Муравьев Валериан Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Муравьев Валериан Николаевич

1885-1930

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Валериан Николаевич Муравьев

Муравьев Валериан Николаевич (28 февраля 1885, Петербург – 1930? Нарым?) – русский философ. Окончил Александровский лицей и Ecole des sciences politiques et sociales в Париже; с 1907 года на дипломатической службе, в 1917 году возглавлял Политический кабинет МИД Временного правительства. С 1912 года выступал в печати с литературными и публицистическими произведениями, ориентировался на правое крыло партии конституционных демократов, сотрудничал с П.Б. Струве. В 1918 году печатал антибольшевистские статьи в газете «Заря России», автор сборника «Из глубины». Арестован и судим по делу «Национального центра», амнистирован в 1920 году. Преподавал, работал библиотекарем, ученым секретарем в Центральном институте труда. В 1929 году репрессирован. Место и точная дата смерти неизвестны.

Осмысливая достижения науки начала 20 века и следуя в русле учения Η.Ф. Федорова, философ создал собственную эволюционную концепцию времени. За источник длительности, вслед за А. Бергсоном, он принимает внутреннюю активность человеческой личности и считает разум средством преодоления бессознательного, стихийного и разрушительного хода времени. Проективную деятельность «социально-исторических групп» называет «времяобразующим фактором» мира. Человек овладевает временем в трех сферах: в генетике – посредством создания новых организмов; в политике – совершенствованием взаимоотношений членов общества на этических началах и в наибольшей степени – в производстве вещей. Регуляция природы человеческим разумом представлялась Муравьеву грандиозным космическим антиэнтропийным действием и преобразованием природы самого человека вплоть до восстановления умерших поколений. Человек есть «архитектор вечности», то есть творец новой формы времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

Г.П. Аксенов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 624-625.

Муравьев Валериан Николаевич (28.02.1885, Петербург - 1930, Нарым) - философ, публицист, представитель русского космизма. Окончил Императорский Александровский лицей. Школу политических и общественных наук в Париже. С 1907 г. служил по дипломатической части. После Февральской революции - начальник политического кабинета МИД. Октябрьскую революцию вначале не принял, выступив с резкой критикой большевизма (статья «Рев племени» в сб. «Из глубины», 1918), однако, будучи государственником, в конечном итоге встал на позицию тактического сотрудничества с новой властью при сохранении внутренней свободы. Был участником Вольной академии духовной культуры, имяславческого кружка Лосева, Преподавал в Институте живого слова. В 1926-1928 гг. работал ученым секретарем Центрального института труда. Муравьев разрабатывал философию действия, выстраивая ее не по образу и подобию англо-американского прагматизма, а в духе «Философии общего дела» Федорова. Утверждал, что прагматизм должен включить в себя идеализм, новый «метод культурного творчества» должен основываться на «слитии слова, мысли и действия». Вырастая изнутри самой жизни, действие «творчески неисчерпаемо» и в этом смысле глубинно религиозно, выводит личность за пределы ее самой, соединяет с другими, превращает деятеля в соработника, агента «божественной воли». Соединяя мышление и действие, Муравьев ввел понятие мотива действия, тесно связанного с целеполаганием, с ориентацией на конечный результат, на творческое достижение цели, противопоставляя его отвлеченному созерцанию, операциям с «общими понятиями», вывел динамическое толкование символа - как проекта, ищущего воплотиться в реальность. Предлагал заменить «логику понятий» «логикой имен», дающей возможность синтезировать частное и всеобщее, единичность и целое. Разворачивал видение мира как лествицы имен, охватывающей реальность в ее динамике и возводящей к Имени Имен, т. е. к Богу. Соборное состояние мира, личностное единство всех вещей и существ, являющееся целью мирового процесса, соединял е понятием Церкви, трактуя ее как совершенный Универсум и одновременно как орудие осуществления всеединства, средоточие богочеловеческого дела. Утверждал неточную связь христианства и науки, указывая на лежащий в их основе принцип преображающей активности в мире. Церковь, по Муравьеву должна возглавить науку, дать смысл и цель ее открытиям, чтобы «научное действие» стало «церковным делом преображения мира». М. обосновывал концепцию мессианского акта (исторический акт высшего, синтетического типа, в котором сходятся индивидуальное и общее действие, а материалом является соборное целое - «часть нации или человечества, которая охватывается мессианской идеей»). Представлял историю России как цепь мессианских актов ее исторических и культурных деятелей, от кн. Владимира до Петра I, от Ломоносова и Пушкина до Достоевского, Федорова, В. С. Соловьева, русских богоискателей начала XX века. Занимался проблемой времени, рассматривая ее сквозь призму философии математики, через диалектику единства и множественности и одновременно ставя в контекст христианской идеи «свершения времен». Анализируя понятие трансфинитных чисел, рассуждал о Церкви как «идеальной омеге», совершенном множестве, вбирающем в себя мир, который в свою очередь состоит из множественностей. Время - показатель динамики множеств, а значит оно обратимо, и борьба с ним может идти через возобновление той комбинации элементов вещей и существ, которая имела место до их гибели, исчезновения. Целенаправленная деятельность человека в мире - деятельность «времяобразующая». Человеческая история движется в направлении расширения власти над временем, идет к полному овладению и управлению им. Проблему времени Муравьев тесно связывал с философской трактовкой труда как мироустроительной, созидательной деятельности человека, имеющей планетарный характер. Перекликаясь с Флоренским, развивал представление об антиэнтропийной сущности культуры, выделяя два типа культурного творчества: символический (литература, философия, искусство) и реальный (деятельность, меняющая окружающий мир: экономика, техника, биология, педашшка, медицина и др.). Призывал к объединению символической и реальной культуры в синтетической культуре будущего, цель которой - победа над пространством и временем, преображение мира и человека. Наследник религиозно-философских и художественных традиций Серебряного века, Муравьев - автор философской мистерии «София и Китоврас». Мистерия, написанная в форме платоновского диалога, впитавшая в себя стилевые искания Вяч. Иванова в области теории- драмы, продолжила софийную тему русской философии и литературы, захватывая самые широкие смысловые пласты: Бог и мир, история и эсхатология, христианство и культура, индивид и соборность, время и вечность, наука и вера, искания идеального строя жизни.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 390-391.

Сочинения: Овладение временем как основная задача организации труда. М., 1924; Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М., 1998; Сочинения: В 2 т. М., 2011.

Литература: Аксенов Г. П. Времявластие (О Валериане Муравьеве и его философии) // Вопросы философии. 1992. № 1; Он же. Время не властно над именем // Библиография. 1993. № 1; Макаров В. Г. Муравьев В, Н. Очеловеченное время // Вопросы философии. 2002. № 4; Гачева А. Г. Религиозно-философская ветвь русского космизма // Гачева А. Г., Катина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003;Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Miinchen, 1989.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Овладение временем как основная задача организации труда. М., 1924;

Всеобщая производительная математика. – В кн.: Русский космизм. М., 1993;

Овладение временем. М., 1998.

Литература:

Аксенов Г.П. Творчество будущего. – В кн.: Философия русского космизма. M., 1993, с. 148–163.

Полная библиография соч. Муравьева дана в работе: Аксенов Г.П. Время не властно над именем. – Библиография, 1993, № 1.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС