Нилус Сергей Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нилус Сергей Александрович

1862-1929

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Александрович Нилус

Нилус Сергей Александрович (1862 – 1929), религиозный писатель и общественный деятель. Из дворян. По окончании юридического факультета Московского университета (1886) служил кандидатом на судебную должность при прокуроре Эриванского окружного суда, затем в Симбирске. С 1888 жил главным образом в родовом поместье Золотарево Мценского уезда Воронежской губернии, но был вынужден продать имение. В 1907–12 жил в Оптиной пустыни, общался с ее старцами, выполнял монастырские работы, распространял свои идеи среди ее братии и паломников. Составил жизне-описание игумена Феодосия – «Сила Божия и немощь человеческая» (ч. 1–2, Сергиев Посад, 1908), написал книгу об оптинских монахах – «Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа» (Сергиев Посад, 1911). Впечатления от жизни в пустыни описал в книге «На берегу Божьей реки» (Сергиев Посад, 1911). В эти же годы активно занимался публицистикой, с 1909 сотрудничал в газете «Троицкое слово». В 1912–17 жил в г. Валдай Новгородской губернии. Первую мировую войну 1914–18 оценил как бойню, организованную тайными силами с целью ослабить Россию и взять ее под свой контроль. В кн. «Близ есть при дверех. О том, чему не желают верить и что так близко» (Сергиев Посад, 1917; 2 изд. – СПБ, 1997) предрекал близкую катастрофу; отрицательно отнесся к событиям февраля 1917, выступал против созыва Поместного собора Русской православной церкви в отсутствии императора. После октября 1917 остался в России, в 1924 и 1925 подвергался арестам и тюремному заключению. Полемизировал с Л. А. Тихомировым. См.: Тайна печати антихриста/ [с предисл.] Л. [А.] Тихомирова. Мировая борьба добра и зла: По поводу письма С. А. Нилуса // Московские ведомости. 1910. № 228; Тихомиров Л. А. Борьба с масонством // Московские ведомости. 1911. № 243 (оба материала включены в сборник: Неизвестный Нилус. М., 1995. Т. 1. С. 191–201; 405–410. Там же приводится копия отдельного оттиска очерка «Искатель града невидимого» с дарственной надписью С. А. Нилуса Л. А. Тихомирову (С. 201). В 2003–05 гг. вышло полное собрание сочинений Нилуса (Т.1. Великое в малом. Записки православного. М., 2003; Т.2. Сила Божия и немощь человеческая. Записки игумена Феодосия и другие повести. М., 2003; Т. 3. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. М., 2000; Т. 4. На берегу Божьей реки. Записки православного. М., 2002; Т. 5. Близ есть, при дверех. О том, чему не желают верить и что так близко. М., 2002. Т. 6. Произведения разных лет. Материалы к жизнеописанию Сергея Нилуса. М., 2005).

Использованы материалы Примечания Александра Репникова к Дневникам за 1915 г. Льва Тихомирова.


Нилус Сергей Александрович (28.8.1862-1/14.1.1929), русский мыслитель, духовный писатель и общественный деятель. Один из выдающихся поборников идеалов Святой Руси.

По воспоминаниям современника, “это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима”. Сергей Александрович был высокого роста, очень представительный, с большой окладистой бородой и сильной проседью, с выразительными карими глазами. Дома он носил русскую рубашку и высокие сапоги и, несмотря на скромную эту крестьянскую одежду, походил типом на русского боярина.

Родился Нилус в небогатой помещичьей семье, проживающей в хлебосольной православной Москве с сорока сороками ее церквей, с их величавым колокольным звоном. Детство, отрочество, юность будущего писателя проходили в нарастающем отчуждении общества от церкви, когда обязательное говение на Страстной седмице многими уже воспринималось как некая повинность. Доброта матери, няни, непрерывно творивших благое ближнему со скромностью, свойственной только христианам, уклад родового имения Золотарево (Мценскнй у., Орловская губ.) не дали погаснуть в душе неясно сознаваемой любви к Богу.

По окончании гимназии и университета С.А. Нилус несет службу чиновника в различных местах Империи, по выходе в отставку хозяйствует в деревне. Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло в Троице-Сергиевой лавре, у нетленных мощей прп. Сергия Радонежского.

Окончательное обращение православного в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к св. отцу Иоанну. Здесь, припав к ногам желанного утешителя, Нилус говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на сердце. “Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние: впервые я всем существом своим постиг значение духовника как свидетеля этого великого Таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божией в корне зло греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним Всевидящим и Невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости: горделивое сознание не унижает в тайной исповеди перед Всемогущим того, что человеческое ничтожество называет своим “достоинством”. Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле, и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости — это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей своей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодетельствованного, ниспослал мне свое прощение, когда о. Иоанн сказал мне: “У Бога милости много — Бог простит”. Какая это была несказанная радость, каким священным трепетом исполнилась душа моя при этих любвеобильных, всепрощающих словах! Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после моей сердечной исповеди у о. Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным”.

Так, в зрелом возрасте он выбрал стезю духовного писательства. В 1903 в свет выходит первая книга Нилуса “Великое в малом”, выдержавшая пять изданий. “О, благословенная моя Оптина!” Ей, “Калужскому Сарову”, из шести томов своих сочинений Нилус посвятил четыре. Здесь, на берегу тихой омутистой Жиздры, вместе с женой Еленой Александровной Озеровой (1855-1932), близким по духу человеком, провел он пять лет. В Оптиной, как рыбарь, сидящий на берегу Божьей реки, Нилус улавливал своим неводом дары благодати Духа Святого. Разбирая богатейший оптинский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев. Эти материалы составили два тома — “На берегу Божьей реки” и книги “Сила Божия и немощь человеческая” и “Святыня под спудом”.

В 1905 во 2-ом изд. своей книги “Великое в малом” Нилус осуществляет публикацию Сионских протоколов — тайного иудейско-масонского документа — программы борьбы против христианской цивилизации. Публикация этого документа вызвала широкий резонанс в России и мире, открыв многим глаза на настоящую подоплеку исторических событий к. XIX-XX вв. На публикацию Сионских протоколов Нилус получил благословение св. Иоанна Кронштадтского, оптинского старца Варсонофия, св. митрополита Владимира Киевского, архиеп. Никона Рождественского.

После отъезда из Оптиной в мае 1912 Нилусы живут на Валдае, где усердием патр. Никона был воздвигнут Иверский Богородичный монастырь. Обитель славилась подвижниками и тайнозрителями. Здесь С.А. Нилус продолжает разрабатывать основную тему своего творчества — апокалиптические события грядущего времени. “О том, чему не желают верить и что так близко”, — таким эпиграфом он предварил самую провидческую свою книгу “Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле” (“Близ есть, при дверех”), увидевшую свет в 1911 и выдержавшую четыре издания. Последнее, предпринятое в январе 1917, было по приказанию Временного правительства почти полностью уничтожено.

Революция застала Нилуса в Малороссии, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Было все: гонения, преследования, обыски, и что ни год, то строже. За чтение его книг расстреливали, но Нилус, укрепясь молитвою, не впадал в уныние, а хранимый Самим Господом, продолжал писать о проявлении Воли Божией — о чудотворениях, о спасительной силе покаяния, о Церкви как водительнице совести. Эти материалы легли в основу второй части книги “На берегу Божьей реки”.

Кончина писателя последовала в канун блж. памяти прп. Серафима Саровского, которого Сергей Александрович так чтил и для всенародного почитания которого так много сделал. Погребен С.А. Нилус был возле храма в селе Крутец (в семье настоятеля этого храма прожил он последние годы своей земной жизни) Александровой Слободы, вотчины Грозного. Ныне верными почитателями памяти С.А. Нилуса установлен осьмиконечный крест на могиле этого выдающегося русского духовного писателя.

До наших дней уцелели пророческие письмена Нилуса, и ныне они будят людей от духовного сна, оставаясь горящими светильниками глубокого живого евангельского духа, указующими путь жизни по вере для великого русского народа.

А. Стрижев

Русское небо


Нилус Сергей Александрович (28.08.1862-1.[14].01.1929), прозаик, публицист и общественный деятель, член Русского Собрания.

Родился в Москве, происходил из семьи крупных дворян-землевладельцев. Воспитанный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, в юности был равнодушен к вере и Церкви. Окончил юридический ф-т Московского ун-та (1886), служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888—1905 занимался хозяйствованием в родовом имении Золотарево Мценского у. Орловской губ. В начале 1900-х публикуется в газ. «Московские ведомости».

В 1890-е годы в мировоззрении Нилуса произошел глубокий внутренний перелом. «Обращение православного (по крещению) в православную веру» совершилось благодаря чудесному видению прп. Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре, встречам со св. прав. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Нилуса «чистым алмазом»), паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где он познакомился с известными подвижницами — игуменией Марией и блаженной Пашей Саровской). Среди бумаг Н. А. Мотовилова (ученика прп. Серафима Саровского), полученных в Дивеево, Нилус обнаружил и расшифровал уникальные записи поучений старца. Опубликованная в 1903 «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта русских святых. Мотовилов рассказал о том, как во время этой беседы по молитвам подвижника на мгновение зримо открылся преображенный благодатью мир. Др. рукопись Мотовилова, также записанная со слов старца, — «Великая Дивеевская тайна» (удивительные пророчества о будущем России и последних судьбах мира, о воскресении и «переходе» прп. Серафима из Сарова в Дивеево для всемирной проповеди покаяния и др.) — была опубликована в посмертном изд. книги Нилуса «На берегу Божьей реки. Часть 2» лишь в 1969, когда некоторые из предсказаний начали осуществляться.

Рассказы о встречах с совр. подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом» (1903), выдержавшую 5 изд. при жизни автора. Книги Нилуса, состоящие, как правило, из разнообразных по жанру частей (рассказы, очерки, зарисовки и др.), отличаются богатством языковых средств и эмоциональных оттенков. Нилус умеет передать живую речь простонародья, сдержанно-строгие слова иноков. Проникновенно-доверительные интонации автора, делящегося своими сокровенными чувствами и переживаниями, чередуются с высоким слогом пророка и проповедника.

Во 2-м изд. книги «Великое в малом» в 1905 Нилус опубликовал попавшую к нему рукопись под названием «Протоколы сионских мудрецов», в которой шла речь о способах скорейшего достижения мирового господства. Хотя Нилус не был первым публикатором «Протоколов...», именно его издание оказалось наиболее известным благодаря развернутым комментариям писателя. Сам Нилус, не задаваясь целью исследовать подлинность «Протоколов», рассматривал их в русле русской религиозной традиции; ставил замыслы «мудрецов» в прямую связь с «тайной беззакония» — с библейскими пророчествами о воплощении «сына погибели» и наступающем перед концом истории «царстве антихриста» (пришествие которого, по Нилусу, стало «ближайшей политической возможностью»). Единственным средством, которое может предотвратить порабощение России мировым злом, он считал возвращение к вере отцов — святому православию. Писатель был убежден, что оружие в борьбе с духом антихриста — это, прежде всего, подлинно христианская, просветленная любовь и смирение. Размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира проникнуты и последующие сочинения Нилуса.

В 1906 Нилус женился на фрейлине Е. А. Озеровой, предполагая принять священство и стать сельским пастырем. Эти планы, однако, не осуществились, и в том же году Нилусы покинули Петербург.

Центральное место в жизни и творчестве Нилуса занимает знаменитая Оптина пустынь. «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа», — писал он. С благословения оптинских старцев Нилусы в 1907—1912 живут в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил писатель и философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент). Духовником и руководителем Нилуса стал старец Варсонофий (Плиханков). Здесь продолжается писательская деятельность Нилуса «по собиранию цветов с духовного луга иноческого жития на Руси Святой». Книга «Сила Божия и немощь человеческая» (1908), построенная на материалах богатейшего оптинского архива, запечатлевает облик многих подвижников, прозорливых старцев, описывает знамения и происшествия, в которых явно видно действие Промысла. В основу следующей книги «Святыня под спудом» (публиковалась в ж.«Троицкое слово», сотрудником которого был Нилус; отд. изд. вышла в 1911) были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг худож. переработке. На страницах книги, увлекательно повествующей о жизни знаменитого монастыря в середине XIX в., появляются имена Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, И. В. Киреевского и др. деятелей русской культуры, так или иначе связанных с Оптиной пустынью.

С 1909 Нилус сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Цикл «На берегу Божьей реки: Записки православного. Часть 1» (1916) построен на противопоставлении разрушительной силы зла и силы христианской любви, проявляющейся через святых подвижников русской земли начала XX в.

Произведения Нилуса носят ярко выраженный автобиографический характер, в них всегда присутствует личность автора — с его переживаниями, размышлениями, сомнениями, молитвенными состояниями. Его книги в известной степени предвосхитили т.н.«исповедальную прозу» XX столетия.

Последняя прижизненная книга Нилуса «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в янв. 1917. По приказанию А. Ф. Керенского тираж ее был уничтожен. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали, затем на протяжении более чем полувека имя писателя было под строжайшим запретом.

 Однако и позже, уже в эпоху «гласности», в середине 1990-х годов статья о Нилусе по настоянию филологов К.М.Азадовского, Н. А. Богомолова, А. В. Лаврова, Р.Д.Тименчика была изъята из академического словаря «Русские писатели. 1800-1917».

Живший с 1912 в Валдае, Нилус после революции переехал в имение кн. В. Д. Жевахова (будущий сщмч. еп. Иоасаф) Линовица Полтавской губ. В 1923—26 он несколько раз подвергался обыскам и тюремному заключению (в Киеве, в Москве на Лубянке), чудом избежал расстрела. В 1926—1928 жил в Чернигове, затем переехал в с. Крутец Владимирской губ., где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского.

Несмотря на испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжал записывать рассказы о проявлениях святости на Руси, о Государе-Мученике Николае II Александровиче, о спасительной силе покаяния. Эти заметки опубликованы в книгах «На берегу Божьей реки. Часть 2» (Сан-Франциско, 1969) и «Неизвестный Нилус» (1995). Современники запечатлели облик писателя: «высокого роста, широкоплечий, с красивым лицом, красивыми карими глазами и ясным добрым взглядом. Он был очень жизнерадостным человеком... Внутренне он был колоссом духа, так твердо стоящим «на камне веры», что ни гонения, ни лишения, ни злословие не могли поколебать его веру и любовь к Богу».

Ныне творческое наследие выдающегося духовного писателя и философа вновь доступно широкому кругу читателей. В 2001 обществом «Православный Петербург» учреждена премия им. С. А. Нилуса «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России».

А.Любомудров


Писатель XX века

Нилус Сергей Александрович [28.8(9.9).1862, Москва — 14.1.1929, с. Крутец Александровского р-на Владимирской обл.] — прозаик, публицист.

Происходил из семьи крупных дворян-землевладельцев. Воспитанный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, Нилус в юности был равнодушен к вере и церкви.

В 1886 окончил юридический факультет Московского университета и служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888-1905 занимался хозяйствованием в родовом имении Золоторево Мценского уезда Орловской губ.

В начале 1900-х публикуется в газете «Московские ведомости».

В конце 1890-х в мировоззрении Нилус произошел глубокий внутренний перелом. «Обращение православного (по крещению) в православную веру» совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре, встречам со св. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Нилуса «чистым алмазом»), паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где Нилус познакомился с известными подвижницами — игуменией Марией и блаженной Пашей Саровском). Среди бумаг Н.А.Мотовилова (ученика преподобного Серафима Саровского), полученных в Дивееве, Нилус обнаружил и расшифровал уникальные записи поучений старца. Опубликованная Нилусом в 1903 «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта русских святых. Мотовилов рассказал о том, как во время этой беседы по молитвам подвижника на мгновение зримо открылся преображенный благодатью мир. Другая рукопись Мотовилова, также записанная со слов старца,— «Великая Дивеевская тайна» (удивительные пророчества о будущем России и последних судьбах мира, о воскресении и «переходе» св. Серафима из Сарова в Дивеев для всемирной проповеди покаяния и др.) — была опубликована в посмертном издании книги Нилуса «На берегу Божьей реки. Часть 2» лишь в 1969, когда некоторые из предсказаний начали осуществляться.

Рассказы о встречах с совр. подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом» (1903), выдержавшую 5 изданий при жизни автора. Книги Нилуса, состоящие, как правило, из разнообразных по жанру частей (рассказы, очерки, зарисовки и др.), отличаются богатством языковых средств и эмоциональных оттенков. Нилус умеет передать живую речь простонародья, сдержанно-строгие слова иноков. Проникновенно-доверительные интонации автора, делящегося своими сокровенными чувствами и переживаниями, чередуются с высоким слогом пророка и проповедника.

Во 2-м издании книги «Великое в малом» в 1905 Нилус опубликовал попавшую к нему рукопись под названием «Протоколы сионских мудрецов»,— стилизацию под исторический документ, в котором шла речь о способах достижения мирового господства. Хотя Нилус не был первым публикатором, именно его издание оказалось наиболее известным благодаря развернутым комментариям. Впоследствии, извлеченные из православно-мистического контекста, «Протоколы» неоднократно переиздавались, были переведены на многие языки. Вопрос о том, в каких кругах и с какой целью была составлена эта рукопись, не раз становился предметом ожесточенной полемики. Сам Нилус, не задаваясь целью исследовать подлинность «Протоколов», рассматривал их в русле русской религиозной традиции: ставил замыслы «мудрецов» в прямую связь с «тайной беззакония», с библейскими пророчествами о воплощении «сына погибели» и наступающем перед концом истории «царстве антихриста» (пришествие которого, по Нилус, стало «ближайшей политической возможностью»). Единственным средством, которое может предотвратить порабощение России мировым злом, Нилус считал возвращение к вере отцов — святому православию. Писатель был убежден, что оружие в борьбе с духом антихриста — это, прежде всего, подлинно христианская, просветленная любовь и смирение. Размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира проникнуты и последующие сочинения Нилуса.

В 1906 Нилус женился на фрейлине императрицы Е.А.Озеровой, предполагая принять священство и стать сельским пастырем. Эти планы, однако, не осуществились, и в том же году Нилусы покинули Петербург.

Центральное место в жизни и творчестве Нилуса занимает знаменитая Оптина пустынь: «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа» (С.А.Нилус: Жизнеописание. С.79). С благословения оп-тинских старцев Нилусы в 1907-12 живут в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил писатель и философ К.Н.Леонтьев (в монашестве Климент). Духовником и руководителем Нилуса стал великий старец Варсонофий (Плиханков). Здесь продолжается писательская деятельность Нилуса «по собиранию цветов с духовного луга иноческого жития на Руси Святой». Книга «Сила Божия и немощь человеческая» (1908), построенная на материалах богатейшего оптинского архива, запечатлевает облик мн. подвижников, прозорливых старцев, описывает знамения и происшествия, в которых явно видно действие Промысла. В основу следующей книги «Святыня под спудом» (публиковалась в журнале «Троицкое слово», сотрудником которого был Нилус; отдельным изданием вышла в 1911) были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг художественной переработке. На страницах книги, увлекательно повествующей о жизни знаменитого монастыря в середине XIX в., появляются имена Н.В.Гоголя, А.К.Толстого, И.В.Киреевского и др. деятелей русской культуры, так или иначе связанных с Оптиной пустынью.

С 1909 Нилус сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся удивительно глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Цикл «На берегу Божьей реки: Записки православного. Часть 1» (1916) построен на противопоставлении разрушительной силы зла и силы христианской любви, проявляющейся через святых подвижников Русской земли начала XX в.

Произведения Нилус носят ярко выраженный автобиографический характер, в них всегда присутствует личность автора — с его переживаниями, размышлениями, сомнениями, молитвенными состояниями. Книги Нилус в известной степени предвосхитили т.н. исповедальную прозу XX столетия.

Последняя прижизненная книга Нилус «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в янв. 1917. По приказанию А.Ф.Керенского тираж ее был уничтожен. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали на месте, затем на протяжении 70 лет имя писателя было под строжайшим запретом. Однако и позже, уже в эпоху «гласности», в середине 1990-х статья о Нилусе по настоянию филологов К.М.Азадовского, Н.А.Богомолова, А.В.Лаврова, Р.Д.Тименчика была изъята из академического словаря «Русские писатели. 1800-1917» (см.: Фомин С.О. «либеральном холопстве», или Кому сегодня не угоден Нилус // И даны будут жене два крыла: сб. к 50-летию С.Фомина. М., 2002. С.441).

Живший с 1912 на Валдае, Нилус после революции переехал в имение князя В.Д.Жевахова Линовица Полтавской губ.

В 1923-26 он несколько раз подвергался обыскам и тюремному заключению (в Киеве, в Москве на Лубянке), чудом избежал расстрела.

В 1926-28 жил в Чернигове, затем переехал в с. Крутец Владимирской губ., где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского.

Несмотря на жесточайшие испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжал записывать рассказы о проявлениях святости на Руси, о государе-мученике Николае Александровиче, о спасительной силе покаяния. Эти заметки опубликованы в книгах «На берегу Божьей реки. Часть 2» (Сан-Франциско, 1969) и «Неизвестный Нилус» (1995). Современники запечатлели облик писателя: «высокого роста, широкоплечий, с красивым лицом, красивыми карими глазами и ясным добрым взглядом. Он был очень жизнерадостным человеком... Внутренне он был колоссом духа, так твердо стоящим "на камне веры", что ни гонения, ни лишения, ни злословие не могли поколебать его веру и любовь к Богу» (С.А.Нилус: Жизнеописание. С.237-238).

Ныне творческое наследие выдающегося духовного писателя и философа вновь доступно широкому кругу читателей. В 2001 обществом «Православный Петербург» учреждена премия им. С.А.Нилуса «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России». Ее первым лауреатом стал А.Н.Стрижев.

А.Любомудров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 655-656.


Далее читайте:

Стрижев А.Н. Сергей Нилус: Тайные маршруты. М., Алгоритм. 2007. (Файл в формате .FB2 для электронных книг) - nilus-strizhev_a.zip

Презентация на выставке-ярмарке «Книги России» новой книги А.Н. Стрижева «Сергей Нилус: Тайные маршруты».

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Полное собрание сочинений: в 6 т. / ред. и сост. А. Н. Стрижев. М., 1999—2003;

Неизвестный Нилус: в 2 т. М., 1995.

Литература:

Сергей Александрович Нилус (1862-1929): Жизнеописание. М., 1995;

Жевахов, кн. Н. Д. Сергей Александрович Нилус: Крат, очерк жизни и деятельности. Нови-Сад, 1936;

Багдасаров Р. Загадка Нилуса // Москва. 1996. №12;

Стрижев А.Н. По следам Сергея Нилуса: Раздумья, встречи, разыскания. М., 1999.

Краткое жизнеописание С. А. Нилуса// Неизвестный Нилус. Т. 1. М., 1995;

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС