Несмелов Виктор Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Несмелов Виктор Иванович

1863-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Виктор Иванович Несмелов

В.И.Несмелов

...Творцы русской национальной философии - от
И.В. Киреевского (1806-1856) до В.И. Несмелова (1863-1937),
если назвать сейчас только двух мыслителей,
созидавших русскую философию, один из которых
стоял у ее рассвета, а другой - у заката.
Николай Ильи

Несмелов Виктор Иванович (1863-1937), русский православный богослов и философ. Окончил Саратовскую ДС и Каз.ДА (1887), где впоследствии состоял профессором. Важнейшие работы Н. посвящены учению свт. Григория Нисского и христ. антропологии. Н. развивал своеобразную богословско-философскую систему, которую можно отнести к категории экзистенциалистских. Наиболее полно она выражена в его капитальном труде «Наука о человеке», выдержавшем неск. изданий (т. 1-2, Каз., 1898-1903). Исходным пунктом мысли Н. является самопознание человека, к-рый непосредственно открывает в себе духовную реальность, несводимую к физическому бытию. От этой субъективной реальности духа Н. восходит к объективной реальности духовного мира и Божества. 2-й том «Науки о человеке», к-рый называется «Метафизика жизни и христианское откровение», рассматривает вопрос о мировом зле и спасении. В связи с этим Н. дает богосл.-филос. экзегезу библ. учения о зле и библ. сотериологии. Грехопадение, согласно Н., не было актом злой воли, а заблуждением, которое «извратило богоустановленный порядок бытия и разрушило Божию мысль о бытии». Путь ко спасению заключается в осознании человеком своего греха и ответе на это Божьей любви, к-рая проявилась в Боговоплощении. Через Боговоплощение Творец соединился с нашим миром и тем самым открыл для него возможность преображения и конечного возвращения на пути, указанные Богом.

Использованы материал, опубликованные по адресу http://www.krotov.info/spravki/persons/19person/1863nesm.html

Другие биографические материалы:

Абрамов А.И. Русский православный богослов, философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Шапошников Л. Е. Религиозный мыслитель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Зеньковский В.В. Замысел Несмелова очень приближается к тому, что ныне называют «экзистенциальной философией» (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте:

Несмелов В.И. Наука о человеке.

Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения. – «Православный собеседник», 1895, № 6, 7;

Вопрос о смысле жизни в учении новозав. Откровения, Каз., 1895;

Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения // Смысл жизни. Антология. М., 1994.

О цели образования // Там же. 1898. № 2;

К вопросу о цели образования (ответ критику...) // Там же. 1900. № 1;

Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

Отзыв на работу Н.Лебедева «Библейское повествование о грехопадении первозданных людей в сопоставлении со сказаниями языч. древности и филос. гипотезами позднейшего времени», Протоколы заседаний Совета Каз. ДА, 1914 (Приложение), Каз., 1915, с.395-415.

Догматическая система св. Григория Нисского. Казань 1887;

Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1898;Изд. 3-е. 1905; Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1903; Изд. 2-е. 1907 (фрагмент из гл. 5 т. 1: «Процесс познания и развития жизни» опубликован в журн. ФН, 1991, № 2);

Литература:

Белгородский М.Н. Разгадавший тайну человека. О философе В.И.Несмелове. – «Советская библиография», 1992, № 1;

Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства, в его кн.: Духовный кризис интеллигенции, СПб., 1910, с. 274-98;

Зеньковский В.В., История русской философии, Париж, 1950, т.2;

Константин (Горянов) еп. Жизнь и творчество Несмелова. – «Человек», 1992, № 2.

Николаев А. Богословские труды проф. В.И.Несмелова. – «Журнал Московской патриархии», 1937, № 8 (там же дана полная библиогр.);

Флоровский Г.В., Пути русского богословия, Париж, 1937; ФЭ, т. 4.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС