Нитирэн
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нитирэн

1222-1282

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Нитирэн

Буддийски монах

Нитирэн (1222-1282). Буддийски монах. Нитирэн, основатель буддийской школы, носящей его имя, начал учиться в возрасте 12 лет, был посвящен в монахи в 16 лет, но вскоре усомнился в принципах доктрины Чистой Земли. Поэтому, посетив множество храмов и углубившись в изучение эзотерического буддизма, Нитирэн принял Сутру Лотоса, что лишь усилило его несогласие с учением Чистой Земли. Изгнанный из родной провинции Ава (в результате критических высказываний о школах буддизма Чистой Земли (Дзодо) и дзэн), Нитирэн отправился в Камакура, где продолжал развивать собственное религиозное учение, уходящее корнями в мудрость Сутры Лотоса. Нитирэн написал «Трактат по умиротворению государства путем установления религии» и за это был изгнан из столицы. По возвращени в Камакура в 1263 году Нитирэн занял воинственную позицию по отношени к другим буддистским школам, провоцируя вооруженные конфликты и действия властей, направленные на его усмирение. Оказавшись в ссылке на острове Садо в 1271 году, он много писал, и в 1274 году последователи упросили власти освободить его. Нитирэн вернулся из ссылки и поселился в Минобу, однако последние пять лет его жизни были омрачены хронической болезнью.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 56.

Киото.

И богатые, и бедные могут попасть в царство Будды

Нитирэн (1222-1282) - буддийский монах, основавший в 1253 году буддийскую секту, получившую название Нитирэн. Утверждал, что все люди - богатые и бедные - могут попасть в царство Будды, достаточно лишь верить и повторять определенную молитву ("Да святится закон лотоса" (Наму мёхо рэнгэ кё)). В уличных проповедях в городе Киото и других местах Нитирэн требовал "установления справедливого закона на земле", резко нападал на другие секты и на правительство. Простота религиозного учения Нитирэна в сочетании с требованиями социальной справедливости, содержавшимися в нем, привлекала широкие слои крестьянства, ремесленников и мелких торговцев. Нитирэн и основанная им секта подвергались преследованиям со стороны феодальных властей и других буддийских сект. В настоящее время в Японии существует ряд буддийских сект, ведущих происхождение от секты Нитирэн. Модифицированное учение секты Нитирэн используется буддийской организацией Сока гаккай.

Г. И. Подпалова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Рэнтё — Дзэсёбо  — Нитирэн

Школа Нитирэн, названная по имени ее основателя монаха Нитирэна, представляла собой одно из трех (наряду с амидаизмом и Дзэном) течений буддизма нового типа, сложившееся в XIII веке и идеологически связанное с военным дворянством (называемым в отечественной литературе «самурайством» 1).

Деятельность Нитирэна разворачивалась на фоне давно начавшегося серьезного экономического и социально-политического кризиса. Еще в X—XI веках в окончательный упадок пришла введенная в VII веке надельная система землепользования (при которой вся земля принадлежала государству и распределялась в виде наделов), составлявшая экономическую основу существования аристократии во главе с императорской семьей. Происходил интенсивный процесс превращения государственных земель в частные, в результате чего появились крупные феодальные кланы, владевшие огромными угодьями частновладельческого типа. Так образовывались могущественные провинциальные кланы, сильные в военном отношении, поскольку имели собственные вооруженные формирования, но весьма бесправные в политическом. В XI—XII веках Японию потрясали серьезные общественно-политические катаклизмы. Разгорелась борьба за власть, и в конечном счете победу одержал могущественный род Минамото, владения которого находились на северо-востоке Японии. В 1192 г. глава рода Минамото Ёритомо объявил себя военным правителем страны — сёгуном (новый режим получил в исторической литературе название «сёгунат» и просуществовал до конца 60-х годов XIX века).

Фактической столицей страны стал г. Камакура, в котором обосновалось военное правительство — бакуфу. Среди победившего саму-

_____

1. От слова самурай — «служилый [человек]». В японской литературе употребляется, как правило, термин буси — дословно «вооруженный муж».

[30]

райства единства, однако, не было. Борьба между враждовавшими группировками привела к тому, что в первые десятилетия XIII века страной управлял фактически не непосредственно сегун, а сиккэн (должностное лицо, функции которого были аналогичны функциям канцлера). При жизни Нитирэна сиккэнов выдвигал род Ходзё.

Императоры и аристократия смотрели на сегунов и их сподвижников как на варваров, узурпировавших законную власть, и не всегда мирились со своим положением. Довольно сильная оппозиция сёгунату ждала удобного случая для выступления против баку фу, и благоприятные условия создались в 1219 г. во время распрей между кланами Минамото и Ходзё. Вооруженная борьба между императорской партией и бакуфу продолжалась три года, но в конце концов сиккэну Ходзё Ёситоки удалось одержать победу. Военное правительство ужесточило контроль над императорским домом и высшей аристократией. Кроме того, у сторонников императора конфисковывались земельные владения. В результате принятых бакуфу мер императоры более ста лет не имели возможности претендовать на реальную власть, а экономическое положение аристократии (не говоря уже о ее политическом статусе) было серьезно подорвано.

Вследствие указанных причин буддийские школы, возникшие в нарский и хэйянский периоды и кровными узами связанные с аристократией, стали центрами потенциальной оппозиции сёгунату. Хотя культовые учреждения «старых» школ продолжали функционировать, а гора Хиэй, где находились главные монастыри школы Тэндай, оставалась центром японского буддизма, правительство бакуфу не стеснялось расправляться с монахами, слишком рьяно пропагандировавшими реставрацию императорской власти. В ХIII веке Япония была без всяких оговорок буддийской страной, и о смене на официальном уровне идеологических ориентиров, как это случилось в первой половине XVII века в начале правления дома Токугава, не могло быть и речи. Новые буддийские школы, ни политически, ни экономически не связанные с императорским двором и придворной аристократией, как раз и заполнили образовавшуюся «религиозную нишу».

Помимо быстрого роста самурайского сословия, в XIII веке наблюдалось значительное увеличение числа ремесленников и торговцев и вообще городского населения. Эти социальные слои также попали в сферу влияния новых буддийских школ. Наконец, крестьянство, зависимое от феодалов, составлявших костяк нового режима, также «обслуживалось» буддийскими школами, ориентировавшимися на этот режим.

Однако главной причиной возникновения новых буддийских школ являлся глубокий духовный кризис, поразивший японское общество в конце периода Хэйан. Как уже говорилось, в XI— XII веках «мельчает» аристократия — социальный слой, через который буддий-

[31]

ская церковь в течение многих десятилетий влияла на государственную политику. Деградация аристократии сопровождалась упадком связанных с ней старых буддийских школ, поскольку причины обоих процессов были аналогичны. Буддийская церковь погрязла в коррупции, происходила своеобразная секуляризация монашества, так как, по выражению известного японского религиоведа М. Анэсаки, «чрезмерно возросли мирские цели и мотивы» деятельности буддийского духовенства 2. Надо сказать, что падение авторитета буддийской церкви признавалось и некоторыми идеологами старых школ. Мёэ (1173—1232), виднейший идеолог школы Кэгон, писал: «Если бы учение Будды было таким, каким его представляет нынешнее поколение монахов, то это было бы самое плохое учение в мире» 3. Как знак деградации государственной буддийской церкви, каковой являлось объединение Тэндай, расценивалось резкое повышение функциональной роли обрядности, причем такая оценка, как мы увидим, обосновывалась доктринально.

Нестабильной обстановке в стране сопутствовало сложное международное положение в дальневосточном регионе. В XIII веке, когда началась полоса монгольских завоеваний, Дальний Восток оказался объектом экспансионистской политики Чингисхана. В 1280 г. им был подчинен Китай. Во второй половине того же столетия монголы не раз угрожали Японским островам и предпринимали попытку их захвата.

Создавшаяся ситуация подготовила почву для распространения в японском обществе, в первую очередь среди интеллигенции, а также среди буддийского духовенства, эсхатологических настроений. Буддийское учение о неминуемом наступлении так называемого «века конца Дхармы» 4, о котором говорили лидеры новых буддийских школ, и особенно часто Нитирэн, прекрасно объясняло причины возникновения кризисной обстановки в стране, так что религиозные и светские интеллектуалы расценивали упадок как явление вполне закономерное.

По традиции, зафиксированной в ряде буддийских сутр, после ухода Будды Шакьямуни из человеческого мира, его учение переживает три «века» (яп. сандзидай). В Сутре о Великом Собрании (яп. Дайдзик-кё или Дайдзюцу-кё), на которую часто ссылался Нитирэн, «три века Дхармы» делятся на пять пятисотлетних периодов 5. По другим источникам, продолжительность «трех веков Дхармы» раз-

____

2. Anesaki М. Nichiren, the Buddhist Prophet Glouscester, 1966. P. 7.

3. De Becker J. Feodal Kamakura. Yokohama, 1907. P. 50.

4. Дхарма — здесь: учение Будды, Закон Будды.

5. Таким образом, в данном случае перевод этого термина весьма условен, поскольку «век» здесь не сто лет, а отрезок времени в пятьсот (или тысячу) «европейских» лет.

[32]

лична: «век Истинной Дхармы» — пятьсот или тысяча лет, «век подобия Дхармы» — тысяча или пятьсот лет, «век конца Дхармы» — десять тысяч лет.

I. «Век Истинной Дхармы» (яп. сёбо-дзидай):

(1) период освобождения от неведения Дхармы и обретения просветления;

(2) период размышления над сутью Дхармы, т. е. усвоение сокровенных истин буддийского учения.

II. «Век подобия Дхармы» (яп. дзобо-дзидай):

(3) период чтения и декламирования сутр, т. е. следования «букве» Дхармы;

(4) период возведения храмов и пагод, т. е. показного почитания объектов культа.

III. «Век конца Дхармы» (яп. маппо-дзидай):

(5) период исчезновения Истинной Дхармы; время кризисов, раздоров, стихийных бедствий и пр., т. е. эпоха всеобщего упадка.

Во всех толкованиях, касающихся понятия «три века Дхармы» (хотя его трактовки и отличаются оценкой продолжительности различных фаз отношения к буддийскому учению в человеческом мире), функциональное значение каждого периода едино.

В «век Истинной Дхармы» равнозначно функционируют три главных составляющих буддийского учения: [1] собственно «учение» (яп. кё), т. е. догматика; [2] «деяния» (яп. гё), т. е. деяния (поступки), которые буддист должен совершать согласно «учению»; [3] «свидетельство» (яп. сё), т. е. свидетельство достижения спасения в результате совершения «деяний» согласно «учению», даваемое Буддой.

В «век подобия Дхармы» совершаются «деяния» согласно «учению», но «свидетельство» достижения спасения не проявляется, т. е. дискриминируется одна из основополагающих составляющих Дхармы — результат, «плод» (выражаясь буддийским языком) ее проповеди и следования ей в человеческом мире. Дхарма (как «учение» и как «деяния») функционирует независимо от живых существ и не ведет их к просветлению.

Наконец, в «век конца Дхармы» «учение» воспринимается как нечто абстрактное: «деяния» согласно «учению» не совершаются, так что «свидетельство» достижения спасения невозможно уже в принципе. Более того, в конце этого периода у живых существ, точнее говоря, представителей рода человеческого, исчезает даже осознание существования в мире Дхармы, т. е. воцаряется абсолютное «неведение» 6 буддийских истин. Отсюда следуют два важнейших вывода:

_____

6. Яп. мумё (санскр. авидья). Одно из основополагающих понятий буддийской философии (как хинаянистской, так и махаянистской).

[33]

во-первых, страну (и, соответственно, ее население), вступившую в «век конца Дхармы», постигает наказание в виде различных несчастий; во-вторых, должен появиться спаситель, мессия, призванный освободить людей (и шире — «живых существ») от «неведения».

Естественно, что провозглашение буддийскими мыслителями наступления «века конца Дхармы» обусловливалось кризисом (прежде всего идеологическим), который переживала данная страна. В Китае о «веке конца Дхармы» заговорили еще в конце V века 7, но представление о его наступлении распространилось повсеместно в следующем столетии, когда весь Китай был охвачен борьбой между южными и северными династиями.

В Японии идеи о пришествии «века конца Дхармы» стали популярными как раз в конце Хэйанского периода. По подсчетам буддийских ученых того времени, он должен был начаться в 1025 или 1052 году 8. По мере нарастания общественных катаклизмов представления о вступлении в этот «век» получали все большее распространение в качестве единственного авторитетного объяснения происходящих событий. Однако, по мнению Д. Цудзи, как идейное течение представление о начале «века конца Дхармы» оформилось только в XIII веке 9.

Новые школы пропагандировали свои учения в качестве единственного средства преодоления кризиса в «век конца Дхармы» как панацею от всех бед. Последнее обстоятельство во многом объясняет веру Нитирэна в свое предназначение спасителя Японии от несчастий, оно объясняет и притязания его последователей на аналогичную роль.

Нитирэн (1222—1282) явился, пожалуй, самой харизматической личностью в истории японского буддизма. Жизнь этого человека была такой же бурной и динамичной, как и время, в которое он жил. Являясь ярчайшим представителем «нового» буддизма, Нитирэн, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, находился в решительной и последовательной оппозиции к правительству в Камакура и в высшей степени нетерпимо относился к амидаиэму и Дзэну, не говоря уже о старых школах.

Нитирэн родился в маленькой деревушке Коминато в уезде Тодзё провинции Ава на восточном побережье Японии. Его отец был управляющим сёэна (феодального поместья) или же своего рода старостой — кэнсю. Такие должностные лица в начале камакурского сёгуната обладали достаточно большой властью в приморских деревнях. Однако сам Нитирэн неоднократно писал о себе, что он «дитя

_____

7. Было подсчитано, что «век конца Дхармы» наступит здесь в 484 г., поэтому время ухода Будды Шакьямуни из человеческого мира было отодвинуто на X в. до н. э.

8. Ватанабэ С. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1965. С. 56.

9. Цудзи Д. Нихон буккё си. (История японского буддизма). В 3 т. Токио, 196, Т. 2. С. 107.

[34]

прибрежного чандалы» 10 (чандалы — санскр. «неприкасаемые»; люди, стоящие вне четырех вари древнеиндийского общества, самый презираемый его слой), выходец «из семьи чандалы» 11, т. е. как бы специально подчеркивал свое низкое социальное положение, что он делал, конечно, не случайно.

Свое рождение в провинции Ава Нитирэн считал знамением: «Хотя уезд Тодзё провинции Ава и находится на окраине страны, [он] подобен центру Японии. Поэтому здесь оставила следы Аматэ- расу-оками» 12. «Нитирэн — человек из центра Японии, из провинции Ава. Вообще говоря, та провинция — провинция, в которой пребывала Аматэрасу-оками (...) Нитирэн также родился в той провинции, и [это] самое большое [ему] воздаяние» 13. В этих утверждениях Нитирэна явственно проявляется его стремление утвердить над собой «кураторство» Аматэрасу, главной богини собственно японской религии — синто. Связь Нитирэна с Аматэрасу, воплощением которой являлось солнце (Аматэрасу — «Освещающая небо»), закрепилась в его монашеском имени: Нитирэн — «Солнце-Лотос».

На монашескую стезю Нитирэн вступил в двенадцатилетнем возрасте, придя с родительского благословения в местный храм Киёсуми-дэра. принадлежавший школе Тэндай. В 1239 г. молодой монах отправляется в Камакура, где проводит четыре года, обучаясь в местных храмах. Затем переезжает на гору Хиэй для более основательного изучения буддийских доктрин и получения монашеского «диплома». Период его учебы в центре тэндайского буддизма и поездок по храмам других школ окончился в начале 1253 г.

