Мефодий, Герасимов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мефодий, Герасимов

1856-1931

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мефодий (Герасимов Маврикий Львович) (22 февр. 1856, Томская губ.,- 1932, Харбин): Сын священника. Окончил в 1882 Казан, духовную академию. В сент. 1885 пострижен в монашество, с дек. иеромонах. С янв. 1892 канд. богословия. С мая 1893 архимандрит, с июля нач. Алтайской миссии. 2 июня 1894 посвящен в епископа Бийского, викария Томской епархии. С дек, 1898 епископ Забайкальский и Нерчинский, с дек. 1912- Томский и Алтайский, с июля 1914 - Оренбургский и Тургайский.

После получения известия об отречении Николая II Мефодий призвал православных епархии к повиновению Врем. пр-ву ("Оренбургский Церковно-общественный Вестник", 1917, 2 апр.). Местное духовенство, полагая, что Мефодия могут отозвать, послало обер-прокурору Св. Синода телеграмму: "...вопрос о перемещении из Оренбурга Епископа Мефодия, как идущего навстречу обновлению церк. жизни на началах, указанных Врем. пр-вом и соответствующих учению Христа, не возбуждать" (там же, 13 апр.). Призывая к продолжению войны до победы, в нач. июльского наступления рус. армии Мефодий выпустил воззвание: "...Все народы мира сейчас хотят жить свободною жизнью; одна только Германия с бусурманской Турцией защищают деспотизм и порабощение народов" (там же, 8 июля). В авг. отбыл для участия в Св. Соборе Правосл. Рос. Церкви. Выступал с докладом о богослужебном языке, участвовал в работе богослужебного отдела.

13 дек. вернулся из Москвы - во время боев под Оренбургом между красногвардейцами, наступавшими со стороны Бузулука, и частями атамана А.И. Дутова. 2 янв. 1918 в кафедральном соборе произнёс "Слово при погребении офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия": "Народ получил свободу, но свободный гражданин - народ стал жестоким тираном рус. интеллигенции... Падает, как подкошенная трава, благородное офицерство, одинокое в защите нар. свободы и чести, одно только казачество идёт к нам на помощь" (там же, 1918, 14 янв.). 18 янв. казаки отступили из города. 20 янв. Мефодий вызывался на допрос матросами Сев. летучего отряда, его ответы, проповедовавшие мир и спокойствие, удовлетворили их. 12 апр. возведён в сан архиепископа. 3 июля в Оренбург вошли казаки Дутова. В "Приветственном слове братьям казакам и славянам освободителям Оренбурга" Мефодий говорил: "...Пять месяцев мы жили под игом кровавой власти, пять месяцев эта страшная власть производила свою расправу, день и ночь совершала казни... Кто были эти люди, обречённые на истребление как хищные звери? Это были лучшие люди, благороднейшие граждане, боровшиеся за свободу. Не за власть, не за диктатуру они умирали, а за свободу; не за буржуазию боролись, пусть эта гнилая клевета смолкнет, а за право и свободу всех граждан" (там же, 14 июля). Приветствовал начало Гос. совещания в Уфе телефонограммой.

18 сент. в приветствии депутатам открывающегося Войскового Круга Оренбургского казач. войска выразил надежду, что "...казачество не сложит оружия в борьбе за возрождение Родины..." ("Оренбургский Казачий Вестник", 1918, 19 сент.). 15 дек. из Челябинска послал А.В. Колчаку телеграмму: "...Да благословит Господь успехом ваши труды на возрождение дорогой Родины и доблестной рус. армии" ("Утро Сибири", 1918, 18 дек.).

В нач. 1919 эмигрировал. С 1920 архиепископ Харбинский, с 1929 митрополит.

Использованы материалы статьи В.М.Воинова и M.E.Голостеновой в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Мефодий (в миру Герасимов Маврикий Львович), митр. Харбинский (22.02.1856— 16[29].03.1931), церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения.

Сын священника Томской епархии. Образование получил в Томской ДС (1878) и в Казанской ДА (1882). 23 дек. 1882 поступил псаломщиком в Алтайскую миссию. 26 сент. 1885 принял монашеский постриг, 22 дек. 1885 рукоположен во иеромонаха и назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В 1892 присвоена степень кандидата богословия. 16 мая 1893 возведен в сан архимандрита, через месяц назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 хиротонисан во еп. Бийского, викария Томской епархии. Через 4 года владыка Мефодий получил назначение на самостоятельную кафедру, став 24 дек. 1898 епископом Забайкальским и Нерчинским. На этой должности владыка встретил революцию 1905, одним из главных центров которой стала Чита. Будучи по своим убеждениям монархистом, еп. Мефодий всячески поддерживал право-монархическое движение. Он был одним из архиереев, передавших через о. И. И. Восторгова благожелание и приветствие Съезду Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909. 20 дек. 1912 получил назначение на кафедру еп. Томского и Алтайского. Через 2 года 30 июля 1914 переведен еп. Оренбургским и Тургайским.

После февральского переворота по просьбе духовенства был оставлен на кафедре. Призывал к продолжению войны до победы, в начале июльского (1917) наступления русской армии выпустил воззвание, в котором, в частности, писал: «Все народы мира сейчас хотят жить свободною жизнью; одна только Германия с бусурманской Турцией защищают деспотизм и порабощение народов». Принимал активное участие в трудах Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918. На Поместном Соборе был создан отдел «О богослужении, проповедничестве и церковном искусстве» под председательством архиеп. Евлогия (Георгиевского), при котором был учрежден подотдел «О церковно-богослужебном языке» для обсуждения проблем, связанных с богослужебными текстами и языком. Подотдел работал 9—26 сент. 1917, всего состоялось пять заседаний, его председателем был избран еп. Мефодий, который зарекомендовал себя принципиальным и решительным противником перевода богослужения на русский язык. Владыка без обиняков заявлял: «Для меня лучше смерть, чем лишение славянского богослужения». Вернулся из Москвы в дек. 1917 в самый разгар боев под Оренбургом между красногвардейцами, наступавшими со стороны Бузулука, и частями атамана А. И. Дутова.

2 янв. 1918 в кафедральном соборе произнес «Слово при погребении офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия», в котором сказал: «Народ получил свободу, но свободный гражданин — народ стал жестоким тираном русской интеллигенции... Падает, как подкошенная трава, благородное офицерство, одинокое в защите народной свободы и чести, одно только казачество идет к нам на помощь». Однако 18 янв. 1918 казаки отступили из города, и 20 янв. 1918 владыка был вызван на допрос матросами Северного летучего отряда, впрочем, его ответы, проповедовавшие мир и спокойствие, удовлетворили их. 12 апр. 1918 он был возведен в сан архиепископа. 3 июля 1918 в Оренбург вошли казаки Дутова. В «Приветственном слове братьям казакам и славянам освободителям Оренбурга» владыка сказал: «Пять месяцев мы жили под игом кровавой власти, пять месяцев эта страшная власть производила свою расправу, день и ночь совершала казни... Кто были эти люди, обреченные на истребление, как хищные звери? Это были лучшие люди, благороднейшие граждане, боровшиеся за свободу. Не за власть, не за диктатуру они умирали, а за свободу; не за буржуазию боролись, пусть эта гнилая клевета смолкнет, а за право и свободу всех граждан». 18 сент. 1918 он приветствовал депутатов Войскового Круга Оренбургского казачьего войска и выразил надежду, что «казачество не сложит оружия в борьбе за возрождение Родины». Приветствовал владыка и адмирала А. В. Колчака, в своей телеграмме он писал: «Да благословит Господь успехом ваши труды на возрождение дорогой Родины и доблестной русской армии». Недвусмысленной поддержкой белого движения архиеп. Мефодий выбрал свою судьбу, оставаться в советской России ему было невозможно. В н. 1919 он эмигрировал вместе с отступавшей Белой армией, в рядах которой сражалось немало оренбургских казаков. В эмиграции возглавил в 1920 Харбинскую кафедру, в 1929 возведен в сан митрополита. В эмиграции издавал православно-монархический журнал «Хлеб небесный».

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Сочинения:

О патриотической деятельности духовенства. Чч. 1—2. Чита, 1911-1913;

Поучения в дни современной войны. Оренбург, 1916;

К вопросу о порядке соборных решений на предстоящем Всероссийском Церковном Соборе. Оренбург, 1917;

О знамении обновления святых икон. Харбин, 1925; 2-е изд. Джорданвилль, 1968; М., 1999;

По поводу церковных нестроений. Харбин, 1927;

Каноническое существование Харбинской епархии. Харбин, 1929;

По поводу признания Московской церковной властью Советской власти. Харбин, б.г.

Литература:

Воинов В. М, Голостенов М. Е. Мефодий (Герасимов Маврикий Львович) // Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993;

Некролог// Возрождение. 1931. № 2139.11 апр.;

Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965.

Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 4. Erlangen, 1986.

Manuil (Lemesevskij), Die Russischen Orthodoxen Bischofe..., Teil 4, blangen, 1986, S. 338-39;

Seide G., Die Russische - Orthodox" Kirche in China und in der Mandschurd seit 1918.

Ostiwchliche Staidien, Wiirzburg. 1976, Bd 25, S. 166-92.


Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации. Россия, начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС