Мейер Эдуард |
|
1855-1930 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эдуард МейерМейер, (Meyer), Эдуард (25.1.1855 - 31.VIII.1930) - немецкий историк древности. Профессор древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреславле (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (1902-1923). Мейер всесторонне владел сложным материалом источников (археологических, эпиграфических, литературных, нумизматических и других), что позволило ему создать ряд значительных исследований по истории Древнего Востока, Греции и Рима. В своем основном труде - пятитомной "Истории древности" ("Geschichte des Altertums", Bd 1-5, Stuttg., 1884-1902, 3 Aufl., 1910-39) Мейер попытался дать стройную схему всемирной истории древности, начиная с возникновения древневосточной цивилизаций и кончая 355 годом до н. э. (временем крушения господства греков в Сицилии). По широте охвата материала, стройности и яркости изложения этот труд является вершиной развития буржуазной историографии античности конца 19 - начала 20 веков. Основные мысли этой работы сводятся к следующему: история человеческих цивилизаций находится в постоянном взаимодействии (отсюда вытекает необходимость синхронного изложения фактов), смешение культур приводит к созданию больших государств. Мейер вводит понятие "культурный комплекс" как результат взаимодействия материальной и духовной культуры народов. Он считает, что отдельные народы обладают особой духовной организацией, способной создать более высокую духовную культуру. История Китая и Индии не включается автором в круг истории "культурных" народов, поскольку, по его мнению, их взаимодействие с европейскими народами началось поздно (с эпохи эллинизма). Таким образом, "культурный комплекс" объединяет лишь страны Средиземноморья (так называемый "классический Восток" и античность). Несмотря на значительный интерес к экономической и социальной истории, Мейер в основу своего изложения кладет политические события и историю государственности, так как форма государства, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Политические события лежат и в основе периодизации древней истории, данной Мейером. Особое значение он придает переселениям народов, как важному фактору исторического развития (например, завоеванию Египта гиксосами, Вавилона - касситами, переселению племен в 12 веке до н. э.). Вся история древности излагается Мейером с позиций теории цикличности, основные положения которой наиболее отчетливо сформулированы Мейером в докладах "Экономическое развитие древнего мира" ("Die wirtschaftliche Entwicklung des Altertums", Jena, 1895, рус. пер.- СПБ, 1898) и "Рабство в древности" ("Die Sklaverei im Altertum", Dresd., 1898, рус. пер.-СПБ, 1899) во время полемики с автором "ойкосной" теории К. Бюхером. Гомеровская Греция определяется Мейером как "греческое средневековье", классический и эллинистический - как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистическое развитие в древности. В этих докладах Мейер преувеличивал роль наемного труда в древности, стирая грань между положением свободных тружеников и рабов. Исходя из позиций циклизма, Мейер отрицал поступательный ход исторического развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение которого приводит якобы к гибели культуры. В своей работе "К теории и методике истории" ("Zur Theorie und Methodik der Geschichte", Halle, 1902, рус. пер., M., 1904) Мейер высказывает мысль, что задачей историка является всестороннее освещение частного (индивидуального), а не общих закономерностей исторического процесса. Таким образом, несмотря на то, что труды Мейера вводят в обращение огромный материал и имеют большое научное значение в области частных исследований, общая схема Мейера, оказавшая значительное влияние на современную ему историографию (в том числе и на русскую - М. М. Хвостов, М. И. Ростовцев, Р. Ю. Виппер), является реакционной. Ее основные пороки - отрицание исторического прогресса, модернизация, гиперкритицизм, элементы расизма. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Geschichte von Troas, Lpz., 1877; Geschichte des Königreichs Pontos, Lpz., 1879; Geschichte des alten Aegyptens, В., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Die Entstehung des Judenthums, Halle, 1896; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1-2, Halle, 1892-99; Aegyptische Chronologie, В., 1904; Kleine Schriften zur Geschichtstheorie und zur wirtschaftlichen und politischen Geschichte des Altertums, Halle, 1910; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfänge des Christentums, Bd 1-3, Stuttg., 1921-23. Литература:Протасова С. И., История др. мира в построении Эд. Мейера, "ВДИ", 1938, No 3; Wilcken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedächtnis, Stuttg., 1931; Marohl H., E. Meyer. Bibliographie, (В.), 1941.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |