Мысовский Кирилл Васильевич |
|
1836-1880 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кирилл Васильевич МысовскийМысовский Кирилл Васильевич (1836-1880) - историк, философ и богослов, представитель духовно-академической философии. Окончил Казанскую духовную академию (1860), где впоследствии (проф. с 1864 г.) преподавал логику, теорию нравственности, историю философии. Взгляды Мысовского развивались в русле так называемого психологического идеализма и христианского антропологизма. В сферу его философских интересов входила, главным образом, гносеологическая проблематика, специально занимался анализом религиозного чувства и его роли в познании. Отвергая свойственной духовно-академической философии 1-й половины XIX века рационализм, Мысовский полагал, что человеческий разум не в состоянии постигнуть религиозное чувство человека. Тщетность попыток рациональной интерпретации религиозных идей обусловлена неправильной оценкой роли разума в жизни человека, а точнее - идущей от западноевропейской философии тенденции переоценивать самодостаточность разума. Критически относясь к рационализму любого вида, Мысовский утверждал, что разум и знание - не главные элементы человеческого духа, они «суть не более, как служебное средство для высшей цели». «Разум не задает сам себе своих стремлений, они вытекают из глубины целостного духа и выражают одну из сторон его жизни. Причем, общее выражение этой жизни есть религиозное чувство и его главная сторона - нравственная» (Религиозное чувство, вера и знание // Странник. 1863. июнь. С. 190). Развитие нравственного аспекта духа, по Мысовскому, составляет основную задачу умственной деятельности. «Стремления разума суть плод непосредственного чувства и имеют задачу его наполнение и возвышение. Силою уже этого возвышения непосредственного религиозного чувства, в котором исчезает всякое противоречие конечных логических формул, достигается высшая задача духа - познание высшей истины, или, говоря иначе и определеннее, воссоединение с Богом... Цель эта достигается уже не разумом, а непосредственным чувством» (там же. С. 192). Истину Мысовский понимал как всеобщий разумный закон и усматривал ее объективное содержание в том, что необходимые и разумные соотношения между вещами в мире, выражающие истину, определены Высочайшим разумом Философско-религиоведческие исследования Мысовского оказали влияние на развитие антропологической тенденции духовно-академической философии. И. В. Цвык Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 396.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Древнее русское церковное право в связи с правом византийским // Православный собеседник. Казань, 1862; О сознании // Православный собеседник. Казань, 1865. Литература:Бердников И. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лег ее существования. Казань, 1892; Знаменский П. Казанская духовная академия за дореформенный период. Вып. 1-3. Казань, 1891- 1892; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М ., 2002; Она же. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |