Наседка-Шевелев Иван Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Наседка-Шевелев Иван Васильевич

1570-1660

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Васильевич Наседка-Шевелев

Наседка-Шевелев Иван Васильевич (1570 — ок. 1660), священнослужитель, публицист, поэт.

Наседка-Шевелев в 24 года был посвящен в дьяконы, затем служил священником в с. Клементьево, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. В 1615 вместе с Дионисием Зобниновским и старцем Арсением Глухим занимался исправлением Требника. Через 3 года Собор в Москве осудил справщиков, отлучив их от Церкви, причем Дионисий и Арсений подверглись заключению. Однако в 1619 патр. Филарет на новом Соборе оправдал Дионисия и его сотрудников.

Наседка-Шевелев стал священником кремлевского Благовещенского собора: в 1622 посольским священником отправился в Данию. По возвращении из Европы составил антипротестантский трактат «Изложение на люторы». В 1625 упомянут как ключарь Успенского храма в Кремле. В 1627 вместе с Ильей Богоявленским рассмотрел и осудил учительное евангелие Кирилла Транквиллиона. С 1638 Наседка-Шевелев служил на Печатном дворе в Книжной справе, в частности, в 1644 печатал Кириллову книгу. В 1649 возглавил Книжную справу. Овдовев, принял монашеский постриг под именем Иосифа. В 1652 отстранен от дел патр. Никоном и сослан в северный Кожеезерский монастырь.

Наседка-Шевелев прежде всего полемист-богослов. В 1619 он составил 2 сочинения в защиту правки Требника (против критиковавшего эту правку Антония Подольского). Его основное произведение — «Изложение на люторы», содержащее развернутое опровержение протестантизма, причем с крайне жестких, непримиримых позиций (с включением сатирических виршей). Непримиримость Наседка-Шевелев продемонстрировал и в материалах диспутов с Фелдгабером (2-е послание патр. Иосифа, «речь» о крещении, ответы на письмо «немчина» Матвея), к подготовке которых имел отношение. Кроме того, Наседка-Шевелев являлся автором «Сана церковного, или Сказания нужнейших обычаев на учение православныя христианския веры, новопросветившемуся зело потребного», «Зерцала духовного» — сборника наставлений отцов Церкви, расположенных в алфавитном порядке. Его записями пользовался Симон Азарьин, создавая Житие Дионисия Зобниновского. Наседка-Шевелев принадлежал к числу поэтов «приказной школы».

М. О.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны // Чтения отд. ист. и древностей российских. 1892. Кн. 2; Виршевая поэзия: 1-я пол. XVII в. М., 1989.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС