Мей Лев Александрович |
|
1822 - 1862 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Мей Лев Александрович (1822 - 1862), поэт, драматург. Родился 13 февраля (25 н.с.) в Москве в дворянской семье. В 9 лет был принят в Московский дворянский институт, где учился пять лет, затем был переведен в Царскосельский лицей. В 1841, по окончании лицея, определился в канцелярию московского генерал-губернатора, где служил до 1849. В это время начал публиковать свои стихотворения, переводы, рассказы, написал драму "Царская невеста" (1849). В 1850 вошел в "молодую редакцию" журнала "Москвитянин", с которым ранее активно сотрудничал, заведовал отделами русской словесности и иностранной литературы до 1853, когда переехал в Петербург. Журнал "Библиотека для чтения" печатает его стихи и прозу, здесь Мей вел некоторое время отдел журналистики. Его литературное окружение составляли такие писатели, как А .Писемский, И.Гончаров, И.Тургенев, Я .Полонский, Н.Чернышевский и др. Вел богемный образ жизни, что впоследствии отразилось на его здоровье. В эти годы выпускает сборники "Стихотворения" (1857), "Стихотворения и переводы" (1861). Настроения поэта в связи с Крымской войной отразились в стихах на библейские темы: поэма "Юдифь" (1855), стихотворения "Слепорожденный", "Псалом Давида..." и др. Стихи на античные темы воспевают земные радости, любовь, силу искусства, красоту жизни ("Фринэ", "Галатея", "Плясунья"). В "Еврейских песнях" (1849 - 60), поэтическом переложении библейской "Песни песней", эти мотивы звучат с еще большей силой. Мастерство Мея проявилось и в стихотворных произведениях, созданных по мотивам русского фольклора и летописных сказаний ("Волхв", "Александр Невский", "Песня про боярина Евпатия Коловрата"). Мей - талантливый переводчик античных, славянских и западно-европейских поэтов: Анакреонта, Шиллера, Байрона, Мицкевича, Шевченко и др. Многие стихи Мея положены на музыку, а на сюжеты драм "Царская невеста" и "Псковитянка" Н.Римским-Корсаковым написаны оперы. Умер Мей 16 мая (28 н.с.) 1862 в Петербурге. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Мей Лев Александрович (13[25].02.1822—16[28].05.1862), поэт. Родился в Москве в дворянской семье. В 1836—41 учился в Царскосельском лицее. Служил чиновником, вышел в отставку в 1852. Выступил в печати в 1840. В сер. 1840-х сблизился с редакцией славянофильского журнала «Москвитянин», где сотрудничал до 1853. Мей вошел в русскую поэзию как тонкий лирик, виртуоз стиха и как переводчик. Его творческая позиция сложна. С одной стороны, он проповедовал идеал вечной красоты, уход в мир личных чувств, в историю; с другой — ему свойствен интерес к современности, тяга к мотивам некрасовской школы. В стихи Мея постепенно проникают реальные, бытовые мотивы: «Не верю, Господи…» (1857), «Сумерки» (1858), «Чуру» (1859), «Забытые ямбы» (1860), «Знаешь ли, Юленька…» (1860), «Тройка» (1861), «На бегу» (1862). Настроения поэта в связи с Крымской войной отразились в стихах на библейские темы: поэма «Юдифь» (1855), стихотворения «Давиду — Иеремией», «Слепорожденный», «Псалом Давида…», заключительные строфы «Эндорской прорицательницы». В стихах на античные темы Мей воспевает земные радости, любовь, могущество искусства, красоту жизни («Фринэ», «Галатея», «Плясунья»). В «Еврейских песнях» (1849—60), поэтическом переложении библейской «Песни песней», эти мотивы звучат с еще большей силой. В некоторых «римских» произведениях Мей обличал императорский Рим (стихотворная драма «Сервилия», поэма «Цветы» из эпохи Нерона). Мей — талантливый переводчик античных, славянских, западноевропейских поэтов: Анакреонта, Феокрита, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, А. Мицкевича, Т. Г. Шевченко и др. Мастерство Мея проявилось и в стихотворных произведениях, созданных по мотивам русского фольклора и летописных сказаний. В них обнаруживается архаизация и поэтизация времени «вечевой вольности» («Волхв», «Александр Невский», «Песня про боярина Евпатия Коловрата»). Стихотворение «Вечевой колокол» было опубликовано анонимно за границей в «Голосах из России» А. И. Герцена в 1858. Заслугой Мея явилось поэтическое переложение «Слова о полку Игореве» (1841—50). С интересом Мея к русской старине и фольклору связаны исторические драмы в стихах «Царская невеста» (1849) и «Псковитянка» (1849—59) из времен Ивана Грозного. На первом плане в них не исторические проблемы, а психология исторических личностей и их окружения, судьбы людей, счастье которых разрушает деспотическая воля царя. Герои «Царской невесты» гибнут, не покорившись царской воле; в «Псковитянке» личные, психологические мотивы тесно сплетаются с социальными. На сюжеты обеих драм созданы одноименные оперы Н. А. Римского-Корсакова. Многие стихи Мея также положены на музыку. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Полн. собр. соч. 3-е изд. Т. 1—3. СПб., 1910—11; Стихотворения и драмы. Л., 1947; Избр. произв. М.; Л., 1962. Здесь читайте:Русские писатели и поэты: | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|