Меланхтон Филипп
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Меланхтон Филипп

1497-1560

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Филипп Меланхтон

Меланхтон (Melanchton) Филипп (1497—1560) — немецкий гуманист, теолог и педагог, друг и сподвижник Лютера, систематизатор лютеранской теологии. Воспитывался под сильным воздействием идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского. Меланхтон оказывал постоянную помощь Лютеру во время теологических диспутов, в переводе Библии на немецкий язык, а также в систематизации и развитии лютеранской теологии, тогда существовавшей в разрозненной, несистематической форме. Автор «Общих принципов теологии» («Loci Communes Rerurn Theologicarum», 1521) — первого систематического изложения протестантской догматики, а также основной автор Аугсбургского исповедания. Согласно желанию Лютера, после его смерти Меланхтон возглавил лютеранское движение, был одним из инициаторов Аугсбургского религиозного мира (1555), утвердившего господство светских правителей над религиозной жизнью по принципу «чья земля, того и вера». Хотя в большинстве пунктов Меланхтон разделял взгляды Лютера и защищал их во многих спорах (в частности, против У. Цвингли), он пытался прямо или через друзей смягчить его воинственность и стремился к поискам компромиссных вариантов. Так, он склонялся к взглядам Эразма относительно свободы воли, считал, что она может играть определенную роль в спасении. В издании «Общих принципов теологии» в 1535 году Меланхтон выделил высказывание Хризостома «Бог принимает тех, кто желает его». В издании Аугсбургского исповедания (1540) трактовка причащения была изложена Меланхтоном в кальвинистском (символическом) понимании. Подчеркивание Меланхтоном гуманистических и этических мотивов, человеческой ответственности, склонность к уступкам католикам по вопросу о ритуалах (так называемый синергизм) вызвали резкие протесты со стороны лютеранских и кальвинистских теологов, открыто обвинявших его в пелагианстве, от которого сам Меланхтон постоянно открещивался. Вместе с тем Меланхтон был типичным представителем буржуазно-бюргерской Реформации. Он одобрял жестокие расправы над восставшими крестьянами, призывал к преследованию «еретиков» (в частности, Н. Коперника, М. Сервета и С. Франка), признавал приоритет княжеской власти в религиозной жизни. В историю Меланхтон вошел как признанный «учитель Германии», создатель новой системы школьного и университетского образования, в основе которого было глубокое изучение древ, языков и античной культуры. Он был автором ставших классическими учебников по греческой и латинской грамматике, богословию, логике, риторике, этике, принимал активное участие в организации ряда немецких университетов и в реформе школьного образования.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 153-154.

Меланхтон (Melanchton – грецизация нем. Шварцерд, Schwarzerd), Филипп (1 февраля 1497, Бреттен, Баден – 19 апреля 1560, Виттенберг) – немецкий теолог и педагог, систематизатор лютеранского вероучения. Воспитывался под сильным влиянием гуманистических идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского. Окончил Гейдельбергский и Тюбингенский (1514) университеты, с 1518 – заведующий кафедрой греческого языка в Виттенбергском университете, где началось его многолетнее сотрудничество с М.Лютером, которому он оказывал постоянную помощь в полемике с католиками и в переводе Библии на немецкий язык. Автор многих богословских работ, в том числе «Общих принципов теологии» («Loci communes rerum theologicarum», 1521) – первого систематического изложения протестантской догматики, а также Аугсбургского исповедания – первого документа лютеранства. После смерти Лютера Меланхтон возглавил лютеранское движение, он был одним из инициаторов Аугсбургского религиозного мира (1555), закрепившего власть князей над церковью по принципу «чья земля, того и вера».

Отстаивая воззрения Лютера, Меланхтон ради достижения религиозного мира стремился выразить их в компромиссной, приемлемой для оппонентов форме. Сказывалась и его давняя приверженность гуманистической традиции. Так, он склонялся к взглядам Эразма Роттердамского в понимании божественного предопределения и свободы воли человека, который, по мнению Меланхтона, способен принять или отвергнуть любовь Бога и тем самым ответствен за свою судьбу: «оправдывает» только Бог, но лишь того, кто этого желает. Он подчеркивал роль добрых дел (не как условия спасения, но необходимого свидетельства и выражения веры). Акцент на этических, гуманистических аспектах вероучения навлек на Меланхтона обвинение в пелагианстве со стороны многих лютеранских богословов, которое он решительно отвергал. Как выразитель интересов немецкого бюргерства Меланхтон одобрял расправы с восставшими крестьянами и городским плебсом, призывал к преследованиям «еретиков» (в частности, М. Сервета и анабаптистов).

В историю Германии Меланхтон вошел как создатель новой системы школьного и университетского образования, основу которого составляло изучение древних языков и античной культуры. Он был автором ставших классическими учебников по греческому и латинскому языку, богословию, риторике, логике, этике, непосредственно участвовал в основании и реорганизации многих школ и университетов, получив широкое признание как Учитель Германии (Praeceptor Germanie).

Источник: Corpus Reformatorum, 28 v., 1834–1860.

Л.Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 522.

Меланхтон (Melanchthon, грецизированное от нем. Schwarzerd) Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден,— 19.4.1560, Виттенберг), немецкий гуманист, теолог и педагог, деятель бюргерского направления Реформации, друг и сподвижник М. Лютера, систематизатор лютеранской теологии. Воспитывался под непосредственным влиянием идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского, получил классическое гуманистическое образование. С 1518 года до конца жизни профессор греческого языка в Виттенбергском университете. Издание Нового завета на греческом языке, осуществлённое Эразмом, побудило Меланхтона заняться изучением Библий. Один из образованнейших людей своего времени, учёный-книжник, знаток современных ему наук, древних языков и античной философии, Меланхтон стремился использовать греко-латинскую образованности для замены пришедшей в упадок схоластической теологии новой протестантской теологией. Он автор первого систематического изложения лютеранской теологии («Общие принципы теологии», «Loci communes rerum theologicarum», 1521), которая в трудах самого Лютера в то время существовала лишь в форме разрозненных полемических идей. В 20—30-х годах Меланхтон продолжал вместе с Лютером разработку догматических основ лютеранской церкви, помогал Лютеру в переводе Библии на немецком языке, участвовал в многочисленных полемиках и политической борьбе. Меланхтон пытался смягчить фатализм лютеровского учения, соединив лютеранство с гуманистический традицией. Согласно желанию Лютера, Меланхтон после его смерти (1546) возглавил лютеранское движение. Был одним из инициаторов Аугсбургского религиозного мира (1555), утвердившего господство князей над религиозной жизнью по принципу «чья земля, того и вера». Меланхтон — признанный «учитель Германии», создатель новой системы школьного и университетского образования, введённой в районах, где победила Реформация. В основу университетского образования было положено изучение древних языков как необходимое средство изучения Священного писания в подлинниках. Меланхтон составил ставшие классическими учебники по логике, греческой и латинской грамматикам, этике, риторике и др.; участвовал в преобразовании и создании ряда немецких университетов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Werke in Auswahl, Bd 1—7, hrsg. v. R. Stupperich, Bd 1—7, Gütersloh,    1951—71.

Литература: St ern L., Ph. Melanchthon, Humanist, Reformator, Praecep-tor Germania, Halle, 1963; Stupperich R., Melanchthon, B. 1960; H a m m e r W., Die Melanchthonforschung im Wandel der Jahrhunderte, Bd l—2, Gütersloh, 1967—68; Maurer W., Der Junge Melanchthon zwischen Humanismus und Reformation, Bd 1—2, Gott., 1967—69.

Меланхтон (Melanchthon), Филипп (наст. фам. - Шварцерд (Schwarzerd)) (16.II.1497 - 19.IV.1560) - немецкий филолог и гуманист, деятель лютеровской Реформации в Германии. Родился в семье оружейного мастера. С 1518 года - профессор греческого языка в Виттенбергском университете, где сблизился с М. Лютером, став его ближайшим сотрудником и другом; вместе с ним участвовал в полемике с папистами (на Лейпцигском диспуте, 1519, и др.). Ярый противник Крестьянской войны 1524-1525 годов, Т. Мюнцера и анабаптистов, Меланхтон отрицательно оценивал и радикально-бюргерские течения Реформации (Карлштадта, У. Цвингли). Теоретик лютеранства, обобщивший принципы лютеранской теологии ("Общие принципы теологии" - "Loci communes rerum theologicarum" - первая редакция 1521, "Unterricht der Visitatoren", 1527, Аугсбургское исповедание, 1530, и др.); после смерти Лютера (1546) - вождь лютеранства. Стремясь воспрепятствовать распространению идей народной Реформации, Меланхтон искал компромисса с католицизмом и был согласен принять Аугсбургский религиозный компромисс 1548 года, что вызвало резкие нападки на него ортодоксальных лютеран.

Меланхтон способствовал распространению в Германии классического образования (за что его называли "Praeceptor Germaniae" - "Учитель Германии"), в котором гуманистические идеалы были, однако, подчинены интересам лютеранской церкви и территориальных князей. Меланхтон - автор многих педагогических сочинений и учебников, сохранявших значение до 19 века.

В буржуазной историографии Меланхтон рассматривается главным образом как теолог и помощник Лютера. Историки-марксисты ГДР (Л. Штерн, М. Штейнмец) оценивают Меланхтона как одного из выдающихся гуманистов, пытавшегося примирить лютеранство с гуманизмом. Отмечая принадлежность Меланхтона к умеренно-бюргерскому направлению Реформации, его антиреволюционность, историки-марксисты ГДР в то же время подчеркивают его заслуги в борьбе со схоластикой и в распространении гуманистической образованности.

В. А. Ермолаев. Саратов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Сочинения:

Opera quae supersunt omnia, v. 1-28, Halle - Brunswick, 1834-60, Erg.-Bd 1-2, 5-6, 1910-26, в изд.: Corpus reformatorum, ed. C. G. Bretschneider (u. a.); Werke in Auswahl, hrsg. von R. Stupperich, Bd 1-4, 1951-63 (изд. продолжается).

Литература:

Hartfelder K., Ph. Melanchthon als Praeceptor Germaniae, В., 1889; Ellinger G., Ph. Melanchthon, В., 1902; Engelland H., Melanchthon. Glauben und Handeln, В., 1931; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon, В., (1953); его же, Ph. Melanchthon - Humanist, Reformator, Praeceptor Germaniae, Halle, 1960; Manschreck C. L., Melanchthon, the quiet reformer, N. Y. - Nashville, 1958; Ph. Melanchthon. 1497-1560. Gedenkschrift zum 400. Todestag des Reformators, Bretten, 1960; Stupperich, Melanchthon, В., 1960.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС