Нельсон Леонард |
|
1882-1927 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леонард НельсонНельсон (Nelson), Леонард (1882-1927) — немецкий философ, психолог; глава так называемого психологического течения в неокантианстве, последователь Я. Фриза; профессор университета в Гёттингене. Нельсон пытался доказать невозможность общей теории познания, поскольку обосновывать познание познанием невозможно, а любая другая предпосылка познания, естественно, не может служить его логическим обоснованием, ибо должно быть доказано, что эта предпосылка истинна. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 258. Нельсон (Nelson) Леонард (11 июля 1882, Берлин – 29 октября 1927, Гёттинген) – немецкий философ, глава неофризовской школы неокантианства. Изучал математику и философию в Берлине, с 1909 – приват-доцент, с 1919 – профессор философии в Гёттингенском университете. Он защитил диссертацию о Я.Ф. Фризе, с несколькими друзьями основал «Общество Фриза», целью которого было методическое развитие критической философии. Часто взгляды Нельсона характеризуют как психологизм, между тем он стремился отделить задачу «критики разума» от двух ее неверных интерпретаций – трансценденталистской и натуралистически-психологической. Он разделял идею философии как строгой науки, но считал, что философия не является неким царством «вечных» проблем. Философия должна, подобно науке, ставить и критически разрешать свои проблемы, добывая позитивное знание. Одним из главных критериев научности для него была системность знания. Он полагал, что определенные области знания могут приобрести законченную рациональную форму, образцом чего считал гильбертовскую аксиоматику геометрии. Психологизм Фриза он истолковывал в смысле особого «критического метода», с помощью которого в процессе самонаблюдения устанавливается наличие принципов a priori. Большое значение он придавал методологии научного познания. С его точки зрения, обычному прогрессивному развитию научной теории (движению от оснований к следствиям) должны предшествовать регрессивные процедуры, устанавливающие достоверные основы знания. Догматическая теория знания строится на доказательствах, она исходит из гипотез. Критическая же теория исходит из фактов, ищет и указывает предпосылки их связи. В духе так понимаемого критического метода он написал также обширный трактат по этике и работы по философии права и образования. Концепция Нельсона отличалась от взглядов представителей двух основных школ неокантианства. Она находила понимание у главы гёттингенской математической школы Д.Гильберта и некоторых его учеников, она повлияла на философию религии Р.Отто, а также на критический рационализм К.Поппера, который называл Нельсона «выдающейся личностью». B.П. Филатов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 51. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Die kritische Metode und das Verhältnis der Psychologie zur Philosophie, Abhandlungen der Friesschen Schule, 1904, N 1; Vorlesungen über die Grundladen der Ethik, 3 Bde. Lpz., 1917–1932; Die neue Reformation, Bd. 1–2. Lpz., 1918; System der philosophischen Ethik und Pädagogik. Lpz., 1932. Литература:Selchow B. L.Nelson. Lpz., 1938.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |