Новоселов Михаил Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Новоселов Михаил Александрович

1864-1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Александрович Новоселов

Новоселов Михаил Александрович, епископ Марк, родился в 1864 в с. Бабье Тверской губернии. Окончил Московский университет. В конце 1887 г. арестован за издание брошюры "Николай Палкин". В начале февраля 1888 г. освобожден. В 1888 г. организовал в с. Дугино Тверской губернии земледельческую общину. В 1902-1917 гг. - издатель "Религиозно-философской библиотеки".

Обвинен в антисоветсткой агитации, 11 июля 1922 г. проведен обыск на квартире. 19 марта 1923 г. дело прекращено. Перешел на нелегальное положение. Тайно пострижен в мантию с именем Марк. В 1923 г. тайно хиротонисан во епископа Сергиев-Посадского архиеп. Феодором (Поздеевским), еп. Серафимом (Звездинским), еп. Арсением (Жадановским). В 1922-1927 гг. написал 20 "Писем к друзьям". Организатор "Кочующего" Собора ИПЦ, входил в его рабочую группу. 17 мая 1929 г. арестован. 23 мая 1929 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам политизолятора. Отправлен в Суздальский политизолятор. 27 октября 1930 г. привлечен к следствию по делу "Всесоюзного Центра ИПЦ". 3 сентября 1931 г. приговорен по ст. ст. 58-10, 11 УК РСФСР к 8 годам политизолятора. В 1931-1937 гг. - в Ярославской тюрьме. 7 февраля 1937 г. приговорен к 3 годам тюремного заключения. 29 июня 1937 г. вывезен в Вологодскую тюрьму. 17 января 1938 г. приговорен к высшей мере наказания и тот же день расстрелян.

Источник.: http://www.memo.ru/history/religion/ipc.htm 


Новоселов Михаил Александрович (1864-1938) – духовный писатель, издатель и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы – последователь религиозных взглядов Л. Н. Толстого, под влиянием которого начал преподавать в сельской школе. В 1888 создал одну из первых толстовских земледельческих общин. Затем православный духовный писатель и издатель. Печатался в «Миссионерском обозрении» и «Церковных ведомостях». Участвовал в религиозно-философских собраниях 1902-03 гг. в Петербурге. Издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902-17) и «Листков Религиозно-философской библиотеки».

Противник Г. Е. Распутина. В 1910 напечатал в «Московских ведомостях» несколько статей о Распутине (№ 49 – «Духовный гастролер Григорий Распутин», № 72 – «Еще нечто о Григории Распутине»). Был автором брошюры «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М., 1912), которая, несмотря на конфискованный тираж, была размножена и широко ходила по рукам. Основатель (в 1907) и руководитель «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви», в котором принимали участие о. Иосиф Фудель, о. Павел Флоренский, С. Н. Булгаков, В. А. Кожевников, Ф. Д. Самарин и др. В Москве проживал близ Храма Христа Спасителя. Был арестован 12 августа 1922 и до 19 марта 1923 находился под арестом. С 1923 и до ареста в 1929 жил на нелегальном положении, продолжал свою литературную деятельность. По некоторым данным в 1920 тайно принял монашеский постриг с именем Марк, а в 1923 в Даниловом монастыре тайно был хиротонисан во епископа Сергиевского и стал деятельным членом «катакомбной» церкви. Один из духовных руководителей движения «непоминающих», прекративших молитвенное общение с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) после опубликования последним в 1927 г. «Декларации» о лояльности Церкви к советской власти. Был арестован в 1929 в Ярославле, как один из организаторов и идеологов оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Приговорен к 8 годам заключения, но 7 февраля 1937 был обвинен в «контрреволюционной деятельности» и срок заключения был увеличен. Отбывал заключение в одиночке Ярославского политизолятора. 17 января 1938 был приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме. Расстрелян. Канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Мать Новоселова Капитолина Михайловна была серьезно больна.

Использованы материалы Примечания Александра Репникова к Дневникам за 1915 г. Льва Тихомирова.


Новоселов Михаил Александрович (1864-1938) – церковный издатель и публицист, приват-доцент Московской Духовной академии, специалист по делам сектантства. Выступал против попыток «обновить» Церковь в духе либерализма, одновременно был противником зависимости Церкви от государства и выступал за реформу церковного управления. По свидетельству Н. А. Бердяева, «у него не было того клерикализма и поклонения авторитету иерархии, которые характерны для правых течений русской эмиграции. Он признавал лишь авторитет старцев, т. е. людей духовных даров и духовного опыта, не связанных с иерархическим чином. Епископов он ни в грош не ставил и рассматривал их как чиновников синодального ведомства, склонившихся перед государством». Открыто выступил против «старца» Г. Е. Распутина, в 1912 г. выпустив в своем издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» («Голос православного мирянина»), обвинявшую царского фаворита в хлыстовстве и изобличавшую высшую церковную иерархию в попустительстве: «Почему молчат епископы, которым хорошо известна деятельность наглого обманщика и растлителя?.. Где его святейшество, если он по нерадению или малодушеству не блюдет чистоты веры Церкви Божией и попускает развратного хлыста творить дело тьмы под личиной света?» Брошюра была запрещена и конфискована в типографии, за опубликование выдержек на газету «Голос Москвы» (официоз партии октябристов) был наложен большой штраф. После этого последовал запрос Госдумы о законности карательных действий властей.

В качестве члена Временного совета Объединенных приходов города Москвы в начале февраля 1918 г. подписал воззвание-листовку, призывающую верующих защищать храмы от посягательств богоборной власти. Неоднократно подвергался обыскам. Арестован в 1928 г., 17.05.1929 г. осужден на 3 года как особо вредный элемент, отбывал срок в Ярославском политизоляторе. В тюрьме в 1931 г. получил новый срок - 8 лет, а в 1937 г. - еще 3 года за «контрреволюционную деятельность». 26.06.1937 г. переведен в Вологодскую тюрьму, где 17.01.1938 г. приговорен к расстрелу.

Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО "Олма Медиа Групп". 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги - канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову).


Новоселов Михаил Александрович (1(13).07.1864 - 17.01.1938) - религиозный мыслитель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы Новоселов становится ревностным последователем и любимым учеником Толстого, под влиянием которого начинает преподавать в сельской школе; в 1888 году создает одну из первых толстовских земледельческих общин, просуществовавшую около 2 лет. К 1892 году Новоселов окончательно обращается к православию, позже выступает против Толстого в книге «Забытый путь опытного богопознания» (Вышний Волочек, 1902) и «За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьев?» (М., 1913), а также в «Открытом письме графу Л. Н. Толстому но поводу его ответа на постановление Святейшего Синода» (1902). «Служить же вы хотите не Ему и не тому Отцу Его (Господу), Которого знает и признает вселенское христианство, начиная от православного и католика и кончая лютеранином, штундистом и пашковцем, а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего» (С. 6).

Новоселов сблизился с Иоанном Кронштадтским и со старцами Оптиной пустыни. Участвуя в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов в Петербурге, он выступал со строго церковных позиций. Особой заслугой Новоселова является издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902- 1917), ставившей своей целью церковное просвещение русского общества, прежде всего молодежи. Постепенно вокруг Новоселова сложился круг лиц, получивший название «Кружок ищущих христианского просвещения». Члены кружка стремились создать духовную школу аскетической направленности на основе заветов отцов церкви и оказались как бы в оппозиции к синодальной власти как силе бюрократической, враждебной духу живой церковной соборности. Это противостояние было связано также с тем, что Новоселов активно защищал имяславие, издавал сочинения его сторонников (Антония (Булатовича), Флоренского, Эрна). Способ решения Синодом спора об Имени Божием он называл «папизмом» (Новоселов М. Нанизм в Православной церкви. М., 1913); а в «имяборчестве» видел существенное отступление от православия, считая революцию и то, что за ней последовало, карой за отказ от достойного почитания имени Божия хулу на него, за отступление от веры Христовой. После революции возглавляемый Новоселовым кружок стал инициатором создания богословских курсов, располагавшихся в апреле - июне 1918 г. у него на квартире. Новоселов вел курс «Святые Отцы, их жизнь и писания». С 1922 по 1927 годы Новоселов написал «Письма к друзьям» (сохранилось 20 писем). Они не имели конкретного адресата и предназначались единомышленникам. В письмах он выступал против «живоцерковников», которых называл «церковными большевиками». Новоселов отрицал необходимость общеобязательного внешнего авторитета в делах веры и совести: «Непогрешим не отдельный человек (папа) и даже не Собор (который может быть отвергнут Церковью). Непогрешима сама Церковь в ее соборности - союзе взаимной любви, на которой основано познание Христовых Истин. И для Церкви важны не Соборы сами по себе, но соборность как тождественность выражаемых на них свидетельств с верою всего тела Церкви». По Новоселову, огромную роль в богопознании играют таинства. Они представляют собой онтологическую и гносеологическую основу просветительной силы познания истины, для достижения которой прежде всего необходимо единомыслие с евангельскими и святоотеческими текстами. В 1923 году Новоселов был арестован, в 1928 году последовал еще один его арест, а спустя 10 лет казнен. В 2000 году был причислен к лику святых.

С. М. Половинкин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 426.

Сочинения: Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. Спб., 1904; В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). 2-е изд. Сергиев Посад, 1911; Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912; Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому. Публ. Е. С. Полищука // Минувшее. М.; Спб., 1994; Письма к друзьям / Публ. Е. С. Полищука. М., 1994; Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича Новоселова. Томск, 1998.

Литература: Н. М. С. Чествование М. А. Новоселова // Московские ведомости. 1912. 9(12) ноября; Письмо В. А. Кожевникова к В. В. Розанову от 10 ноября 1915 г. // Вопросы философии. 1991. № 6; Булгаков С. Н. У стен Херсониса. Спб., 1993.


Новоселов Михаил Александрович (1[13].07.1864—1938), духовный писатель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы становится учеником Л. Н. Толстого, под влиянием которого начинает преподавать в сельской школе. В 1888 создает одну из первых толстовских земледельческих общин, просуществовавшую ок. двух лет. К 1892 Новоселов окончательно обращается к Православию, а несколько позже выступает против учения Л. Н. Толстого. Он сближается с о. Иоанном Кронштадтским и со старцами Оптиной Пустыни. Участвует в религиозно-философских собраниях 1902—03 в Петербурге. Делом жизни Новоселова было издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902—17), ставившей целью церковное просвещение народа, прежде всего молодежи. Кружок лиц, образовавшийся вокруг Новоселова, стремился создать духовную школу аскетической направленности; его участники оказались как бы в оппозиции к синодальной власти. Новоселов отрицал необходимость общеобязательного внешнего авторитета в делах веры и совести. По Новоселову, огромную роль в богопознании играют таинства. Они, с его точки зрения, представляют собой онтологическую и гносеологическую основу просветительной силы познания истины, для достижения которой прежде всего необходимо единомыслие с Евангельскими и святоотеческими текстами. В 1921 он перешел на нелегальное положение. Тогда же он тайно принимает монашеский постриг с именем Марк. В 1923 в Даниловом монастыре он был хиротонисан во епископа Сергиевского и стал деятельным членом «катакомбной» церкви. В 1928 Новоселова арестовали. Он просидел 10 лет в одиночке Ярославского политизолятора. В 1938 еп. Марк (Новоселов) был расстрелян.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Маклаков В.А. Из воспоминаний. Издательство имени Чехова. Нью-Йорк 1954. Глава третья.

Сочинения:

Новоселов М. А. Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. СПб., 1904;

Новоселов М. А. В тихой пристани. (Посвящается братии Зосимовой пустыни). Изд. 2-е Сергиев Посад, 1911;

Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому // Минувшее. Вып. 15. М., -СПб., 1994;

Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994;

Литература:

Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998;

Переписка священника П. А. Флоренского со священником С. Н. Булгаковым: Архив священника П. А. Флоренского. Вып. 4. Томск, 2001.

Арсеньев Н. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала ХХ в. // Современник. Торонто, 1962, № 6, октябрь. С. 34.

Н. М. С. Чествование М. А. Новоселова // Московские ведомости. 1912. 9(12) ноября;

Письмо В. А. Кожевникова к В. В. Розанову от 10 ноября 1915 г. // Вопросы философии. 1991. № 6;

Булгаков С. Н. У стен Херсониса. Спб., 1993.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС