Наумович Иван (Иоанн) Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Наумович Иван (Иоанн) Григорьевич

1826-1891

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Григорьевич Наумович

Наумович Иван (Иоанн) Григорьевич (14.01.1826—4[16]. 08.1891), журналист, поэт, духовный писатель, галицко-русский общественный деятель; протоиерей. Писал на языке, близком народной разговорной речи русинов. Родился в м. Козлово близ Каменки-Струмиловой, Галиция, в то время Австрийская империя. Из униатской семьи, отец — учитель начального училища, русин. Окончив Львовскую гимназию (1844), учился в Львовской духовной семинарии (униатской). Окончив ее, принял сан священника (1851). Через некоторое время сделался «обрядовцем», т. е. сторонником очищения униатского обряда от латинского влияния, возвращения к славянскому языку в богослужении, к соблюдению постов Восточной церкви и т. д. В 1861 избран народным представителем в Львовский сейм (повторное избрание в 1867 не было утверждено сеймом). Вскоре приобрел известность как деятель «москвофильской» («старорусской») партии, «поборник русской народности» в речах и статьях, печатавшихся, в частности, в львовском журнале «Слово»; в программном манифесте («Слово». 1866. № 59) выступал против наименования восточно-славянского населения Галиции «рутенами» или «русинами», т. к. оно, по Наумовичу, составляет единое целое с русским народом. В 1874 открыл в Коломые просветительское «Общество в память М. Качковского», основанное на принципах «молись, учись, трудись, трезвись» и предназначавшееся для борьбы с польским засильем. Убедившись в бесплодности попыток реформирования униатской церкви, в 70-х стал одним из инициаторов движения за возвращение в Православие (основной лозунг — «прочь от Рима»), за что обвинялся в государственной измене; в 1881 арестован, осужден на несколько месяцев тюрьмы, лишен прихода и сана. В 1885 он, официально перейдя в Православие, переехал с семьей в Киев, где получил сан и приход.

Первое литературное выступление Наумовича — «Стих во честь его превосходительству кир Михаилу Левицкому, митрополиту Галицкому (Львов, 1848). С 1848 стал деятельным членом культурно-просветительского общества «Галицко-русская матица».

Ранние произведения Наумовича позднее переиздавались в русском переводе: «Четыре путеводителя доброй жизни: Страх Божий. Мудрость. Трезвость. Труд» (М., 1888; 2-е изд. М., 1896), «Заветные тополи» (Киев, 1888), «Псалтирник. Повесть из галицко-русской народной жизни» (М., 1888; 3-е изд. СПб., 1901), «Сироты» (М., 1894), «Горит! Рассказы» (М., 1897), «Повести и рассказы из галицко-русской жизни» (СПб., 1901; переизд.: Пг., 1915, на обложке 1914). Проповеди и статьи из журнала «Наука» составили сборник «Беседы пастыря» (Т. 1—2, СПб., 1902; в т. 1 — «Автобиография» Наумовича). Некоторые из его стихов в переводе Н. В. Гербеля включены в антологию «Поэзия славян» (СПб., 1871).

После переезда в Киев стал печататься по-русски (возможно, часть публ. — переработки произведений, выходивших ранее в галицкой периодике). Его беллетристические сочинения публиковались в петербургском журнале «Странник» («Роман Кузьмина» 1888. № 10—12; 1889. № 1, 2, 4, 5, публ. не окончена; и др.), выходили отд. изд. («Как в простоте живут люди». СПб., 1891). Тематически и композиционно к ним близки книги по сельскому хозяйству: «Беседы Степана Сторазумова о сельском хозяйстве» (Вып. 1, Киев, 1888) «О. Феодор. Повесть (Сельскохоз. беседы)» (Вып. 1. Киев, 1888; о пчеловодстве). Эти сочинения отчетливо дидактичны: Наумович включает в повествование «заповеди» (религиозного и «практического» свойства), рисует взаимоотношения сельских прихожан и их пастыря, ратующего за духовное просвещение народа, искоренение пороков (гл. обр. пьянства); в беседах с ним крестьянам раскрывается история Галицкой Руси, противоборство русинов и их притеснителей (неприязненно изображаются евреи, польские помещики, ксендзы и т. д.).

Публиковал также религиозно-нравственные и исторические произведения: «Христианские добродетели» (СПб., 1890), «Червонная Русь, ее прошлое и настоящее» (Киев, 1890). Ряд статей той же тематики печатался в «Церковных ведомостях»: «Как избавиться русскому народу от пьянства» (1888, № 36), «О современном положении Галицкой Руси» (1888, № 50), «Церковная проповедь и беседа» (1889, № 24) и др. В просветительских целях составлял «Православные народные календари» (на 1890, 1891; изд. Св. Синодом).

В к. 1880, обеспокоенный усилившейся эмиграцией галичан в Южную Америку, разрабатывал проекты переселения русинов в Россию (см. публ. «Письмо отца Наумовича и червонноруссы». «Русский вестник». 1889. № 4). Летом 1891 отправился на Кавказ (где планировал основать будущие колонии галичан) и скоропостижно умер в Новороссийске.

Ист.: Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. М., 1999. Т. 4. С. 239—240.

Бокова В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Исторические лица Украины (биографический справочник).

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС