Некрасов Андрей Сергеевич |
||
1907-1987 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Некрасов Андрей СергеевичНекрасов Андрей Сергеевич [10(22).6.1907, Москва — 15.2.1987, Москва] — прозаик, очеркист. Родился в семье врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел полиомиелитом, левая нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов после окончания в 1924 средней школы поступил на московскую трамвайную станцию, работал чернорабочим, монтером. В 1926, уехав в Мурманск, стал матросом на рыболовном судне, начал вести записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть» (Автобиография // Детская литература. 1972. №4. С.58). С 1928 начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом Топе). В журнале «Борьба миров» (1930. №2. С.47-56) Некрасов опубликовал свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря и поступил на должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к активной жизни заставила молодого журналиста отказаться от редакторского кресла. В 1930 Некрасов участвовал в перелете «Москва — Дальний Восток» с известным летчиком М.В.Водопьяновым (см.: Смена. 1930. №15). В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл золото на Амуре, был китобоем морского зверя на Шантарском море» (Автобиография. С.58). Сдав экстерном экзамен на штурмана, 2 года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности. В 1933 вернулся в Москву, где познакомился с Б.С.Житковым, сыгравшим важную роль в его профессиональном становлении. Некрасов начинает сотрудничать в детских журнала и газетах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные ребята». В 1935 вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока. Популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Во время совместной с Б.С.Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему о своем давнем знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет» (История с Врунгелем // Детская литература. 1968. №8. С.22). В дневниках отмечена точная дата рождения идеи повести: «Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра» (Капитан Врунгель, кто он? // Приключения капитана Врунгеля. М., 1991. С.183). Имя литературного героя — Врунгель Христофор Бонифатьевич — родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов. «После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель (знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель» (Рождение и жизнь капитана Врунгеля // Книги — детям. 1967. С.67). В то же время писатель Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и неизменно веселил сотрудников рассказами-байками (Богданов Н. С кого списан Врунгель // Детская литература. 1989. №12. С.45). В 1937 появился журнальный вариант книги, который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере (Пионер. №1-9, 11-12). Несомненной удачей стало то, что рисунки к повести сделал известный художник К.П.Ротов. Будучи удивительным мастером детали, он, по словам Некрасова, и его «заставил внимательнее приглядываться к подробностям ситуаций, в которых оказались герои» (История с Врунгелем. С.23). В 1939 вышло отдельным изданием книги. В нем были сняты редакторские правки, искажения текста, присущие журнальному варианту. Неоднозначно оценила книгу Некрасова критика 1930-х. В журнале «Детская литература» (1939. №7) были помещены две противоположные рецензии. Л.Кассиль отозвался о повести одобрительно, верил, что ей суждено долгая жизнь, считая ее книгой «для тех, кто любит шутку и ценит затейливую прелесть небылиц, кто примечает истинный жизненный смысл в смешных несуразицах» (С.20). И.Рахтанов предрекал повести Некрасова скорое забвение, назвав ее в ряду «скороспелок, печального, но трудно-искоренимого в жизненной практике явления» (С.22). Через 30 лет этот же критик иначе отозвался о «Врунгеле», включив повесть в разряд «немеркнущих книг, таких, которым суждено долгая и счастливая жизнь» (Рахтанов И. О человеке бывалом, писателе веселом // Пионер. 1967. №9. С.58). Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям Р.Э.Распе. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор, байки, небылицы, курьезные случаи. Стилистическая доминанта произведения — пародийно-юмористическая. Способы создания комического разнообразны: комизм характеров, комизм обстоятельств и языковой юмор. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалекий старший помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с явно мошенническими наклонностями. Герои постоянно попадают в комические обстоятельства. Языковой юмор представлен, прежде всего, говорящими фамилиями (Врунгель, Кусака, Глупстон, Бандитто и др.), языковой (название яхты «Беда» от бывшей «Победы»), каламбурами (обыгрываются различные значения слов и выражений: лом, фараон, песок, по носу земля и др.), перевертышами в куплетах Фукса и Врунгеля, пародиями. В 1958 вышло 2-е издание книги, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей». В 1941 Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После войны вышли сборники рассказов «Завидная биография» (М., 1953), «Судьба корабля» (М., 1958), «Мы были на Диксоне» (Красноярск, 1960), в которых отражена история страны. Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы: очерки «Высокие широты», «Плавающие материки» в соавторстве с профессором-океанографом Н.Н.Зубовым; «Электрическое солнце», «Энергия», «Блуждающие токи». До последних дней он был членом редколлегии журнал «Пионер» и литературно-художественный альманах «Океан». Т.Г.Бучугина Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 620-622. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Приключения капитана Врунгеля М., 1939.; Морские сапоги. М., 1935; Повести и рассказы. М., 1967; Мы были на Диксоне. М., 1979; По морю-океану. М., 1988; Приключения капитана Врунгеля: Повесть, рассказы. М., 1997. Литература:Кассиль Л. Кругосветное плаванье несусветного враля // Детская литература. 1939. №7. С.17-20; Рахтанов И. Трактат о природе вранья, или Сигнал бедствия // Детская литература. 1939. №7. С.21-23; Советские детские писатели. М., 1961; КЛЭ. Т.5. М., 1968; Сивоконь С.И. Поэзия находчивости // Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. М., 1986. С.32-44; Дубровская И.Г. Этот неугомонный Врунгель // Проблемы детской литры. Петрозаводск, 1987. С.87-92; Дубровская И.Г. Море в творческой истории «Приключений капитана Врунгеля» А.С.Некрасова // Литературная сказка: История. Поэтика. Методика преподавания. М., 1997. С.82-87; Дубровская И.Г. «Приключения капитана Врунгеля» А.С.Некрасова в оценке критики // Мировая словесность для детей и о детях. Вып.6. М., 2001. С.67-70; Русские детские писатели XX в. М., 1997; Писатели нашего детства. ч.3. М., 2000.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |