Милославский Петр Алексеевич |
|
1846-1884 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Милославский Петр АлексеевичМилославский, Петр Алексеевич (г. рожд. неизв. — 1884) — русский философ-идеалист, профессор Казанской духовной академии на кафедре логики и метафизики. Примыкал к позитивистскому течению в русской философии. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 232. + + + Милославский Петр Алексеевич (1846-1884) - философ и богослов, представитель духовно-академической философии. Окончил Казанскую духовную академию (1872), где после защиты магистерской диссертации был оставлен преподавателем кафедры метафизики. Но возвращении из научной командировки в Германию представил отчет «Типы философии в Германии», получил звание доцента (1875), преподавал метафизику до 1884 г. (уволился по болезни и вскоре умер). Главный труд - «Основания философии как специальной науки» (1883) не был завершен из-за болезни автора. Предмет философии, по Милославскому, следует искать «не в туманах Платона или Гегеля, а прежде всего в каждом из нас самих, в наших живых отношениях к действующему миру, к самим себе и обществу» (Основания философии как специальной науки. Казань, 1883. Т. 1. С. 4). При этом объектом философского исследования должно стать не столько самосознание человека и его познавательные способности, сколько результат их действия, так называемого явления знания, доступные человеку в непосредственном концептивном ощущении, отличном от др. видов ощущений. Они, как и другие явления природы, подчинены закону причинности, представляющейся Милославскому генетической, необходимой единообразной последовательностью изменений и явлений, в которой предшествующее есть причина, последующее - действие. Задача философии - классификация явлений человеческого знания в их универсальной причинной связи, определение законов этой связи, т. е. выработка цельной научной теории явлений знания. Именно человек, его сложная и неоднозначная личность, его познавательные способности должны наряду с высшей и сверхчувственной субстанцией стать предметом новой философии. Для Милославского характерно нетипичное для духовно-академической философии в целом понимание Абсолютного, которое предстает в виде Абсолютной истины, но возможность постижения ее представляется сомнительной. Скорее в духе позитивизма Милославский понимал Абсолютное как «идеал, однозначный с конечным идеалом каждой науки, и очевидно самым высшим из всех научных идеалов» (Там же. С. 425). В познании действительности философ должен идти не от Абсолютного к явлениям, как указывала «старая» философия, а от явлений - к Абсолютному, поскольку стремление к нему «обусловливается природным стремлением человека к высшим идеалам существования и знания сравнительно с тем, что есть и что известно в любое данное время, - к лучшей и счастливой жизни и деятельности, к лучшей, прекрасной и изящной обстановке, к лучшему, наибольшему и самому достоверному знанию» (Там же. 427). Это утверждение свидетельствует о том, что в конце XIX века, несмотря на сохранившийся интерес к проблеме Абсолютного, мн. представители духовно-академической философии предпочитали искать другую, отличную от традиционно-теистической трактовку этой категории. В учении Милославского прослеживается влияние антропологических тенденций в истолковании религиозного сознания. В то же время предлагаемые им пути философского поиска были созвучны зарождавшейся в Европе в середине XIX века философии науки и продиктованы влиянием позитивизма. И. В. Цвык Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 377-378.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Древнее языческое учение о странствованиях и переселении душ. Казань, 1874; Типы современной философской мысли в Германии. Казань, 1878. Литература:Бердников И. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования. Казань, 1892; Знаменский //. Казанская духовная академия за дореформенный период. Вып. 1-3. Казань, 1891 - 1892; Лесевич Я. Этюды и очерки. СПб., 1886; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002; Цвык И. В. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |