ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Октавия Младшая
Октавия Младшая. Базальт. Париж. Лувр
Октавия Младшая была родной старшей сестрой Октавиана
Августа. Она называлась младшей в отличие от ее сводной сестры
Октавии Старшей (у римлян не было личных женских имен, и женщины носили имя
рода, к которому принадлежали, поэтому все женщины рода Октавиев назывались
Октавиями, все женщина рода Юлиев были Юлиями и т. д.; иногда имя женщины
могло быть образовано от третьего имени ее отца).
Октавиан Август очень хорошо относился к Октавии Младшей, которая, как пишет
Плутарх, «была настоящим чудом среди женщин» (Плут. Ант. XXXI).
Октавия была не только красива, но и добродетельна. Она самоотверженно
принесла себя в жертву политике и позволила брату распоряжаться ее судьбой.
И Юлий Цезарь, и Октавиан рассматривали семейную жизнь как часть политики и
принуждали своих родных жертвовать личной жизнью ради политики.
Октавия была замужем за Гаем Клавдием Марцеллом, от которого имела двоих
дочерей и сына (Марцеллу Старшую, Марцсллу Младшую и Марцелла).
В 54 г. до н. э., когда внезапно умерла Юлия, дочь Юлия Цезаря и жена Гнея
Помпея, Цезарь, желая во что бы то ни стало сохранить родство с Помпеем,
стал предлагать ему в жены Октавию, невзирая на то, что она была замужем
(Свет. Юл. 27).
Хотя брак Октавии с Помпеем не состоялся, тем не менее Октавиан хорошо
усвоил повадки Юлия Цезаря в обращении с родственниками и впоследствии так
распоряжался их судьбами, как будто это не люди, а марионетки.
Когда Октавия овдовела, Октавиан с великой поспешностью в 40 г до н.э. выдал
ее замуж за Марка Антония, дабы достигнуть хотя бы временного перемирия со
своим мощным противником. Едва ли добродетельной и скромной Октавии был по
душе Марк Антонии, этот скандальный пьяница с повадками грубого солдафона.
Однако она не стала противиться воле своего могущественного младшего брата,
так как думала, что ее замужество может спасти государство от ужасов
гражданской войны, в Риме на этот брак возлагали большие надежды.
«Все хлопотали о браке Антония и Октавии в надежде, что эта женщина,
сочетавшись с Антонием и приобретя ту любовь, какой не могла не вызвать ее
замечательная красота, соединявшаяся с достоинством и умом, принесет
государству благоденствие и сплочение. Когда обе стороны изъявили свое
согласие, все съехались в Рим и отпраздновали свадьбу, хотя закон и запрещал
вдове вступать в новый брак раньше, чем по истечении десяти месяцев со дня
смерти прежнего мужа; однако сенат особым постановлением сократил для
Октавии этот срок» (Плут. Ант. XXXI).
Всеми силами пыталась Октавия примирить мужа с братом; она говорила им:
«Если зло восторжествует и дело дойдет до войны, кому из вас двоих суждено
победить, а кому остаться побежденным — еще неизвестно, я же буду несчастна
в любом случае» {Плут. Ант. XXXV).
Антоний покинул Италию и отправился на войну с парфянами. На Востоке он
снова встретился с Клеопатрой.
Октавия хотела отвратить Антония от Клеопатры, во всем ему угождала, была
безупречной супругой и родила ему двух дочерей (Антонию Старшую и Антонию
Младшую). Однако Клеопатра, хитростью и честолюбием не уступавшая Октавиану,
не пребывала в бездействии.
Плутарх об этом рассказывает так:
«Чувствуя, что Октавия вступает с нею в борьбу, Клеопатра испугалась, как бы
эта женщина, с достойной скромностью собственного нрава и могуществом
Октавиана соединившая теперь твердое намерение во всем угождать мужу, не
сделалась совершенно неодолимою и окончательно не подчинила Антония своей
воле. Поэтому Клеопатра прикидывается без памяти в него влюбленной и, чтобы
истощить себя, почти ничего не ест. Когда Антоний входит, глаза ее
загораются, он выходит — и взор царицы темнеет, затуманивается. Она
прилагает все усилия к тому, чтобы он почаще видел ее плачущей, но тут же
утирает, прячет свои слезы, словно желая скрыть их от Антония. Все это она
проделывала в то время, когда Антоний готовился двинуться из Сирии к
мидийс-кой границе (Мидия — страна в Закавказье). Окружавшие ее льстецы
горячо сочувствовали египтянке и упрекали Антония, твердя ему, что он
жестокий и бесчувственный, что он губит женщину, которая лишь им одним и
живет. Октавия, говорили они, сочеталась с ним браком из политического
расчета, подчиняясь воле брата,— и наслаждается своим званием законной
супруги. Клеопатра же, владычица огромного царства, называется лишь
любовницей Антония, но не стыдится, не отвергает этого имени — лишь бы
только видеть Антония и быть с ним рядом, но если отнять у нее и это
последнее, то она умрет. В конце концов Антоний до такой степени
разжалобился и по-бабьи растрогался, что отправился в Александрию, всерьез
опасаясь, как бы Клеопатра не лишила себя жизни» (Плут. Ант. LIII).
Октавия, чтобы удержать Антония, уехала из Рима и направилась к нему. Но в
Греции она получила письмо от Антония и вынуждена была вернуться в Рим.
«Когда Октавия вернулась из Афин, Октавиан, считая, что ей нанесено тяжкое
оскорбление, предложил сестре поселиться отдельно, в собственном доме. Но
Октавия отказалась покинуть дом мужа и, сверх того, просила Октавиана, если
только он не решил начать войну с Антонием из-за чего-либо иного, не
принимать в расчет причиненную ей обиду, ибо даже слышать ужасно, что два
величайших императора ввергают римлян в бедствия междоусобной войны один —
из любви к женщине, другой — из оскорбленного самолюбия. Свои слова она
подкрепила делом. Она по-прежнему жила в доме Антония, как если бы он и сам
находился в Риме, и прекрасно, с великодушною широтою продолжала заботиться
не только о своих детях, но и о детях Антония от Фульвии. Друзей Антония,
которые приезжали от него по делам, она принимала с неизменной любезностью и
была за них ходатаем перед Октавианом. Но тем самым она невольно вредила
Антонию, возбуждая ненависть к человеку, который платит черной
неблагодарностью такой замечательной женщине» (Плут. Ант. LIV).
Клеопатра сумела настолько подчинить Антония своей воле, что в 37 г. до н.э.
он послал Октавии развод и официально женился на египетской царице.
«В Рим Антоний отправил своих людей с приказом выдворить Октавию из его
дома, и она ушла, говорят, ведя за собой всех детей Антония (кроме старшего
сына от Фульвии, который был с отцом), плача и кляня судьбу за то, что и ее
будут числить теперь среди виновников грядущей войны. Но римляне жалели не
столько ее, сколько Антония, и в особенности тс из них, которые видели
Клеопатру и знали, что она и не красивее и не моложе Октавии» (Плут. Ант.
LVII).
Октавия больше замуж не вышла. Она жила в Риме и растила не только своих
детей, но и детей Антония от Фульвии и от Клеопатры (всего девять человек).
Она умерла в 11 г. до н.э., окруженная всеобщим уважением и почетом.
В 1927 г. при раскопках мавзолея Октавиана Августа в Риме обнаружили
надгробную плиту Октавии и ее сына Марцелла с лаконичной и бесстрастной
надписью: «Марцслл, сын Гая, зять Августа Цезаря; Октавия, дочь Гая, сестра
Августа Цезаря».
В честь Октавии и в память се сына Марцелла Август построил в Риме театр
Марцелла и портик Октавии (это была замкнутая крытая двойная колоннада,
окружавшая значительное пространство, где находились два храма, зал,
библиотека и сад с фонтанами и статуями работы знаменитых греческих
мастеров) От театра Марцелла сохранилась часть внешней стены, а от портика
Октавии — фронтон и несколько колонн.
Использованы материалы книги: Федоровой Е.В.
Императорский Рим в лицах. Ростов-на-Дону, Смоленск, 1998.
Здесь читайте:
Все римляне
(биографический указатель в алфавитном порядке)
Римские императоры
(биографический указатель в хронологическом порядке)
Римские консулы: | VI - V в. до н.э. | IV в. до н.э. | III в.
до н.э. | II в. до н.э. | I в. до н.э. | I в.
н.э. | II в. н.э. | III - IV в. н.э. |
|