Основным итогом пятнадцатилетних странствий Нитирэна по различным буддийским монастырям стала закладка фундамента его мировоззрения. Уже в первом своем сочинении, написанном в 1242 г., Нитирэн подверг резкой критике проповедников амидаистской школы Дзёдо. Надо сказать, что для монахов хиэйских храмов были характерны антиамидаистские настроения. Монах Сюмбан, главный управляющий хиэйских храмов по вопросам обучения монахов, чьи лекции регулярно слушал Нитирэн, сугубо отрицательно отзывался об учении о «Чистой земле» (как, впрочем, и об эзотерическом буддизме и Дзэне) 14.

Изучение тяньтайской догматики, общение с монахами, знавшими историю объединения Тэндай и часто вспоминавшими о расцвете

____

10. «Трактат о допросе, [написанный] на [острове] Садо» (яп. Садо го канки сё). — Нитирэн Дайсёкин госё дзэнсю (Полное собрание писаний Великого Святого Нитирэна). В 61 т. Токио, 1981. С. 891.

11. «Послание с Садо» (яп. Садо госё). Там же. С. 958.

12. «Ответ монахине Ниси-ама» (яп. Ниси ама омаз го хэндзи). — Там же. С. 906.

13. «Ответ господину Михарада» (яп. Михарададоно to хэндзи). — Там же. С. 1227.

14. Оно Т. Нитирэн. Токио, 1972. С. 24-28.

[35]

школы во времена функционирования системы «монастырского правления», чтение сочинений Сайтб, деятельность которого предопределила этот расцвет — все это побуждало Нитирэна задумываться о реставрации былого величия школы. Однако эзотеризация тэндайского учения, борьба между фракциями, традиционная ориентация на аристократию, характерная для высших тэндайских иерархов, пользовавшихся безусловным авторитетом в монашеской среде, и, наконец, консерватизм последней, очевидно, убедили Нитирэна в невозможности возрождения школы в новых условиях. В конечном счете, вернувшись весной 1253 г. в храм Киёсуми-дэра, Нитирэн, согласно жизнеописаниям, утром 28-го дня четвертой луны (17 мая 1253 г., по европейскому летоисчислению) выступил с публичной проповедью, в которой в самой резкой форме раскритиковал учения и деятельность амидаистских и дзэнских школ и заявил, что в «век конца Дхармы» только откровения Будды Шакьямуни, запечатленные в Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, являются совершенной истиной.

После выступления перед монахами Киёсуми-дэра Нитирэн был вынужден покинуть этот храм. Первым актом Нитирэна как родоначальника нового течения в японском буддизме явилось обращение в свою веру родителей и принятие монашеского имени – Нитирэн (до этого времени его звали — Дзэсёбо, а еще ранее — Рэнтё):

Будучи, по существу, изгнанным из монастыря, Нитирэн отправился в Камакура, и, конечно, выбор столицы сёгуната в качестве арены своей деятельности был сделан им отнюдь не случайно (как справедливо отметил А. Ллойд). Претензии предохранить государство от окончательного упадка в «век конца Дхармы» и, более того, добиться его процветания, т. е. реализовать замыслы о реставрации идей Сайтё, могли найти отклик только в Камакура, поскольку «сёгун привлекал в свое окружение все прогрессивное и энергичное в стране» 15, но никак не в Киото — императорской столице. Следует подчеркнуть, что Нитирэн заявил о себе как о «подвижнике Лотосовой Сутры»; продолжателе дела Сайте, что нашло отражение в Названии школы, данном ей её основателем: «школа Цветка Дхармы» (яп. Хоккэ-сю) (школой Нитирэн она стала именоваться с 60-х годов XIX века).

В конце 1253 г. у Нитирэна появился первый ученик и последователь, а с 1256 г. в Камакура стали проводиться регулярные съезды весьма большого количества монахов, во время которых их участники слушали проповеди Нитирэна и его толкование догматики различных школ. Основным методом привлечения Нитирэном новых адептов был метод с якубуку. Сяку (дословно «ломать», «сгибать») означает ломать (предполагается активный акт) заблуждения тех, кого одо-

____

15. Lloyd A. Development of Japanese Buddhism. — «Transactions of Asiatic Society of Japan». V. ХХII. Yokohama, 1894. P. 489.

[36]

левают мирские желания из-за незнания учения Будды. Буку (доел, «подчинять»; «повергать на землю», «ставить вверх ногами») интерпретируется в смысле «громить плохих людей и плохие учения». Сякубуку противопоставляется методу сёдзю (дословно «ухватывать [и] брать»), который подразумевает спасение посредством сострадания.

В отличие от других буддийских лидеров Нитирэн делал акцент на сякубуку, хотя именно метод сёдзю, безусловно, был более буддийским по существу. Однако использование в буддизме сякубуку являлось оправданием резкой критики других учений и абсолютизации собственных взглядов. Агрессивность и нетерпимость Нитирэна нашли свое выражение как раз в сякубуку. Сам он призывал к решительному пресечению деятельности почти всех современных ему школ — вплоть до физического уничтожения духовенства — и искоренению их учений (прежде всего амидаизма), следование которым стало якобы причиной несчастий, обрушившихся на Японию.

Нитирэновская школа, как и другие буддийские объединения того времени, состояла из духовенства и мирских адептов. Нитирэн не делал, различий между монахами и мирянами, называя тех и других «учениками». Большую часть монахов, пришедших к Нитирэну в 50— 60-е годы, составляли выходцы из школы Тэндай. Таким образом, пропагандистами нитирэнизма в период становления движения и последующих его гонений стали те, кто был идеологически связан с некогда могущественным объединением и считал себя наследником традиций Сайтё. Кроме того, под знамена Нитирэна собирались тэндайские монахи, недовольные зависимостью школы Тэндай от старой аристократии, а также слишком большим влиянием эзотерического буддизма на тэндайское учение и проникновением в него элементов амидаизма. Долгое время школа не имела собственных культовых центров, поэтому монахи, обратившиеся в нитирэновскую веру, оставались в своих храмах, зачастую скрывая свою причастность к новому учению. Среди нитирэновского духовенства были люди, не имевшие монашеского «диплома» и ставшие монахами после прихода к Нитирэну (так называемые «самовольные монахи», яп. сидосо). Этот гораздо менее образованный слой монашества занимался пропагандой нитирэновских идей как в Камакура, так и в провинции.

Среди адептов школы были так называемые «вступившие на Путь» (яп. ню до), которые принимали обет выполнять заповеди, предписанные монахам, но оставались жить дома. Кроме того, в школе имелись и «монахини», которые, правда, не были монахинями с точки зрения традиционных буддийских представлений. Так назывались жены «вступивших на Путь», решившие вместе с мужьями выполнять монашеские заповеди, а также вдовы, принявшие заповеди. Однако ни те, ни другие из «мира» в монастыри не уходили. Следует особо отметить интересное обстоятельство: среди мирских

[37]

приверженцев Нитирэна насчитывалось большое количество женщин, остававшихся преданными своему учителю в самые тяжелые моменты его жизни.

До 1260 г. деятельность Нитирэна заключалась в распространении нового учения, формировании и консолидации движения. Первый шаг в реальную политику был сделан им в 1260 г., когда Нитирэн заявил о себе как «государственник» и как претендент на роль духовного наставника бакуфу, призванный спасти Японию в «век конца Дхармы».

Весной 1260 г. Нитирэн написал свой знаменитый трактат «Рассуждение об установлении справедливости и спокойствия в стране» (яп. Риссё анкоку рон), в котором заявил о необходимости запрещения деятельности амидаистских школ. В августе того же года трактат был передан сиккэну Ходзё Токиёри. Поначалу правительство отнеслось к увещеваниям Нитирэна весьма индифферентно, однако после активизации нитирэнистами пропаганды взглядов учителя по отношению к Нитирэну начали приниматься репрессивные меры. В результате основатель нового религиозного движения был сослан на полуостров Идзу, где находился с начала 1261 по февраль 1263 г.

Во время ссылки Нитирэн развил некоторые основополагающие догматы своего учения, положенные в основу деятельности школы. Источник вдохновения этот человек нашел в главе XIII «Увещевание держаться [твердо]» Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. В сочинениях и письмах ученикам Нитирэн неоднократно ссылается на эту главу. Как раз в этот период он обретает черты, характерные для лидера, наделенного харизмой и, судя по всему, именно тогда приобретает уверенность в собственной предопределенности быть спасителем Японии.

В это время окончательно определяется отрицательное отношение Нитирэна к четырем течениям японского буддизма, два из которых были представлены амидаистскими и дзэнскими школами, являвшимися влиятельнейшими буддийскими объединениями той эпохи, а два других — школами Рицу и Сингон, также пользовавшимися немалым авторитетом в буддийском мире и имевшими весьма стабильный круг адептов. Нитирэновское отношение к данным школам нашло отражение в так называемых «четырех утверждениях» (яп. сикаку-но какугэн), встречающихся в письмах основателя школы к ученикам и наиболее емко сформулированных Нитирэном в конце жизни в сочинении «Трактат об увещевании Хатимана» (яп. Кангё Хатиман сё):

1) «Сингон [ведет] страну к гибели» 16. Эта школа, с точки зрения Нитирэна, неправильно толкует «явное» и «тайное» учения, ставя на

_________

16. Нитирэн Дайсёнин госё дзэнсю. С. 585.

[38]

первое место Сутру о Великом Солнце и принижал тем самым значение Лотосовой Сутры. А это значит — отвернуться от «истинного властителя Японии» (т. е. Лотосовой Сутры). Поэтому доктрины Сингон и оцениваются в качестве учения, ведущего «нашу страну» (т. е. Японию) к гибели 17.

2) «Моления Будде [Амиде ведут] в вечный ад» 18. Приверженцам амидаистских школ суждено пребывать на самом нижнем кругу ада из-за непочтительного отношения к Будде Шакьямуни 19. Как отмечал М. Анэсаки, конфессиально связанный со школой Нитирэн, «Будда Амида в глазах Нитирэна был не кем иным, как узурпатором действительной славы Будды [Шакьямуни]» 20.

3) «Дзэн — деяния небесных демонов» 21. Дзэн-буддисты принадлежат к «семейству демонов» потому, что отрицают истинность слов Шакьямуни, запечатленных в Лотосовой Сутре 22.

4) «Монахи [школы] Рицу связаны с государственными преступниками» 23. Главную опасность в деятельности этой школы Нитирэн видел в распространении хинаянистских заповедей, против которых боролся в свое время Сайтё, и в сведении приверженности буддийской вере к соблюдению заповедей и многочисленных предписаний 24.

«Четыре утверждения» были не только догматом религиозной доктрины Нитирэна, но и обоснованием в высшей степени активной пропагандистской кампании, развернутой против названных течений буддизма и резко усилившейся в 1268 г. после второго ультиматума монгольского хана Хубилая японскому императору. Поскольку власти покровительствовали дзэнским (прежде всего Сото-сю) и амидаистским (прежде всего Дзёдо-синсю) школам, а также школе Рицу, то резкая публичная критика Нитирэном высших иерархов этих школ не могла не расцениваться как антиправительственная.

В конце концов осенью 1271 г. Нитирэн подвергся аресту, и над ним был устроен, выражаясь современным языком, судебный процесс в «верховном суде» (яп. хёдзёсё), входившем в состав одного из главных «министерств», ведавших делами самурайского сословия (яп. самура йдокоро). За повторную, по определению суда, злонамеренную клевету в адрес буддийской церкви Нитирэн приговаривался к

_____

17. Каваи Ниттацу. Нитирэн-сю коё (Очерк учения школы Нитирэн). — Цудзоку буккё какусю коё (Очерки учений каждой буддийской школы, (предназначенные] Для мирян). Токио. 1899. С. 35.

18. Нитирэн Дайсбнин го сё дзэнсю. С. 585.

19. Каваи Ниттацу. Указ. соч. С. 33.

20. Anesaki М. Op. cit Р. 9.

21. Нитирэн Дайсбнин госб дзэнсю. С. 585.

22. Каваи Ниттацу. Указ. соч. С. 34—35.

23. Нитирэн Дайсбнин госб дзэнсю. С. 585.

24. Каваи Ниттацу. Указ. соч. С. 35—36.

[39]

ссылке на остров Садо у северо-западного побережья Хонсю (на территории современной префектуры Ниигата). Однако Нитирэну предстояло пережить очень неприятное событие, которое стало чуть ли не центральным во всех жизнеописаниях первого патриарха школы. Авторы биографий Нитирэна, как средневековых, так и современных, утверждают, что власти решили тайно расправиться с ним.

Как говорит сам Нитирэн в «Описании различных видов поведения» (яп. Сюдзю о-фурумаи госё), через несколько часов после суда его привезли в Тацу-но кути — пригород Камакура — на место, где отсекали головы преступникам. Когда приготовления к казни были закончены, над Тацу-но кути с юго-востока на северо-запад пронесся ярчайший луч, ослепивший палача и конвой. У палача из рук выпал меч, а воины в страхе разбежались. Нитирэн якобы призывал их вернуться назад и отрубить-таки ему голову, но никто не осмелился к нему приблизиться. В конечном итоге Нитирэна перевезли в дом буси Хомма Рокуро, отвечавшего за высылку осужденного 25. Надо сказать, что сомнения в истинности самого факта попытки казнить Нитирэна — известного буддийского монаха и лидера школы — и тем более в реальности чуда, произошедшего в Тацу-но кути, возникли давно и породили огромную по объему литературу 26. Тем не менее после высылки Нитирэна на остров Садо его школа была, по существу, разгромлена 27, хотя близкие ученики патриарха и некоторые его мирские последователи не только не покинули учителя, но и делали все возможное для его освобождения, которого в конечном счете и добились.

После ссылки Нитирэн на короткое время приезжает в Камакура, где приглашается на совет в самурайдокоро и там снова повторяет правительственным чиновникам слова о необходимости запрещения деятельности монахов враждебных ему школ, если правительство хочет уберечь Японию от нападения монголов и природных катаклизмов. Однако Нитирэн очень скоро убеждается, что его рекомендации не будут выполнены, и в середине мая 1274 года навсегда покидает военную ставку.

Последние годы жизни Нитирэн проводит на горе Минобу (неподалеку от горы Фудзи), где завершает разработку и систематизацию положений своего учения. В этот период он пишет огромное

____

25. Нитирэн Дайсбнин госб дзэнсю. С 913—914.

26. Различные точки зрения на произошедшее с Нитирэном после суда в самурайдокоро обстоятельно проанализировал Д. Цудзи. См.: Цудзи Д. Нихон буккё си. Т. 3- С. 24-35.

27. «Когда в Камакура (мне был вынесен] высочайший приговор, девятьсот девяносто девять человек из тысячи [от меня] отпало» (Нитирэн Дайсбнин госё дзэнсю. С. 907).

[40]

количество сочинений (трактатов и посланий ученикам, разъясняющих положения своего учения и дающих инструкции по их деятельности в качестве членов нитирэновского движения), из которых сохранилось около трехсот.

Умер Нитирэн по дороге к горячим источникам. Тело его было кремировано, а прах захоронен на горе Минобу.

[41]

А.Н. Игнатович. Школа Нитирэн. // Цитируется по изд.: Буддийская философия в средневековой Японии. Отв. ред. Ю.Б. Козловский, М., 1998, с. 30-41.

Далее читайте:

Исторические лица Японии (биографический справочник).

Всё о Японии и японцах (хронологические таблицы, описание этнонима, правители страны и т. д.).

Описание всех правящих династий Японии.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС