-народница. Из дворян. В 1874-1875 годы входила в кружок П. Г. Заичневского. Поступив в 1875 году на фельдшерские курсы в Петербурге, сблизилась со сторонниками П. Н. Ткачева. В 1877-1878 годы участвовала в организации народнических поселений в Ростовской и Воронежской губерний. В 1878 году официально вошла в "Землю и волю". В 1879 году примкнула к политическому направлению в народничестве. Член Исполнительного комитета "Народной воли", представляла в нем якобинское крыло. Участвовала в Липецком и Воронежском съездах. С начала 1880 года в Москве возглавляла вместе с П. А. Теллаловым московскую народовольческую группу. В 1882 году эмигрировала в Париж, где жила под именем M. H. Полонской, являясь представительницей Исполнительного комитета за границей. Была секретарем редакции "Вестника Народной воли". В 90-х годах участвовала в организации "Группы старых народовольцев", издавала в 1893-1896 годы "Материалы для истории русского социально-революционного движения". Покончила с собой. Воспоминания M. H. Полонской опубликованы в "Былом" (1907, No 6). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Оловенникова (Ошанина), Мария Николаевна (1853-1898). Участница орловского кружка Зайчневского. Участвовала в попытке освобождения Войнаральского. В 1878 году примкнула к Земле и Воле, пыталась организовать поселение из революционеров среди крестьян Воронежской губернии для пропагандистской работы. Впоследствии член Исполнительного Комитета Народной Воли. В феврале 1880 г. переехала в Москву, где руководила местной народовольческой группой. В 1882 г. эмигрировала и вместе с Тихомировым представляла за границей центр „Нар. Воли". По взглядам была ближе к якобинцам, примыкая к кружку „старых народовольцев". В.Н. Фигнер об Оловенниковой: "Было, однако, среди нас одно, и притом выдающееся своими качествами
лицо, исповедывавшее убеждения якобинца. Это была Мария Николаевна Ошанина,
урожденная Оловенникова. Мария Николаевна принадлежала к семье богатых
помещиков Орловской губернии и воспитывалась в Орле. Там же она получила и
революционное крещение. Ее учителем в этом отношении был человек далеко не
малого масштаба, старый революционер-якобинец Заичневский, побывавший в
шестидесятых годах на каторге и живший в Орле под надзором полиции. В
течение ряда лет он был магнитом, который привлекал учащуюся молодежь, и
Мария Николаевна воспиталась под его влиянием. М.Ф. Фроленко, 1879 г.: "Марью же Николаевну больше соблазняла мысль о возможности организации,
об устройстве чего-то вроде французских салонов, клубов, где она бы могла
играть роль. "...Это была личность очень выдающаяся. Я ее считаю в числе четырех самых
крупных людей старого исполнительного комитета. Очень умная, с огромным
характером, с чрезвычайно отчетливыми убеждениями, она и к старому комитету
относилась довольно критически из-за того, что он по уши ушел в террор.
Оловеникова отличалась неженским мужеством, хладнокровным и не поддающимся
никакому колебанию. Она доказала это в боевых предприятиях, в которых ей
случалось принимать участие. Но она была яркая «якобинка» — стояла за
переворот и захват государственной власти в руки заговорщиков. А. Корба: "Я полюбила эту выдающуюся по уму и энергии женщину, преданную освободительному движению всецело и без остатка". Г.Ф.Чернявская-Бохановская: " М.Н.Ошаниной овладела навязчивая идея, что если ее товарищи находятся «взаперти» в своих камерах в Шлиссельбургской крепости, то и ей нельзя оставаться на свободе, а тоже надо быть «взаперти»." "Суровое лицо Чернявской оживилось и всё оно просветлело, когда я
произнес имя Полонской. — Знала ли я Полонскую? Еще бы! Мы ведь обе — родом
из Орла, и у нас был общий учитель и вдохновитель Петр Григорович
Заичневский: чистый тип шестидесятника, причастного еще к нелегальным
предприятиям Чернышевского; обаятельная личность и прирожденный оратор —
пламенный и волнующий. Могучего роста и телосложения, с громовым голосом, с
победительной осанкой, с редкой силою и красотою речи. Никогда в своей жизни
не видела я человека, способного так ярко развернуть перед слушателями
трагедию Великой Французской Революции, освещенную с точки зрения крайних
якобинцев. Завещание Марины Полонской (псевдоним М.Ошаниной): Желая оставить моим друзьям память о человеке, а не о трупе, и в то же
время полагая, что "последние почести" (нелепый обычай), которые они сочтут
себя обязанными воздать моему телу, лишь бесполезно обострят их горе по
поводу моей смерти, я прошу их предоставить иностранцам заботы о моих
останках и воздержаться от присутствия при моем смертном одре и похоронах.
Сами похороны, впрочем, должны быть из наиболее простых: погребальные дроги
последнего разряда, общая яма. Я бы охотнее предпочла кремацию, но с
условием, чтобы пепел был брошен, развеян, а не собран и храним кем бы то ни
было. Я не хочу ни речей, ни венков, ни приглашений на похороны и, само
собой разумеется, я не хочу биографий. Нужно ли еще прибавить, что мои
похороны должны быть гражданскими? Г.Ф. Чернявская-Бохановская: "Она завещала, чтобы похоронили её в общей могиле и до могилы не провожали. Но друзья просьбы ее не исполнили: проводили ее на кладбище, похоронили в могиле не общей, а отдельной, и на могиле поставили надгробный камень". Использован материал с сайта "Народная Воля". Далее читайте:Члены "Народной Воли" и др. (биографический справочник). Народная воля, революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г. Земля и воля, тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг. Петрашевцы, участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866). Литература:Богучарский В. Я., Из истории политич. борьбы в 70-80-х гг. XIX в. Партия "Народной воля", ее происхождение, судьбы и гибель, М., 1912; Русанов Н. С., В эмиграции, М., 1929; Тихомиров Л., Воспоминания, М.-Л., 1927; Чернявская-Бохоновская Г. Ф., М. Н. Оловеникова, М., 1930.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |