Минский Николай Максимович |
|
1855-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Максимович МинскийМинский Николай Максимович (Виленкин) (1855/1937) — русский писатель, поэт, философ. На пути творческого становления интересовался различной тематикой (народной, социальной). Однако впоследствии выбрал мистическое направление, созвучное многим идеям русской философии конца XIX — начала XX в. («Город смерти» и др.). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 174. Минский Николай Максимович (наст. фам. Виленкин) [15(27) января 1855, Глубокое Виленской губ. – 2 июля 1937, Париж] – русский поэт, философ, публицист. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879). В начале творчества выступал как продолжатель некрасовских традиций, был связан с народничеством. После цензурных гонений в мировоззрении Минского произошел перелом. В 1884 он подверг критике теорию «утилитарного» искусства, «поднял мятежное знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма». Выдвинул теорию «несуществующих святынь» – меонов, которая подверглась критике со стороны различных философских направлений. Материалисты усматривали в ней «самый несомненный дуализм, но только прикрытый псевдоромантической терминологией» (Плеханов Г.В. Избр. философские произведения, т. 3. М., 1957, с. 428), идеалисты – «наивнейший реализм и поверхностнейший эмпиризм» (Волынский А. Критические заметки.– «Северный вестник», 1890, № 2, отд. 2, с. 104). Однако идейные искания Минского, оригинальная форма его произведений (синтез религиозно-философского трактата и поэтической фантазии) нашли отклик у молодого поколения символистов. В первые послереволюционные годы он пишет статьи об опасности, грозящей творческому духу, хранителям интеллекта, создает философскую мистерию «Кого ищешь?» (1922). В «Манифесте интеллигентных работников» (1923) критикует К. Маркса за принижение роли интеллигенции, дает свою квалификацию общественных групп, согласно которой общество всегда распадается на класс творцов материальных и духовных ценностей и класс «властодержавцев». Л.А.Сугай Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 575-576. Минский Николай Максимович (наст. фам. Виленкин) (15(27).01.1855, Глубокое Виленской губ. - 2.07.1937, Париж) - поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1879). После ун-та служил домашним учителем, присяжным поверенным, архивариусом в банке, но служба мало интересовала Минского, с юношеских лет посвятившего себя литературе. В начале творчества выступил как певец «народной скорби», продолжатель некрасовских традиций, был непосредственно связан с народничеством. Его первый сборник стихотворений был изъят цензурой и уничтожен (1883). После цензурных гонений в мировоззрении Минского произошел перелом. В 1884 г. он публикует статью «Старинный спор», которая считается первым в России литературным манифестом декадентства и в которой Минский подверг критике теорию «утилитарного» искусства, поставившую русскую музу на службу публицистике. Главным критерием художественности он признал искренность художника, творческая личность которого обожествлялась. Мысль о художнике - творце новой реальности - становится ведущей в эстетике символистов. В кн. «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890) в противовес отечественной традиции народолюбия, самопожертвования, которая, по Минскому, ведет к растворению личности в массе, отречению от индивидуальности и творчества, Минский «поднял мятежное знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма» (Новая русская книга. Берлин. 1922. № 8. С. 40). Здесь М. выдвинул теорию «несуществующих святынь» - меонов (от греч. me on - небытие, несуществующее). Меоны находятся вне мира явлений, их нельзя ни понять, ни даже помыслить в рештьной жизни, но душа, ненавидя действительность, жаждет прорваться к ним. Стремление познать непознаваемое, невозможное, несуществующее, растворенное во Вселенной («абсолютное небытие», Бога), практуется автором как высшая цель человека, единственный путь осознания им полноты бытия. В меонизме Минского нетрудно увидеть соединение различных идеалистических учений (от вост. мистики и Платона до непознаваемой Кантовой «вещи в себе» и совр. М. богоискательских теорий). Идеи меонизма Минский пытался воплотить в произведения различных жанров: в лирике («Два пути», 1900), в драматургии («Альма», 1900), в критике и публицистике («О двух путях добра», 1903 и др. статьи). В качестве трибуны для пропаганды своей теории Минский активно использовал Религиозно-философские собрания (1901-1903), одним из организаторов которых являлся. Цель собраний он видел в том, чтобы повернуть русскую интеллигенцию лицом к религиозным вопросам. Уверенность, что «можно создать религиозное мировоззрение не вопреки разуму и не тайком от него, а при его участии», легла в основу книги Минского «Религия будущего (Философские разговоры)» (Спб., 1905). Убежденный в неразрывной связи философии и религии («связь эта теснейшая, как между стеблем и цветком»), Минский призывал предпринять «последний крестовый поход мысли, для того чтобы овладеть святыней» (Там же. С. 1- 2). Ведущий тезис книги: отношение к Богу, новую религию «нужно строить не на вере, а на другом, более глубоком основании - на уверенности» (Там же. С. 4). Правда, автор не уточнял, в чем конкретное различие противопоставляемых понятий. Философские соч. М. лишь условно можно назвать «трактатами»: границы научно-теоретического изложения и художественного творчества здесь размыты. Сам он признавал, что «всегда мечтал об идеальной метафизике, которая, начинаясь теорией познания, завершалась бы легендой и молитвой» (Там же. С. 2). «Меоническая легенда» и «молитва» о едином божестве, добровольно умирающем из любви к множественному миру, явно превалировала над «теорией». Темы, образы, стилистические приемы указанных книг Минского имели непосредственные связи с его стихотворными произв. Идейные искания Минского, оригинальная форма его произв. (синтез религиозно-философского трактата и поэтической фантазии) нашли отклик у молодого поколения символистов, А. Белый в статье «Отцы и дети русского символизма» (1905) назвал Минского среди своих учителей. Революция 1905 г вновь обратила Минского к общественной деятельности и «гражданской» поэзии. Основанная им газ. «Новая жизнь» по существу явилась первой легальной большевистской газетой. Здесь Минский опубликовал «Гимн рабочих» («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Свой недолгий союз с социал-демократами он пытался впоследствии оправдать стремлением придать революционному движению религиозный характер. После закрытия газеты (декабрь 1905 г.) Минский был арестован, а потом эмигрировал. В книге «На общественные темы» (Спб., 1909) он резко критиковал «догматы политиканствующего марксизма», не менее враждебные «идеальным стремлениям интеллигенции, чем тирания бюрократии и насилия реакции» (На общественные темы. С. 198). Полемизируя с М. Горьким об интеллигенции и мещанстве, Минский отстаивал идеи надклассового социал-гуманизма, обратился к проблеме личности в русской истории. Деспотизм в России и подавление личности государством Минский объяснял геополитическими причинами: «отсутствие естественных границ и тысячелетний кошмар» войн за их обретение породили тиранию и не позволяли личности чувствовать себя в безопасности, начать расти и развиваться как живой творческой клетке культуры. Но «под историческим гнетом, - утверждал он, - в русском сознании образовалось новое чувство, новый свет, новый идеал» - социально-гуманитарной любви (Там же. С. 34). Как противоречащую рус. психологии, Минский призывал «выкинуть за борт» теорию исторического материализма (Там же. С. 62). В 1913 г. Минский на короткое время вернулся в Россию, а затем (уже навсегда) уехал за границу. В первые послереволюционные годы он пишет статьи об опасности, грозящей творческому духу, хранителям интеллекта, о союзе между работниками умственного и физического труда в борьбе против всякого партийного властолюбия, В «Манифесте интеллигентных работников» (1923) он критикует К. Маркса за игнорирование специфики умственного труда и принижение роли интеллигенции, дает свою квалификацию общественных групп, согласно которой общество всегда распадается на класс творцов материальных и духовных ценностей и класс «властодержавцев». В современном мире, по Минскому, капиталисты и политиканы находятся по одну сторону баррикады, а «умственные работники вместе с пролетариями должны бороться против всех господствующих классов и партий» (Современные проблемы. Париж, 1923. С. 136). В этот же период Минский написал философскую мистерию «Кого ищешь?» (1922), в которой отстаивал идеи меонизма. В эмиграции после революции Минский жил сначала в Берлине, где возглавлял «Дом искусства», затем в Лондоне - работал в советском полпредстве, в последнее десятилетие вел уединенную жизнь в Париже. Л.А.Сугай Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 379-380. Сочинения: При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. Спб., 1890; О свободе религиозной совести. Спб., 1902; Религия будущего; (Философские разговоры). Спб., 1905; Полн. собр. стихотворений: В 4 т. 4-е изд. Спб., 1907: На общественные темы. Спб., 1909; «Меонизм» Н. М. Минского в сжатом изложении автора // Русская литература XX века, 1890-1910. М., 1915. Т. 2. С. 364-368 (М„ 2004. С. 218-221); Кого ищешь? Мистерия. Берлин, 1922; Ответ на вопрос: «Как вы пережили войну и революцию?» // Новая русская книга. Берлин, 1922. № 8. С. 39-42; От Данте к Блоку. Берлин, 1922; Манифест интеллигентных работников // Современные проблемы. Париж (1922). С. 135- 187. Литература: Соловьев В. С. По поводу сочинения Н. М. Минского «При свете совести» // Собр. соч. 2-е изд. Спб., 1912. Т. 6 С. 263-268; Михайловский Н. К. О совести г. Минского // Полн. собр. соч. 2-е изд. Спб., 1909. Т. 6. С. 723-747; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России // Избр. филос. произв.: В 5 т. М„ 1957. Т. 3. С. 326-437; Блок А. А. Н. М. Минский. Религия будущего: (Философские разговоры) // Собр. соч.; В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 593-598; Айхенвачъд Ю. И. Минский // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994; Полонский Г. Поэзия Минского // Русская литература XX века. 1890-1910. М„ 2004. С. 221-241; Радлов 3. Л. Философия Н. М. Минского // Там же. С. 241-244; Мейлах Б. С. Символисты в 1905 году // Литературное наследство. М., 1937. Т. 27-28. С. 167-195; Пайман А. История русского символизма. М„ 1998; Сапожков С. Поэзия и судьба Николая Минского // Ранние символисты: Н. Минский, А. Добролюбов. Спб., 2005. С. 7-87. Минский (псевдоним; настоящая фамилия Виленкин), Николай Максимович [15(27).I.1855, с. Глубокое Виленской губ., - 2.VII.1937, Париж] – русский писатель. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879). Начал печататься с 1876 (с 1877 – в «Вестнике Европы»). Стихи М., во многом подражательные и рассудочные, в эти году сочувственно воспринимались народниками. В № 1 подпольной газеты «Народная воля» (сентябрь 1879) опубликована поэма М. «Последняя исповедь», сюжет которой использовал И.Е.Репин в картине «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885). В 1883 году цензура уничтожила сборник М. «Стихотворения». Находясь в общем русле «поэзии народной скорби», стихи М., однако, далеки от ненависти к угнетателям. В 1884 году М. выступил со статьей «Старинный спор» - первой в России программой «декадентов», декларирующей индивидуализм, доходящий до «самообожествления личности в делании, в творчестве». Стремление человека к идеальному, невозможному, несуществующему, как желание познать бога, растворенного во Вселенной и, следовательно, непознаваемого, даже несуществующего для человека, - парадоксальная основа философской теории М., - меонизма (от платоновского μή όν – несуществующее). Эта теория подвергалась резкой критике и марксистов (Г.В.Плеханов), и идеалистов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев). Эклектичность философии М., вера в наивный «социал-гуманизм», «равноправный союз интеллигенции и рабочих» объясняют и организацию им «Религиозно-философских собраний», и издание большевистской газеты «Новая жизнь» (1905), фактически руководимой В.И.Лениным. М. печатает здесь «Гимн Рабочих» («Пролетарии всех стран соединяйтесь»), создает сокращенный перевод «Интернационала». В «Новой жизни» были опубликованы статья Ленина «Партийная организация и партийная литература», программа социал-демократов, «Заметки о мещанстве» М.Горького и др. Вскоре М. (как редактор) был обвинен в «призыве к ниспровержению существующего строя» и арестован; после этого поэт уехал за границу. В Париже он написал драматическую трилогию: «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910) и «Хаос» (1912) – о неодолимой власти вещей, полностью подчиняющих себе человека, убивающих его идеалы. После революции М. жил в Берлине, Лондоне (работал в советском полпредстве), Париже. М. перевел «Илиаду» Гомера (1896), произведения П.Верлена, П.Б.Шелли («Королева Мод», «Аластор»), Дж.Байрона, Г.Флобера («Саламбо», 1913). В 1922 году написал философскую драму «Кого ищешь?». Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967. Минский Николай (настоящее имя Николай Максимович Виленкин) [15(27).1.1856, с. Глубокое Виленской губ.— 2.7.1937, Париж] — поэт, драматург, переводчик, публицист. Родился в небогатой еврейской семье. В 1875 окончил с золотой медалью минскую гимназию. В том же году поступил на юридический факультет Петербургского университета; успешно завершив курс в 1879, получил степень кандидата прав. Но карьера юриста не прельщала Минского. Печататься начал в 1876, опубликовав стихи в «Журнале русских романов и путешествий», в газете «Новое время» («Сон славянина»). Характеризуя творческую судьбу Минского, Блок отмечал: «...стихи его захватывают несколько эпох, в них отразилось безвременье не только восьмидесятых и девяностых годов, но и годы русской революции, а душа поэта прошла как будто путь еще длинней и радостней — от "гражданских песен" до "песен любви", от Надсона до Вл.Соловьева» (Блок А. СС: в 8 т. Т.5. С.277). Влияние «скорбной музы» С.Надсона на раннего Минского не вызывало сомнений у критиков. Народнические мотивы, связанные более всего с поэзией Некрасова и Плещеева, нередки в ранней лирике Минского (поэма «На родине», стихи «Наше горе», «В деревне», «На чужом пиру» и др.), но в определенной мере прав был критик С.А.Андреевский, утверждая, что либерализм молодого поэта носил скорее общечеловеческий характер. Оценивая позднее свои первые произведения, Минский писал, что в них выразилась боль «сгорания... на костре любви — к народу, к человечеству...» («О себе», 1922). Довольно широкую известность обрела напечатанная в подпольной газ. «Народная воля» драматическая поэма Минского «Последняя исповедь» (1879), которая нашла отражение в картине И.Репина «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-85). Поэма написана в форме диалога между приговоренным к казни юношей-революционером и священником, пришедшим в каземат со словами прощения и утешения. «Не отвергай последний дар любви — / Земной залог Господня примиренья. / Покайся, сын, в грехах...» — просит священник. Осужденный в ответ «кается» в том, что он горячо полюбил «бедных и голодных», что не считал добро «несбыточною сказкой», что «к врагам народным всю жизнь пылал священною враждой», что, «родившись меж рабами», хочет умереть свободным. Гневно обличая «Божьих слуг», которые «с сильнейшими в союзе», он отказывается просить прощения у Всевышнего. Потрясенный священник уходит, уступая место палачу. Поэма, естественно, вызвала резкое недовольство властей. Тираж первого сборника Минского «Стихотворения» (1883) был почти полностью уничтожен по требованию цензуры за «тенденциозное содержание» (книга вышла в 1887). Также была запрещена к распространению поэма «Гефсиманская ночь» (1884) (за искаженное изображение последних дней жизни Христа). В середине 1880-х в мировоззрении поэта произошел перелом. В 1884 он опубликовал в киевской газете «Заря» (29 авг.) статью под названием «Старинный спор», ставшую едва ли не первой декларацией русского модернизма. Минский выступил решительным поборником «вечного и чистого» искусства, творимого свободным от злобы дня художником. Эта статья во многом предваряла идеи нарождавшегося в России символизма: культ эстетики, индивидуализма, «мысль об искусстве как преображении мира» (3.Г.Минц). В эти годы в сознании Минский постепенно начинает складываться его философская доктрина «мэонизма» (от греч. «мэон» — «несуществующее», «небытие»). В основе ее лежали мистические идеи постижения тайны Бога, которая остается вечной загадкой, стремления к «невозможному», бесконечному миру (ср. в одном из ранних стихов 3.Гиппиус: «Мне нужно то, чего нет на свете...»). Тяготение личности к «несуществующему», запредельному обусловлена, по мистическим представлениям Минский, не только разочарованием в реальной жизни и земных идеалах, но и тем, что человек подспудно стремится преодолеть бытие во имя призрачного инобытия. Своеобразное поэтическое выражение эти идеи получили в стих. «Как сон, пройдут дела и помыслы людей...» (1887), которое, по мнению Блока, может быть поставлено наряду с лучшими стихами современников Минского,— Фофанова, Мережковского, 3.Гиппиус: «ведь "жажда святынь, которых нет" — лозунг целой большой эпохи...» (Блок А. СС: в 8 т. М.; Л., 1960-63. Т.5. С.284). Заключительные строки этого стих, можно считать программными для Минского: «Но всех бессмертней тот, кому сквозь прах земли / Какой-то новый мир мерещился вдали — / Несуществующий и вечный, / Кто цели неземной так жаждал и страдал, / Кто силой жажды сам мираж себе создал / Среди пустыни бесконечной». По словам Блока, эти стихи «полны глубокой и успокоенной грусти, полной разочарованности в земном и тоски по неземному» (Там же. С.283). Новое, идеалистическое миросозерцание Минского нашло философское обоснование в его книге «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890): «Пусть бесконечности нет, но стремление души вырваться из оков конечного — это стремление бесконечно». «Мэонизм» Минского был вызван, по сути, неутолимой духовной жаждой, которая почти постоянно томила его. Это были, по позднейшему признанию М., поиски «храма над пустотой». Д. Мережковский истолковал трактат Минского как свидетельство «глубоко современного перерождения, хорошо знакомого людям 80-х годов». То, что происходило в творчестве поэта на рубеже 1880-90-х, он декларативно выразил в стих. «Посвящение»: «Я цепи старые свергаю, / Молитвы новые пою». В это время определилась позднейшая репутация Минского как «отца русского декадентства». «...Для молодежи 90-х годов имя Минского, как и его сверстника и соратника Д. Мережковского, было бранным кличем,— вспоминал В.Брюсов.— Минский и Мережковский первые попытались сознательно усвоить русской поэзии те темы и те принципы, которые были отличительными чертами получившей в то время известность и распространение "новой поэзии"» (Брюсов В.— С.278). В 1890-е Минский — автор и сотрудник журнала «Северный вестник», где были напечатаны его поэмы «Свет Правды» (1892), «Город смерти» (1894). Поэмы В.Брюсов относил к лучшим произведениям Минского, отмечая оригинальность замысла, сжатость, стройность построения. Минский, однако, не довольствовался отвлеченным философствованием и «чистым искусством». Он хотел действовать. Его влекло к тому, что тогда называли «религиозной общественностью». В 1901 он выступил одним из инициаторов петербургских Религиозно-философских собраний (1901-03), призванных обсудить с духовенством важные религиозные вопросы, способствовать одухотворению общества. Минский принял также близкое участие в журнале Д.Мережковского и 3.Гиппиус «Новый путь» (1903-04), тесно связанном с Религиозно-философскими собраниями. В 1905 в судьбе Минского произошел «внезапный обрыв», когда им целиком завладели текущие события. Он пережил всплеск революционных настроений, мечтая об органичном «союзе интеллигенции и рабочих». Он сделался «бардом социал-демократии» (Ю.Айхенвальд), вновь обратившись к «гражданской» поэзии. Наибольшую известность получил его призывный «Гимн рабочих» («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!..»), который Блок назвал «безвкусной и трескучей рабочей Марсельезой» (Блок А. СС: в 8 т. М.; Л., 1960-63. Т.5. С.281). Примечателен отклик Д.Мережковского в письме к жене поэта, Л.Н.Вилькиной: «"Гимн рабочих" меня огорчил: "из развалин, из пожарищ ничего не возникнет, кроме Грядущего Хама» (Ежегодник РО Пушкинского Дома, 1991. СПб., 1994. С.232). Сблизившись с социал-демократами, Минский стал редактором-издателем большевистской газете «Новая жизнь». Объясняя позднее этот эпизод своей биографии, он, в частности, писал: «Союз между символизмом и революцией — явление внутренне необходимое. Художники с наиболее утонченными нервами не могут не оказаться наиболее отзывчивыми на голос правды <...> Что касается меня, то союз между практическим и теоретическим идеализмом всегда казался мне неизбежным. Для меня не было и нет сомнения, что, для того чтобы русская личность очнулась от оцепенения, в которое ее повергла наша ненормальная государственность, ей одинаково необходим как внешний простор политической свободы, так и внутренний простор религиозной истины» (На общественные темы. СПб., 1909. С.195). В связи с запрещением газеты «Новая жизнь» Минский в дек. 1905 был арестован, началось следствие. После месячного пребывания в тюрьме (в это время написан цикл стихов «В одиночном заключении») он был отпущен на свободу под залог. Суд не состоялся, поскольку Минский вскоре уехал за границу. Жил он в основном в Париже. Испытал «рабство случайного труда». В эмиграции им были созданы пьесы «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910), «Хаос» (1912). Две первые посвящены теме власти мира вещей над человеком, в драме «Хаос» отразились события первой русской революции. Между тем в 1907 в Петербурге вышло 4-томное Полное собрание стихотворений Минского. Многие критики особо выделяли 4-й том, куда вошли произведения из сборника «Новые песни» (1901). В.Брюсов отметил, что в наиболее характерных стихах Минского («Нет двух путей добра и зла...», «К Тебе, Господь, моя душа пришла...» и др.) «мысль стоит на первом месте и оригинальность мысли часто искупает неоригинальность формы» (Брюсов В.— С.279). Впрочем, Брюсов признавал, что некоторые лирические творения Минский довольно непосредственны, своеобразны, лишены рассудочности («Волны», «Шелест листьев», «Мертвые листья» и др.). В Россию Минский возвратился после амнистии в 1913, но прожил на родине недолго. В 1914 он снова оказался за границей, некоторое время был военным корреспондентом во Франции. После событий 1917 проживал в Берлине, Лондоне (здесь до 1927 служил в советском полпредстве), Париже. Творческая деятельность Минского была многообразной. Он писал стихи, поэмы, драмы (помимо указанных, пьеса «Альма» (1900) — мелодрама с декадентскими идеями и мотивами), публицистические и критические статьи, философские трактаты («Религия будущего», 1905; здесь Минский развивал свои идеи мэонизма), много переводил («Илиаду» Гомера, произведения Байрона, Шелли, Верлена, Флобера и др.). И все же художественные достижения Минского были достаточно скромными — видимо, не в последнюю очередь потому, что часто он «не знал, за кем ему идти: за эпохой или за самим собою» (Ю.Айхенвальд). И тем не менее прав был Брюсов, утверждавший, что из стихотворений Минского можно «образовать небольшой томик», который был бы желанным для всех, кому дорога поэзия (Брюсов В.— С.279-280). В.Н. Быстров Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 563-565. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Полное собрание стихотворений, 4 изд., т. 1-4, СПб, 1907; При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни, 2 изд., СПб, 1897; Генрих Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность, СПб, 1897; Религия будущего (Философские разговоры), СПб, 1905; На общественные темы, СПб, 1909; Малый соблазн. Пьеса, СПб, 1912; Из мрака к свету… Избранные стихотворения, Берлин-Петербург-М., 1922; От Данте к Блоку, Берлин, 1922. Поэты 1880-1890-х. Л., 1972. С.84-138. (Б-ка поэта. Б. серия). Литература:Брюсов В. Поэзия Н.Минского // Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. М., 1990. С.275-280; Брюсов В.Я., Сапожник, пекущий пироги, «Весы», 1906, № 12; Блок Л. Письма о поэзии (1. «Холодные слова») // Блок А. О литературе. М., 1980. С.127-133; Блок А.А., Холодные слова, «Золотое руно», 1908, № 7-9; Куприяновский П.В. Из истории раннего русского символизма (Символисты и журнал «Северный вестник») // Русская литра XX в.: Дооктябрьский период. Калуга, 1968. Сб.1; Минц 3.Г. Статья Н.Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма // Биография и творчество в русской культуре начала XX в.: Блоковский сборник IX. Ученые записки Тартуского университета. Вып. 857. Тарту, 1989; Айхенвальд Ю. Минский // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. Соловьев В.С., По поводу сочинения Н.М.Минского «При свете совести», «Вестник Европы», 1890, № 3; Философов Д.В., История одного легкомыслия, «Наша жизнь», 1906, 30 марта; Плеханов Г.В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Айхенвальд Ю., Минский, в его книге: Силуэты русских писателей, в. 3, 2 изд., М., 1913; Полонский Г., Поэзия Минского, в книге: Русская литература ХХ века, под ред. С.А.Венгерова, т. 1, М., 1914; Радлов Э.Л., Философия Минского, там же; Фомин А., Н.Минский (Библиография), там же, т. 2, М., 1915; Евгеньев-Максимов В. и Максимов Д., Из прошлого русской журналистики. Статьи и материалы, Л., 1930; Десницкий В., В.И.Ленин и М.Горький (По воспоминаниям), в его книге: М.Горький. Очерки жизни и творчества, Л., 1935; История русской литературы конца XIX – начала ХХ века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1963.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |