Мочульский, Константин Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мочульский, Константин Васильевич

1892-1948

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Константин Васильевич Мочульский

Мочульский, Константин Васильевич [28.I(9.II).1892, Одесса, - 21.III.1948, Камбо, Франция] – русский литературовед. Окончил Петербургский университет (1910). В 1919 году эмигрировал. Читал лекции в Софийском университете, с 1922 года - в русском отделе Сорбонны. Жил в Париже. Печатал критические статьи в журналах «Русская мысль» (София – Прага), еженедельнике «Звено» (Париж), в «Современных записках». В годы фашистской оккупации Парижа преследовался гестапо как руководитель христианско-демократической организации «Православное дело». Основная работа Мочульского, переведенная на многие европейские языки, - монография «Достоевский. Жизнь и творчество» (Париж, 1947). В 1936 году опубликовал книги «Владимир Соловьев. Жизнь и учение» и «Духовный путь Гоголя». В последние годы жизни работал над циклом исследований о русских символистах. Посмертно в Париже изданы монографии М. «Александр Блок» (1948), «Андрей Белый» (1955, вступительная статья Б.Зайцева) и «Валерий Брюсов» (1962).

Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Мочульский Константин Васильевич (28.01[9.02].1892—21.03.1948), литературовед. Окончил Петербургский университет (1910). В 1919 эмигрировал. Читал лекции в Софийском университете, с 1922 — в русском отделе Сорбонны. Жил в Париже. Печатал критические статьи и рассказы в журнале «Русская мысль» (София—Прага), еженедельнике «Звено» (Париж), в «Современных записках». В годы немецкой оккупации Парижа преследовался как руководитель христианской организации «Православное дело». Основная работа Мочульского, переведенная на многие европейские языки — монография «Достоевский. Жизнь и творчество» (Париж, 1947). В 1936 опубликовал книги «Владимир Соловьев. Жизнь и учение» и «Духовный путь Гоголя». В последние годы жизни работал над циклом исследований о русских символистах. Посмертно в Париже изданы монографии Мочульского «Александр Блок» (1948), «Андрей Белый» (1955, вступ. ст. Б. Зайцева) и «Валерий Брюсов» (1962).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Мочульский Константин Васильевич (28 января (9 февраля) 1892, Одесса – 21 марта 1948, Камбо, Франция) – русский литературовед, философ. Окончил в 1914 романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1916 избран приват-доцентом Петроградского университета, в 1918 – доцентом Новороссийского (Одесского) университета. В 1920 эмигрировал в Болгарию, где стал доцентом Софийского университета. В 1922 переехал в Париж, с 1924 по 1941 читал курс истории русской литературы и русской мысли в Сорбонне, с 1934 преподавал в Свято-Сергиевском богословском православном институте историю западноевропейских литератур, историю Западной церкви, латинский и славянский языки. В середине 1930-х гг., пережив религиозное обращение, вступил в Братство Св. Софии. Испытал глубокое влияние С.Н.Булгакова, разделял его софиологические искания, обратился к исследованию творчества Вл. Соловьева. В книге «Владимир Соловьев. Жизнь и учение» (Париж, 1936) называет софиологию «живым сердцем всего богословствования Соловьева, систематической основой его веры и жизни». При этом Мочульский отрицательно относится к теократическому идеалу Соловьева. В 1935 входит в созданное матерью Марией (Скобцовой) объединение «Православное дело», возникшее в недрах Русского Студенческого христианского движения для социального христианского служения. Как Г.П. Федотов и В.В.Вейдле, религиозно истолковывал кризис европейского духа, видел выход из него в преодолении секулярного гуманизма культуры 19 века. Мочульский – автор исследований о русских писателях 19–20 веков, в т. ч. биографии Достоевского, в которой анализируется его философское мировоззрение.

A.П. Козырев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 617-618.

Мочульский Константин Васильевич (28.01 (9.02). 1892, Одесса - 21.03.1948, Камбо, Франция) - литературовед, философ. Родился в семье профессор Новороссийского (Одесского) ун-та В. Н. Мочульского, автора исследования о русских духовных стихах. Окончил в 1914 г. Петербургский ун-т по романо-германскому отделению историко-филологического ф-та. В 1916 г. был избран приват-доцентом Петроградского ун-та. В 1918 г. состоял доцентом Новороссийского (Одесского) ун-та. В 1920 г. эмигрировал в Болгарию, где до начала 1922 г. был штатным доцентом Софийского ун-та. В 1922 г. переехал в Париж. Преподавал на русских курсах в Сорбонне, где читал с 1924 по 1941 г. циклы лекций по истории русской литературы и русской мысли XIX и XX веков. С 1934 г. преподавал в Свято-Сергиевском богословском православном институте историю западноевропейских литератур, а в последние годы жизни - историю западной церкви, лат. и славянский языки. В середине 30-х годов вступил в Братство Св. Софии, созданное по инициативе Карташева, Булгакова, Г. Н Трубецкого, Н. О. Лосского, П. Б. Струве, Новгородцева в Праге и в Париже в 1924—1925 гг. Испытал глубокое влияние Булгакова, оказался весьма восприимчивым к софиологической проблематике. В книге «Владимир Соловьев. Жизнь и учение» (Париж, 1936) считает софиологию «живым сердцем всего богословствования Соловьева, систематической основой его веры и жизни» и резко отрицательно относится к теократическому периоду творчества Соловьева. В 1935 г. Мочульский входит в созданное матерью Марией (Скобцовой) объединение «Православное дело», возникшее в недрах РСХД для социального христианского служения - организации «социальной работы» в больницах, столовых, общежитиях, воскресно-четверговых школах, избирается заместителем председательницы. После войны это объединение упрекали за просоветскую ориентацию. Мочульский - автор ряда исследований о русских писателях XIX-XX веков. Их отличает глубина, обстоятельность, умение тонко передать особенности художественного мышления того или иного писателя. По отзыву епископа Кассиана (С. С. Безобразова), «у него было сердце нежное до хрупкости и исключительный дар любви. Ловкие люди умели его эксплуатировать, и он часто был неспособен оказать отпор... Чарующая тонкость его духовного облика - не нашей эпохи. Она относится к тому же наследию духа и в наше время грубой силы звучит каким-то анахронизмом. Но в этих анахронизмах светит вечная правда. Разрывая рамки времени, она вторгается в нашу жизнь как благое упование и залог спасения».

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 390.

Сочинения: Духовный путь Гоголя. Париж, 1934 (2-е изд. — Париж, 1976); Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1936 (2-е изд. - Париж, 1951); Великие русские писатели XIX в. Париж, 1939; Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947 (2-е изд. - Париж, 1980); Александр Блок. Париж, 1948; Андрей Белый. Париж, 1955; Валерий Брюсов. Париж, 1962; Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесл. В. М. Толмачева. М., 1995; А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / Сост. и предисл. В. Крейда. М., 1997.

Литература: Еп. Кассиан (Безобразов). Родословие духа (Памяти К. В. М.) // Православная мысль. 1949. № 7; Митр, Евлонгий (Георгиевский). Путь моей жизни. Париж, 1947 (2-е изд. – М., 1994); Яновский В. С. Поля Елисейские. Книга памяти. Нью-Йорк, 1983 (2-е изд. - Спб., 1993); Толмачев В. М. В ожидании возвращения: О жизни и творчестве К. Мочульского // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995; Варшавский В, Незамеченное поколение. М., 2010.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Духовный путь Гоголя. Париж, 1934;

Великие русские писатели 19 в. Париж, 1939;

Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947;

Александр Блок. Париж, 1948;

Андрей Белый. Париж, 1955;

Валерий Брюсов. Париж, 1962;

Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Литература:

Еп. Кассиан (Безобразов). Родословие духа (Памяти К.В.Мочульского). – «Православная мысль», 1949, № 7;

Митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М., 1994;

Толмачев В.М. В ожидании возвращения. О жизни и творчестве К.Мочульского. – В кн.: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 565–73.

Яновский В. С. Поля Елисейские. Книга памяти. Нью-Йорк, 1983 (2-е изд. - Спб., 1993);

Варшавский В, Незамеченное поколение. М., 2010.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС