Оливи, Петр Иоанн |
|
1248-1298 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Оливи, Петр ИоаннОливи, Петр Иоанн, или Пьер-Жан Олье (Petras Joannes Olivi, Pierre-Jean Olieu) (1248/49, Сериньян, Лангедок – 14 марта 1298, Нарбон, Лангедок) – французский теолог, философ и естествоиспытатель; монах-францисканец, интеллектуальный лидер спиритуалов. Бакалавр (ок. 1270), преподавал в Монпелье, Нарбоне, Флоренции (1273–92). Ряд его тезисов неоднократно осуждался (ок. 1283, 1311/12, 1319) и реабилитировался (1287) генеральным капитулом ордена. Автор большого числа трактатов, в которых, будучи августинианцем, отвергает не только аристотелизм, но и многие положения школы Бонавентуры. Исходя из того, что между обладающим беспредельной свободой и абсолютным могуществом Богом и Его творением пролегает непреодолимая метафизическая бездна. Оливи отвергал ряд широко обсуждавшихся в его время тезисов (например, о допустимости вне Бога актуальной бесконечности и ι. п.), признавая, однако, вслед за Ансельмом Кентерберийским, онтологическое доказательство бытия Бога. Им также проводилось различение между онтологическим и понятийным уровнями реальности, в каждом из которых действуют свои законы и нормы. При этом умножение понятий не влечет за собой умножения в сфере бытия, поскольку онтологические сущности не могут умножаться сверх необходимости. Касаясь вопроса о природе человека, Оливи выступает за множественность в нем субстанциальных форм: так, человеческое тело, помимо его единства с душой, актуализируется еще и формой телесности (forma corporeitatis). В учении о соотношении сущности и потенций души Оливи предвосхищает теорию формального – как промежуточного между чисто логическим и реальным – различия Дунса Скота, когда утверждает, что производимое нами в уме разделение единой души на вегетативную, сенситивную и разумную имеет отношение к реальному бытию, ибо коренится в самой природе души. (Этот же вид промежуточной дистинкции обнаруживается между сущностью и индивидуальным существованием, между бытием и его трансценденталиями, между родовыми и видовыми понятиями и т.д.) При этом, согласно Оливи (и в противоположность томистской доктрине), разумная часть души – как высшая, активная и отделимая от тела – не может быть его непосредственной формой, но соединяется с телом лишь через вегетативную и сенситивную части, оформляющие тело напрямую и взаимодействующие с разумной душой при помощи обшей для них духовной материи. Этот тезис Оливи – как несовместимый с концепцией субстанциального единства человека и учением об обладании Христом человеческой природой во всей ее полноте – был осужден на Вьеннском соборе 1311 года. Считая неубедительной августиновскую теорию озарения разума божественным светом вечных истин, – явно, впрочем, как и учение о «семенных причинах» (rationes seminales), не отрицаемую в силу авторитета традиции, – Оливи объяснял постепенное развитие высшего познания из низшего взаимодействием потенций души (colligatio potentiarum): благодаря единству ее духовной материи акт познания, зарождающийся в вегетативной и сенситивной частях души, продолжается в ее разумной части, где и формирует понятие вещи. Оливи особо подчеркивает интенциональную направленность познающего субъекта на постигаемый им объект, который, не оказывая никакого влияния на ход познавательного процесса, фактически является лишь его конечной причиной (causa terminativa) или, в крайнем случае, причиной содействующей (causa cooperans). Тем самым Оливи фактически отказывается как от признания необходимости посредствующей роли чувственных и умопостигаемых образов (species sensibiles et intelligibiles), так и от различения деятельного и потенциального разумов. Самопознание души также осуществляется через непосредственное обращение ее интеллектуального взора на себя и свои волевые акты, неотъемлемая свобода которых, собственно, и отличает, по Оливи, человека от остальных творений. В области естественных наук Оливи (до Ж. Буридана и др. представителей Парижской школы) поддерживал выдвинутую в 6 в. Иоанном Филопоном теорию импульса (impulsus) как особого качества, сообщаемого метательному снаряду его первоначальной движущей силой. Оливи оказал значительное влияние на дальнейшее развитие схоластики, в особенности на представителей францисканской мысли: Дунса Скота, Петра Ауреоли, У. Оккама. A.M. Шишков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 146-147.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Summa quaestionum in secundum librum Sententiarum, ed. B.Jansen (Bibl. Franc. Schol. Med. Aev. IV–VI). Quaracchi, 1922–26; Tria Scripta sui ipsius apologetica, ed. D.Laberge. – «Arch. Franc. Hist.» 28 (1935), p. 115–155, 374–407; 29 (1936), p. 98–141, 365–395; De Domina, ed. D.Pacetti. Quaracchi, 1954. Литература:Bettoni Ε. Le doctrine filosofiche di Pietro di Giovanni Olivi. Mil., 1960; Emmen A., Simoncioli F. La Dottrina dellʼOlivi sulla contemplazione. – «Studi Francescani» 60 (1963), p. 382–445; 61 (1964), p. 108–167; Partee C. Peter John Olivi: Historical and Doctrinal Study. – «Franciscan Studies» 20 (1960), p. 215–296.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |