Никонович, о. Феодор Иосифович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Никонович, о. Феодор Иосифович

1854-1911

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Никонович, о. Феодор Иосифович

Никонович, о. Феодор Иосифович (17.02.1854 (по др. данным 16.02.1853)-14.02.1911), прот., политический и общественный деятель, член фракции правых III Государственной Думы.

Родился в м. Бешенковичах Лепельского у. Витебской губ. Отец — протоиерей, мать — потомственная дворянка. Окончил народную школу, духовное училище и Витебскую ДС по первому разряду (1876). Имея способности к рисованию, некоторое время посещал классы живописи в С.-Петербургской Академии Художеств. До рукоположения три года служил псаломщиком, одновременно преподавая в народном училище. В 1879 рукоположен во иерея, служил священником в селах Витебской губ., поднимая приходы и приходские школы, в которых безвозмездно преподавал. В 1897 назначен настоятелем собора в г. Люцине, с возведением в сан протоиерея. Благочинный всех церквей Люцинского уезда, председатель уездного отдела епархиального училищного совета, наблюдатель церковно-приходских школ. В годы революционной смуты 1905—1907 выступал с нравственно-религиозными и патриотическими речами, отрезвляя и умиротворяя местное население. Вступил в ряды одного из белорусских отделов Союза Русского Народа. Заслуги Никоновича по успокоению населения были настолько плодотворны, что в 1907 были отмечены Высочайшим пожалованием ему ордена св. Анны 2-й ст. В 1907 был избран в III Государственную Думу от Витебской губ., присоединился к фракции правых. Свой политический выбор и причины сотрудничества православного духовенства с правым крылом Гос. Думы выразил в своем дневнике следующими словами: «Нужно иметь много мужества и сознания правоты своего дела, чтобы не смущаться теми нападками, которые со всех сторон сыплются на правых. <...> Фракция правых, к которой я принадлежу, ставит своим девизом — православие, Царское самодержавие и русскую народность. Интересы православной церкви и духовенства, церковной школы и всего того, что близко и дорого духовенству, понимаются в этой фракции так, как понимать и защищать их может и должно только само духовенство». Однако Никонович был далек от идеализации фракции правых, с сожалением признавая, что «крайний союзнический дух и частые не совсем уместные выходки некоторых членов этой фракции много вредят делу. <...> Иной раз бывает так тяжело, что, кажется, без оглядки ушел бы из этой фракции, но когда подумаешь, что в других фракциях не найдешь того, что потеряешь здесь в смысле исповедуемых принципов, то невольно станет жаль расставаться с ней...». В Думе выступал по чиншевому вопросу, по вопросам народного образования. Принимал участие в заседаниях Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела, Русского Собрания. Совместно с другими правыми депутатами (еп. Митрофаном (Краснопольским) и о. А. С. Вераксиным) являлся участником делегации к Императору Николаю II, имевшей целью добиться изменения пропорции представителей Северо-Западного края в Гос. Совете в пользу русского представительства. Делегация была благосклонно принята и получила царские уверения, что «справедливое желание относительно русского представительства в Государственном Совете будет удовлетворено в полной мере». Участник миссионерского съезда в Киеве (лето 1908), член особого совещания по делам внешней и внутренней миссии при Синоде. Являясь видным священнослужителем Полоцкой епархии, принял активное участие в подготовке торжественного перенесения мощей св. Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в Полоцк. Состоя членом Гос. Думы вел подробный дневник, в котором почти ежедневно записывал все наиболее важные с его точки зрения события: эпизоды думских заседаний, работы комиссий, хлопоты по поручениям с мест и др. (при жизни дневник публиковался в «Полоцких епархиальных ведомостях», посмертно вышел отдельной книгой). Скончался в г. Юрьеве, не перенеся операции по удалению раковой опухоли из желудка.

Арх.: РГИА. Ф. 1278. Оп. 9. Д. 561.

А. Иванов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Далее читайте:

Депутаты Государственной Думы в 1905-1917 гг. (биографический указатель).

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Вадим Кожинов. Россия век XX. Кто такие черносотенцы?

Сочинения:

Из дневника члена Государственной думы от Витебской губернии протоиерея о. Феодора Никоновича. Витебск, 1912.

Литература:

3-й созыв Государственной думы. Портреты, биографии, автографы / Изд. Н. Н. Ольшанского. СПб., 1910;

Боиович М. М. Члены Государственной думы (портреты и биографии). Третий созыв. 1907-1912. М., 1913;

Сахаров С. П, Член Государственной думы, протоиерей о. Феодор Иосифович Никонович. Витебск, 1911;

Замахова Е.Д. Внедумская деятельность депутатов-священнослужителей III Государственной думы // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. № 4.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС