Нуцубидзе Шалва Исакиевич |
|
1888-1969 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Нуцубидзе Шалва ИсакиевичНуцубидзе Шалва Исакиевич (16 июля 1888, с. Парцханаканеби Самтредского района, Грузия – 6 января 1969, Тбилиси) – грузинский философ. Родился в семье учителя. Окончил Кутаисскую гимназию (1906) и историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности философия (1910); в 1911–14 дважды побывал за границей, где занимался под руководством В.Вундта, X.Фолькельта и др.; с 1918 – заведующий кафедрой философии педагогического факультета Тбилисского университета; доктор философских наук (1927), академик АН Грузинской ССР (1944). С 1910-х гг. развивал концепцию «алетологического реализма», противопоставляя ее как материализму, так и идеализму, главным образом трансцендентальному априоризму Канта; согласно алетологии, условия познания следует искать не в субъекте, а в объекте. В нач. 1930-х гг. Нуцубидзе перешел в основном на марксистские позиции, но сохранил романтическую мысль о необходимости «покончить с интеллектуальным рабством по отношению к Западу», что отразилось в его трудах по истории античной и грузинской философии. В духе антиевропоцентризма выдвинул концепцию т.н. «восточного Ренессанса»; независимо от бельгийского ученого Э.Хонигмана доказывал, что автором сочинений, приписываемых Псевдо–Дионисию Ареопагиту, является грузинский богослов и философ Петр Ивер, трактуя «ареопагитскую линию» как одну из основ «грузинского Ренессанса». В спорном в советской философии вопросе о соотношении диалектической и формальной логики Нуцубидзе отстаивал точку зрения двух логик. В.Ф. Пустарнаков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 111-112.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Собр. соч., т. 4, 5. Тбилиси, 1987–88; Больцано и теория науки. – «Вопросы философии и психологии», 1913, кн. 116, с. 39–100; кн. 117, с. 111–73; Основы алетологии. Тбилиси, 1922 (на груз. яз.); Диалектическая и формальная логика, Тбилиси, 1951; История грузинской философии, т. 1–2. Тбилиси, 1957–58 (на груз. яз.; рус. пер.: Тбилиси, 1960); Петр Ивер и античное философское наследие (Проблемы ареопагитики). Тбилиси, 1963; Руставели и Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1967; Wahrheit und Erkenntnisstruktur. В. – Lpz., 1926; Philosophie und Weisheit. Spezielle Einleitung in die Aletheiologie. В. – Königsberg, 1931. Литература:Ш.И.Нуцубидзе (К 90-летию со дня рождения). Тбилиси, 1980; Шалва Нуцубидзе. Биобиблиография. Тбилиси, 1986.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |