Ольшанская Евдокия Мироновна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Ольшанская Евдокия Мироновна

1929-2003

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Евдокия Мироновна Ольшанская

Ольшанская Евдокия Мироновна (настоящее имя Дися Мееровна Зайденварг) [22.5.1929, Киев — 19.10.2003, Киев] — поэт.
       Родилась в бедной семье ремесленника. Первоначальное большое влияние оказала мать Ольшанская, окончившая гимназию, хорошо знавшая и любившая литературу, особенно стихи. Со школьных лет полюбила Н.Некрасова. «Несжатая полоса» навсегда пронзила ее душу и, по признанию Ольшанской, с этого стих, и началась внутренняя поэтическая работа души. Позднее, начиная с 7-го класса, возникла, на всю жизнь, любовь к Пушкину, все поэмы которого знала наизусть, а несколько позже проявились острый интерес и любовь к Лермонтову. Возможно, внутренняя, не всегда открытая, но чаще глубинная гражданственность поэзии Ольшанской, сохранившаяся и в поздних ее циклах и книгах, обязана раннему воздействию музы Некрасова — не столько ее «гнев», сколько «печаль». Рассказы родителей о тяжкой жизни еврейской бедноты, погромах и унижениях были по-своему созвучны боли о страданиях народных. Влияние Пушкина было также очень значительным, но еще более резким и сильным оказалось воздействие Лермонтова — не столько на стихи, сколько на формирование души.
       Первая публикация — в газете «Ленинская Шатура» (1944). В апр. 1946 в республиканской молодежной газете «Сталинское племя» опубликовано стих. «Шестнадцатилетие». Редактор этой газ., впоследствии известный писатель Николай Дубов стал первым серьезным литературным наставником Ольшанская. Именно с этой публикации, считает Ольшанская, и следует вести отсчет литературной работе. Связь с этой газ. оказалась и долгой и плодотворной, она меняла свои названия («Комсомольское знамя», «Независимость»), но неизменно предоставляла свои страницы для стихов, заметок о поэзии и других материалов.
       В 1980-е эта газета напечатала статьи Ольшанской об Ахматовой — в то время, как другие газеты делали это, по словам Ольшанской в те годы еще неохотно.
       Анна Ахматова — это, после Некрасова, Пушкина и Лермонтова, четвертое имя, означающее для Ольшанской так много, что его, если иметь в виду лирику Ольшанской после 1960-х, можно, пожалуй, считать первым по воздействию и на душу и на самый стих. Впервые она прочитала ахматовские стихи за несколько дней, по ее словам, до известного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». Стихи ее потрясли, и с тех пор началось ее внутреннее сопротивление официальной литературной политике и — шире — идеологии.
       За 40 лет Ольшанская собрала огромную коллекцию различных материалов, касающихся Ахматовой. Следует особо отметить, что помимо поэтической работы Ольшанская вела обширную переписку с российскими поэтами, а также с поэтами из национальных республик. С годами у нее образовался замечательный по своему составу (по именам и материалам) лит. архив, где есть более сотни писем Арс.Тарковского, письма Б.Пастернака, К.Симонова, В.Чичибабина, М.Светлова, М.Дудина, М.Рыльского, Н.Ушакова и многих, многих других. В них содержится немало ценных сведений, представляющих настолько большой интерес, что ИРЛИ (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук взял их на хранение, образовав специальный личный фонд Ольшанской.
       Многосторонняя связь с литературной жизнью и России, и других республик обогатила творчество Ольшанской, а учеба у различных мастеров, открывающих тайны своего «ремесла» в личных письмах, сказалась и на ее поэтическом творчестве. В Киеве она стала авторитетным наставником для литературной молодежи, которую сплотила вокруг организованной ею студии, а затем и журнале «Родник». Там получили «путевку в жизнь» многие молодые поэты. Ежегодно «Родник» проводит «Ахматовские чтения» — они собирают большую аудиторию. На Чтения приезжают ахматоведы из разных городов России и Украины. Лекции об Ахматовой Ольшанская читала в Киеве, Иванове, Москве, Одессе и других городах.
       Первая книга стихов Ольшанской вышла в Киеве в 1970. Она, вобрав наиболее характерные и лучшие стихи, открыла читателям своеобразного и незаурядного поэта. Ольшанская прежде всего лирик, открывающий в стихах напряженную и динамичную душевную и духовную жизнь. Форма ее стихов строга, чиста и по-своему «классична». Ее поэтическое мастерство зиждется на очень тщательной работе со словом. Она принадлежит к школе Ахматовой, но не подражает ей, а следует ее поэзии как некоему ориентиру, высокому, недосягаемому, но верному. Психологические ситуации в ее стихах драматичны и немногословны. Она посвятила Ахматовой книгу сонетов «Венок Ахматовой» (Киев, 1999) — это, пожалуй, наиболее объемный поэтический потрет великой поэтессы в нашей литературе. Эта книга в то же время — признак высокого поэтического мастерства, пришедшего к Ольшанской в 1980-е и 1990-е, что признают многие поэты в своих письмах к Ольшанской, в рецензиях на ее книги.

А.И. Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 696-697.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

       Диалог. Киев, 1970; Сиреневый час / предисл. Арс.Тарковского. Киев, 1991;
       Причастность. Третья книга стихов. Киев, 1994;
       Поэзии родные имена: Воспоминания, письма, стихи. Киев, 1995;
       Мелодия осени. Чернобыль, 1997;
       Свет издалека. Киев, 1999;
       Венок Ахматовой. Киев, 1999;
       Мгновения. Седьмая книга. Киев, 2002.

Литература:

       Тарковский Арс. Диалог // Молодая гвардия. 1971. №7;
       Вышеславский Л. Как вам живется, мои земляки... // Вечерний Киев. 1991. 26 апр.;
       Рудинский В. Е.Ольшанская. Сиреневый час // Наша страна. Буэнос-Айрес, 1992. №2165. 1 февр.;
       Лисиевский И. ...Все, что зовется судьбою. О книгах Ольшанской «Сиреневый час» и «Причастность» // Вечерний Харьков. 1995. №1. 24 янв.;
       Татаренко Ю. Адреса причастности Евдокии Ольшанской // Киевские ведомости. 1995. 25 янв.;
       Дубовик О. Золотое ожерелье памяти // Крещатик. 1996. 11 дек.;
       Вигучин С. Озаренная // Vestnik. New York. 1998. Vol. 101. №4 (185). February, 17;
       Хочу на друзей наглядеться // Правда Украины. 1997. 10 июня;
       Боброва Э. Евдокия Ольшанская. Поэзии родные имена // Новый ж. Нью-Йорк. 1999. №217;
       Черненко М. Надо ведь светиться изнутри // Зеркало недели. 1997. 23 авг.;
       Вышеславский Л. Целительный свет // Независимость. Киев. 1999. 8 окт.;
       Черненко М. Поэзия всегда остается юной // Сегодня. Киев. 1999. 17 апр.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС