Морелли |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
МореллиМорелли (Morelli) – французский социалист-утопист 18 века. Надежные биографические сведения о нем отсутствуют. В середине 18 в. были опубликованы его произведения, наиболее важные из которых – «Базилиада» («Le Naufrage des isles flottantes ou Basiliade...», t. 1–2. Messine, 1753) о якобы реально существующем коммунистическом обществе и «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» («Code de la Nature, ou le véritable esprit de ses Lois». P., 1755; рус. пер.: 1956), где рассматриваются причины, породившие социальное неблагополучие, и предлагаются пути создания совершенного общества: частная собственность – это величайшее зло, которого не было во времена естественного состояния людей, для установления идеального строя необходимы просвещенное правление и разумное законодательство, призванное отменить частную собственность; все граждане должны обеспечиваться работой и содержанием на общественный счет. С.С.Худолей Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 613.
Морелли (18 в.) — последовательный представитель так называемого рационалистического коммунизма. Главное произведение — «Кодекс природы» (1755), трактат, посвященный обоснованию принципов общества, где господствует коллективная собственность. Современный ему строй он рассматривал как неразумный, как результат заблуждений. Разумный строй представлялся Морелли централизованной хозяйственной коммуной, которая управляется на основе единого хозяйственного плана, регулирующего производство и распределение. Морелли сформулировал три основных закона общества, отвечающего повелениям природы и разума: 1) отмена частной собственности, 2) «право на существование» и «право на труд», 3) обязанность всех граждан трудиться. Морелли — типичный представитель грубо-уравнительного коммунизма. Он ратовал за мелочную регламентацию всех сфер быта, вплоть до брачных отношений. Морелли оказал значительное влияние на многих социалистов-утопистов 18 и 19 веков: Г. Бабефа, Кабе, Бланки и др. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 272.
Морелли (Morelly), французский утопический коммунист 18 века. Достоверных биографических данных о Морелли не сохранилось. Уроженец Витри; аббат. Взгляды Морелли наиболее обстоятельно развиты в поэме «Базилиада» («Naufrage des isles flottantes on Basiliade du celebre Pilpa'i», 1753) и в трактате «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», опубликована на французском языке анонимно в Амстердаме в 1755 (рус. пер. 1921, последний 1956). Морелли считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистическим строем. Это будет, считал Морелли, в известной степени возвращением к утраченному естественному состоянию. Морелли сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнётся переустройство общества на коммунистических началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно полезным трудом. Морелли предполагал, что коммунизм будет осуществлён не в отдельных небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизованным учётом и распределением труда и его продуктов. Морелли ближе, чем другие утописты 16—18 веков, подходил к идее уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом при коммунизме. Вместе с тем в его учении сильны уравнительные тенденции. Морелли оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на французских утопических социалистов 1-й половины 19 века. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Essai sur l'esprit humain, P., 1743; Essai sur le coeur humam, P., 1745. Литература: Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Reverdy Α., Morelly; idees philosophiques, economiques et politiques, Poitier, 1909.
Морелли (Morelly) - французский утопический коммунист 18 века. Взгляды Морелли развиты в поэме «Базилиада» (1753) и в трактате «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов», опубликованных на французском языке анонимно в 1755-1760 годы. Исходя из принципов рационализма, Морелли считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменен коммунистическими порядками. Это будет, полагал он, в известной степени возвращением к утраченному естественному состоянию. Однако, если коммунизм прошлого, отмечал Морелли, был бессознательным, то коммунизм грядущий будет сознательным. В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи взгляды оказали влияние на Морелли, он излагал свои идеи о будущем коммунистическом обществе не в виде описания общественного строя некоей фантастической страны, а в форме законодательных проектов. Переход к коммунизму будет, по Морелли, результатом деятельности мудрых законодателей, осознавших, что причина всех общественных зол и бедствий - частная собственность. Морелли сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнется переустройство общества на коммунистических началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно-полезным трудом «сообразно своим силам, дарованию и возрасту». Морелли предполагал, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов. Морелли ближе, чем другие утописты 16-18 веков, подходил к идее уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом при коммунизме. Вместе с тем взглядам Морелли свойственны черты исторической ограниченности. В его учении сильны уравнительные тенденции, демократические принцип проводится им непоследовательно. Почти неизвестный современникам, Морелли оказал влияние на формирование взглядов Бабёфа и «равных», а также на французских утопических социалистов 1-й половины 19 века - Кабе, Фурье, отчасти Дезами. Б. А. Каменецкий. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Сочинения:Le naufrage des îsles flottantes ou la Basiliade..., v. 1-2, 1753, в рус. пер. - Кодекс природы, или Истинный дух ее законов, М.-Л., 1947.
Морелли — французский писатель, философ, один из ранних провозвестников утопического коммунизма. Можно даже сказать, что он был идейным вдохновителем Бабефа и его товарищей по «Заговору равных». Но, как это ни парадоксально, о нем мы почти ничего не знаем. Возможно даже, что «Морелли»— это чей-то псевдоним. Есть, правда, данные, позволяющие думать, что человек с таким именем все-таки существовал, давал частные уроки в одном городке на Марне — единственная достоверная деталь, что-то сообщающая о нем. Но с другой стороны, многие современники были убеждены, что «Кодекс природы» — самое значительное произведение Морелли, вышедшее в Амстердаме в 1755 г.— принадлежал великому энциклопедисту и материалисту XVIII в. писателю Дени Дидро. И Гракх Бабеф, произнося свою защитительную речь на судебном процессе, направленном против «Заговора равных», назвал именно Дидро автором «Кодекса природы» и потому учителем «равных». Как бы то ни было, за сравнительно короткий срок, с 1745 по 1755 г., в Париже и Амстердаме вышло полдюжины сочинений, автором которых считается Морелли. Наиболее значительные из них — «Базилиада» и «Кодекс природы, или истинный дух ее законов». В первом из названных трудов (Морелли выдает его за «перевод с индийского») дается картина коммунистического общества, якобы существующего в одной из дальних стран. А во втором в довольно развернутом виде излагаются философские и социальные идеи автора, раскрывается структура коммунистического общества так, как ее представлял себе Морелли. Одна из главных идей: люди забыли старинные законы родственной привязанности и любви, а ведь по ним жили когда-то древние скифы и до сих пор живут еще племена индейцев в Северной Америке. Только просвещенное и разумное законодательство способно возвратить человечество к «золотому веку», утраченному вследствие распространения частной собственности. Преодолеть пороки существующего общества можно только при условии, если ничто не будет принадлежать отдельно кому бы то ни было, если каждый гражданин будет «должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счет», если все без исключения будут трудиться на пользу общества «сообразно своим силам, дарованиям и возрасту». Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 152-153.
Далее читайте:Морелли. Кодекс природы. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Литература:Волгин В.П. Коммунистическая теория Морелли. – В кн.: Морелли. Кодекс природы, или Истинный дух ее законов. М. – Л., 1956; Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М., 1960; Волгин В.П. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века. М., 1989. Волгин В. П. Очерки по истории социализма, 4-е изд., доп. М.— Л., 1935. Волгин В. П. Коммунистическая теория Морелли.— В кн.: Морелли. Кодекс природы, или истинный дух ее законов. М.—Л., 1956. Вольский С. Морелли.— В кн.: Идеи планирования в прошлом и настоящем. М., 1930, кн. 2. Разумовская М. В. Утопическая поэма Морелли и роман «Письма перуанки».— Филологические науки, 1975, № 2. Reverdy Α., Morelly; idees philosophiques, economiques et politiques, Poitier, 1909.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |