Мысливченко Александр Григорьевич |
|
р. 1924 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Григорьевич МысливченкоМысливченко Александр Григорьевич (23.09.1924, г. Сумы, Украина) - специалист по истории зарубежной и отечественной философии, философской антропологии и политической философии. Д-р философских наук, проф. Участник Великой Отечественной войны. Окончил МГИМО (1951). С 1958 г. работает в Институте философии АН СССР (затем РАН), с 1973 по 1990 г. - зав. сектором, ныне - ведущий научный сотрудник. Одновременно с 1973 по 2004 и вел педагогическую работу в качестве проф. философского ф-та МГУ. Одним из первых защитил кандидатскую диссертацию о немецком экзистенциализме (1958). Докторская диссертация Мысливченко посвящена истории философии в Швеции (1969). Мысливченко выступил зачинателем исследований истории философии в странах Северной Европы - Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. В книге «Философская мысль в Швеции» (1972) он пришел к выводу, что взгляды основателей Упсальской школы, являвшие собой раннюю, еще неразвитую форму логического позитивизма, предвосхитили на 15-20 лет некоторые идеи Венского кружка; тем самым скорректировал традиционное представление о месте и времени первых попыток сформулировать идеи логического позитивизма. Ввел в научный оборот понятие «историко-философское страноведение», предметом которого является анализ развития философской мысли в контексте духовной культуры отдельных стран. В исследованиях по истории отечественной философии М. особое внимание уделил творчеству Бердяева, выявив отличительные особенности его экзистенциально-персоналистической философии по сравнению с западным экзистенциализмом (Мятежный апостол свободы // Николай Александрович Бердяев. (Сер. Философия России первой половины XX в. М., 2013); Избр. библиотрафия работ о жизни и творчестве Н. А. Бердяева (в соавт.) // Там же). Одним из первых начал исследование этапов и тенденций развития философской мысли в советской и постсоветской России. В коллективных трудах «Русская философия. Словарь» (М., 1995), «История русской философии» (М., 2001) и др. он, проанализировав достижения ученых 60-90-х годов XX века в исследованиях по теории познания, философии науки, философской антропологии и др., показал неправомерность негативистских попыток изобразить весь советский период как «подавление философии». В работах «Человек как предмет философского познания» (1972. Пер. на япон. яз. 1977, болгар. 1977), «Человек как особая форма бытия» (в кн. «Философия». М., 2005) и др., подчеркнув недостаточность методологии междисциплинарного «комплексного» подхода в системе человековедения, обосновал необходимость создания целостной концепции человека посредством анализа ключевых проблем, образующих категориальный каркас собственно философской концепции человека в структуре предмета философской антропологии. К таковым относятся: проблемы антропогенеза, природы, сущности и существования человека, соотношения в нем биологического и социального, внутренней свободы, деятельности и творчества, отчуждения, смысла жизни. Дал свою интерпретацию феномена внутренней свободы человека. В области политической философии Мысливченко проанализировал новейшие обновленческие тенденции в западной социал-демократии и сделал вывод о зарождении в Западной Европе нового типа социал-демократизма, ориентированного на конвергентную модель общественного развития (социал-либерализм), Он обрисовал перспективы европейской модели социального государства (Политическая философия европейского социал-реформизма // Философия политического действия, М., 2010). Впервые исследовал генезис политического консерватизма особого, экзистенциального типа в европейской философии XIX-XX веков (С. Кьеркегор и др.). Обосновал новый подход к определению мировоззрения Чехова как экзистенциально мотивированной философии творчества (К вопросу о мировоззрении А. П. Чехова // Вопросы философии. 2012. № 6). Мысливченко — член редколлегий и один из авторов словаря «Русская философия» (М., 1995), учебника «История русской философии» (М., 2001; 3-е изд. 2013) и энциклопедии «Русская философия» (М., 2007; 2-е изд. 2014). Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 394-395.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Экзистенция и бытие - центральные категории немецкого экзистенциализма // Современный экзистенциализм. М., 1966; Датский философ о проблеме обобщения // Вопросы философии. 1967. № 7; Русско-немецкие связи (XV - первая половина XVIII в.) // История философии в СССР. М., 1968. Т. 1; Исследование истории философии в Скандинавских странах// Вопросы философии. 1969. № 8; Методологические проблемы историко-философского страноведения // Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М., 1970; Проблемы свободы в экзистенциализме // Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971; Диалектика сущности и существования человека // Философские науки. 1973. № 1; Проблема человека в марксистско-ленинской философии. М., 1973; Методологические проблемы исследования человека в философии // Вопросы философии. 1981. № 7; Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989; Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. М., 1991; Мятежный апостол свободы // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994; Философия и наука // История Дании: В 2 кн. М., 1996-1998; Экзистенциально-персоналистическая философия Н А. Бердяева // История русской философии. М., 2001 (3-е изд. М., 2013); Философия в советской и постсоветской России // Философия. М., 2005; Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // Вопросы философии. 2001 .№11; Перспективы европейской модели социального государства // Там же. 2004. № 6; К вопросу о генезисе консерватизма экзистенциального типа // Там же. 2006. № 3; Формировавние экзистенциально-консервативного направления // Европейская политическая мысль в XIX в. М., 2007; О малоизвестных страницах жизни и творчества А. П. Чехова // Философия и культура. 2010. № 7. Особенности экзистенциальной философии Н. А. Бердяева // Н. А. Бердяев, Опыт эсхатологической метафизики. М., 2013, Литература:Tumarkina Т. Disputation от svensk filiosofi. Doktorsavhandling av Alexander Myslivtjenko // Nyheter fran Sovjetunionen. Stockholm. 1969. N 22; Gemzell C.-A. Sovjetisk syn pa svensk idehistoria // Historisk Tidskrift. Stockholm, 1974, N 2; Haiko D. Sovietska monografia о dejinach filozofickeho myslenia vo Svedsku // Filozofia. Bratislava. 1972. N 6.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |