Мильтон Джон |
|
1608—1674 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джон Мильтон
Мильтон Джон (1608/1674) — английский поэт, философ, общественный деятель. На его творчество существенное влияние оказывали то идеалистические концепции, то религиозно-философские труды, то революционные события современности. Среди сочинений выделяются «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и др. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 174.
Идеолог пресвитерианстваМильтон (Milton) Джон (1608—1674) — поэт, политический деятель и социальный мыслитель эпохи Английской революции, идеолог пресвитерианского республиканизма. В своем творчестве постоянно обращался к религиозной тематике. Многие его работы посвящены критике католицизма, епископальной англиканской церкви, религиозной регламентации различных сфер гражданской жизни (брак и развод, светское образование, духовная цензура, принудительное соблюдение субботы и т. п.). Мильтон продолжил раннепротестантскую тираноборческую традицию: в работах «Условия правления королей и магистратов» (1649), «Иконоборец» (1649), двух трактатах «Защита английского народа» (1651, 1654) и других отстаивал идеи народного суверенитета и гражданских прав, доказывал несостоятельность освящения особы монарха и правомерность его казни при нарушении обязанностей перед народом. В эпических поэмах «Потерянный рай» (1667). «Возвращенный рай» (1671), «Самсон-борец» (1671) библейские сюжеты и образы использованы для осмысления важнейших человеческих проблем. Мильтон уделял большое внимание собственно теологическим вопросам, которые рассматриваются во всех его главных работах и систематизированы в трактате «О христианской доктрине» (завершен в 1660 году, опубликован в 1825 году). Признавая богодухновенность Библии, Мильтон считает, что ее постижение человеком опирается только на разум. Догмат троицы не отвечает требованиям разума и несостоятелен — сын божий и святой дух, как порождения бога, не равны и не единосущны ему. Мильтон не принимает креационистского принципа творения богом мира «из ничего», считая, что Вселенная создана из субстанции бога Примат духа над материей не отрицает их органического единства и смертности души и тела, что делает бессмысленной евхаристию. Мильтон резко выступил против кальвинистской концепции предопределения — спасение доступно всем, его средство не «добрые дела» или работа сами по себе и не бездеятельная вера, а «работающая вера». Главный объект религиозного почитания — бог, а не сын божий, что делает возможной религиозность и вне христианства. Отсюда вытекает правомерность свободы религии и религиозного плюрализма. Теологические идеи Мильтона отразили и предвосхитили важнейшие тенденции развития неконформистской протестантской мысли. Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 160-161.
Политический мыслительМильтон, Милтон (Milton), Джон (9.XII.1608 - 8.XI.1674) - английский поэт и политический мыслитель, видный идеолог индепендентов в период английской буржуазной революции. Родился в Лондоне в семье нотариуса-пуританина. Учился в Кембридже, в 1632 году получил степень магистра. В 1638-1639 годы совершил путешествие в Италию. С началом революции Мильтон выступил с серией политических памфлетов и трактатов ("О Реформации", 1641, "Об англиканском епископате", 1641, "Основание церк. управления", 1641), направленных против епископальной англиканской церкви и защищавших с гуманистических позиций религиозной свободы. В "Ареопагитике" (1644, рус. пер.: "О свободе печати", 1907) Мильтон выступал за установление свободного "устного и печатного слова". Примкнув к индепендентам, Мильтон стал активным защитником их политической программы. В вышедших после казни Карла I памфлетах "Иконоборец" (1649), "Защита английского народа" (1651) и других Мильтон в ответ на нападки английских роялистов и реакционных католических и монархических кругов Европы защищал права английского народа на казнь короля-тирана. Его сочинения - страстная защита того строя, который был установлен индепендентской республикой. В своей аргументации Мильтон широко обращался к Библии, к античным политическим теориям, к сочинениям тираноборцев 16 века. Выступая сторонником теорий народного суверенитета, естественного права, общественного договора (который в трактовке Мильтона не лишал народ власти, а сохранял ее за ним), Мильтон стремился обосновать практические действия индепендентов и прежде всего необходимость казни короля. Буржуазная ограниченность взглядов Мильтона как идеолога буржуазии и нового дворянства сказалась в трактовке им понятия "народ": к нему Мильтон причислял лишь "лучших людей", "средний класс" и исключал простой народ ("чернь", которая, по его мнению, не должна пользоваться ни свободой, ни властью); в проведении им идеи об английской нации как "избранной богом", имеющей особую историческую миссию (что служило оправданием завоевательной политики индепендентов). Мильтон был сотрудником индепендентской газеты "Mercurius politicus", занимал с 1649 года должность правительственного секретаря при Государственном совете для ведения дипломатической переписки ("латинский секретарь"). С наступлением реставрации (1660) подвергся преследованиям, некоторое время был под арестом; часть памфлетов Мильтона была публично сожжена. Живя в нужде, слепой (Мильтон полностью ослеп еще в 1652 году), он создал свои знаменитые поэмы "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671, есть рус. пер. поэм) и трагедию "Самсон-борец" (1671), в которых (в архаическо-библейской форме) отразил опыт революции; в них, несмотря на победу реакции, продолжали звучать тираноборческие мотивы. В. Г. Белинский охарактеризовал "Потерянный рай" как "...апофеозу восстания против авторитета..." (см. Избр. филос. соч., т. 2, 1948, с. 446). Мильтону принадлежат также исторические сочинения "История Англии" ("The history of Britain", v. 1-6, L., 1670) и "История Московии" ("A brief history of Moscovia", 1682, рус. пер.: "Московия", M., 1875). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Неудача Джона Мильтона как пропагандистаГоворя об истории психологической войны, интересно отметить, что Джон Мильтон, автор «Потерянного Рая» и других замечательных произведений, потерпел неудачу как пропагандист в английской буржуазной революции. Мильтон заведовал международной дипломатической перепиской во время протектората Кромвеля. Он поддер- [37] живал борьбу за республику, которая многим европейцам казалась тогда мятежной формой правления. Англичане убили своего короля, и в стране установилась диктатура Кромвеля. Противникам англичан представлялась возможность атаковать их сразу с двух сторон. Приверженцы монархии называли сторонников Кромвеля кровавыми убийцами короля (обвинение для того времени такое же серьезное, как сейчас обвинение в анархизме), а приверженцы порядка и свободы называли их рабами тирана. Француз, некий Клод де Сомез (по-латински Салмазиус), написал книгу, в которой подверг резкой критике англичан. Эта книга вывела Мильтона из душевного равновесия и лишила его способности трезво мыслить. В своих двух работах, направленных против француза, Мильтон допустил почти все ошибки, какие только возможны при ведении психологической войны. Он попался в простую ловушку, опровергая пункт за пунктом утверждения своего противника, вместо того чтобы Дать поучительное изложение собственных убеждений. Он опровергал доводы противника, исходя из своих субъективных соображений. Мильтон допускал самые отвратительные ругательства, какие редко можно встретить в литературе, стремясь представить французского автора в самом неприглядном свете. Он обливал его грязью по любому поводу. В настоящее время эти книги Мильтона никого уже не привлекают. Их читают лишь докторанты философии и то по необходимости. Да и тогда они пользовались успехом непродолжительное время. После этих произведений Мильтон разочаровался в результатах своего труда и обратился к поэзии. И от этого мир только выиграл. Пропаганда XVII века отличалась резкостью тона, и этот тон, возможно случайно, становится характерным и для пропаганды XX века. Приводимые ниже эпитеты звучат примерно так, как и те, которые применяют теперь деятели американского легиона по отношению к коммунистам. В свое время они были использованы в книге, написанной лютеранином против квакеров. Вот что, например, говорится в объяснении к заголовку одной из их тирад: Описание... новых квакеров, вскрывающее сущность их глубоко богохульных взглядов, опасных действий, безбожных преступлений, попыток подорвать законную власть в церквах и в обществе во всем мире совместно с их идиотскими выходками, от которых холодеет сердце нашего христианина и за которыми можно разглядеть зловонный разлагающийся труп их фанатической доктрины... [38] На первых же страницах 1 квакеры обвиняются в бесстыдстве, нарушении супружеской верности, буйстве, заговоре, богохульстве, подрывных действиях и безумии Можно найти множество примеров использования в прошлом пропаганды в войне и дипломатии. Но простой пересказ их мало что даст. Нужно показать факторы, определяющие культуру, дать реалистическую оценку военного положения, достаточно внимательно рассмотреть средства, используемые для ведения психологической войны. Только тогда это может принести пользу. Вот некоторые из наиболее обещающих тем, на которые следовало бы обратить внимание. Методы ведения психологической войны на море, которыми пользовались Карибские пираты, пытаясь подорвать дух сопротивления своих жертв. Применение Кортесом 2 лошадей как средства, наводившего ужас на ацтеков, а также использование мексиканских легенд о справедливости божьей. Методы пропаганды британской Ост-индской компании в борьбе за завоевание Индии в условиях численного превосходства индусов 3. Система превентивной психологической войны династии Токугава после 1836 года, заключавшаяся в строжайшем контроле над мыслями японцев, которого не знал ни один из цивилизованных народов. Психологическая война маньчжур, покоривших китайцев, которых в численном отношении было в 400 раз больше. Воздействуя на китайцев психологически, маньчжуры свели на нет такое огромное численное превосходство. Пропаганда феодалов Европы против восставших крестьян, обвинявшая последних в разврате, анархии, убийствах и жестокости. Инквизиция как одно из важных средств психологической войны Испанской империи. _____ 1.Figken В., Historia Fanaticorum. Danzig, 1644. 2. Эрнан Кортес (1485—1547) — испанский завоеватель Мексики (1519—1521). Испанские завоеватели во главе с Кортесом грабили и истребляли коренное индейское население, к которому относилось и племя ацтеков. Ацтеки в XII веке пришли с севера на территорию современной Мексики. В XV веке они организовали свое государство, создали своеобразную культуру и иероглифическое письмо. Государство ацтеков было разрушено испанцами в начале XVI века. 3. Об этом рассказывается в книге Taylor Е. „Richer by Asia".— Прим. авт. — Прим. ред. [39]
Рис. 7. Пример секретной американской подрывной пропаганды против английских войск. Читатели, знакомые с содержанием романа Чарльза Диккенса „Барнеби Радж", помнят, что борьба с католицизмом была одной из острых пропагандистских тем в Англии во время американской революции. В данном случае американская пропаганда не касается независимости Америки — вопроса, по которому англичане придерживались единого мнения, а пытается вызвать раскол в английских войсках, используя антикатолические призывы. (Источник листовки неизвестен. Приводимый образец взят из архива военного министерства. Документ, по-видимому, относится к 1775 году.) [40] Агитационная деятельность французских революционеров. Использование в прошлом ракет и воздушных шаров для достижения психологического эффекта. Начало печатания и распространения листовок как одного из средств, дополняющих боевые операции.
Рис. 8. Американская листовка для английских солдат, сражавшихся у Бенкер-Хилла. Цель — склонить солдат к дезертирству. Листовка представляет ценность и в наше время. В ней не указывается источник, но и не делается попытка скрыть его. В современных условиях подобную листовку можно отнести к серой пропаганде. В этом документе затрагиваются только вопросы материального порядка, а политические проблемы обойдены (Содержание листовки: „Что дает дезертирство: I семь долларов в месяц; II свежие продукты R изобилии; III здоровье; IV свободу, покой, богатство и хорошую ферму. Что дает Бенкер-Хилл: I три пенса в день; II гнилую солонину; III цингу; IV рабство, нужду и нищету").
Это далеко не полный перечень вопросов, которые могут и должны быть исследованы либо работниками штабов, либо гражданскими историками. Но не "менее важной задачей является собирание материалов и разработка правильных доктрин психологической войны. [41] Цитируется по изд.: Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962, с. 37-41. Далее читайте:Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель) Англия в XVII веке (хронологическая таблица). Методика преподавания истории Англии. Сочинения:The works, v. 1-20, Oxf., N. Y., 1931-40. Литература:Кон И. С, Дж. Мильтон как социально-политич. мыслитель, "ВФ", 1959, No 1; Masson D., The life of John Milton, v. 1-6, N. Y., 1946 (см. также список произв. Мильтона и лит. о нем в кн.: Англ. бурж. революция 17 в., т. 2, М., 1954).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |