Мид Джордж Герберт |
|
1863-1931 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джордж Герберт МидМид (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) - американский философ и социолог, наряду с Ч. Пирсом, У. Джеймсом и Дж. Дьюи классик американского Прагматизма. Изучал философию и психологию в Оберлинском колледже, в Гарвардском университете (1887-1888), где его учителями были Дж. Ройс и У. Джеймс, в 1888-1891 гг. - в университетах Лейпцига и Берлина. Начал преподавательскую деятельность в университете Мичигана, затем был приглашен Дж. Дьюи во вновь организуемый ун-т в Чикаго, где работал до конца жизни. Мид опубликовал относительно мало работ, причем значительная их часть представляет собой незаконченные рукописи и заметки. Однако его лекции, особенно по социальной психологии, пользовались большой популярностью, а влияние на амер. философию и социальную мысль было весьма велико. Основная тематика его работ относится к проблемам социального объяснения природы мышления и «Я» человека («Разум, самость и общество с точки зрения социального бихевиориста», 1934), к интерпретации в духе прагматизма генезиса научных понятий («Философия действия», 1938) и к весьма своеобразной («презентистской») концепции реальности, согласно которой реальность, данная человеку, всегда конституируется и существует только в настоящем времени («Философия настоящего», 1932). Заметное влияние на взгляды Мида оказал дарвинизм, он придерживался установок Натурализма. Мид был также согласен с бихевиоризмом в том, что трактовка отношения между организмом и средой в терминах «стимул» и «реакция» открывает путь к объективным формам познания. Однако собственную концепцию Мид часто называл «социальным бихевиоризмом», поскольку использовал в ней понятие интроспекции (значимость которой отрицалась основателями бихевиоризма) и считал, что понятия «стимул» и «реакция» применительно к человеку становятся осмысленными только тогда, когда они рассматриваются как аспекты коммуникативных (Коммуникация) действий и изучаются не в отрыве от социальных процессов, в контексте которых осуществляются эти действия. В анализе социальных действий Мид отдавал приоритет социальному над индивидуальным. Поведение приобретает определенный смысл, когда оно связано с исполнением социальных ролей. Его концепция дала начало «символическому интеракционизму», поскольку подчеркивала роль символических и коммуникативных элементов в социальных взаимодействиях. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 304.
Мид (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) — американский философ, социолог, социальный психолог. Биография. Получил образование в 1883 г. в Оберлин-Колледже, затем в 1888 г. — в Гарвардском университете. Работал в Чикагском университете. Исследования. Основывался на работах У. Джеймса и Дж. Дьюи. Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под «Я» понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, при этом история социальных взаимоотношений становится структурой «Я», в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. В соответствии с его теорией ожиданий ребенок проигрывает те роли, которых ожидают от него взрослые или которые он наблюдает. Особое значение в этом развитии имеет детская игра, которая может быть сюжетной (в этом случае ребенок проигрывает те или иные социальные роли, которым ему придется следовать реально в дальнейшем) и по правилам (ребенок научается произвольному поведению). В основу индивидуального сознания Мидом был положен жест, служащий, по его мнению, начальной фазой индивидуального действия и в ходе взаимодействия выступающий в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. Жест — это символ, ибо предполагает некоторую идею, соотнесенную с элементами опыта индивида. При этом реакция на жест-символ не является непосредственной; как сам жест, так и реакция на него опосредствуются значением. Значение представляет собой как бы редуцированное взаимодействие, объективно существующее в сфере социального опыта взаимодействующих индивидов. Исторический контекст. Представления Мида существенным образом повлияли на формирование интеракционизма. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 335. Сочинения. The Philosophy of Present. Chicago, 1932; Mind, Self and Society: From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1934; Movements of Thought in the Nineteenth Century. Chicago, 1950; The Philosophy of the Act. Chicago, 1950; On Social Psychology. Chicago: University Chicago Press, 1965. Литература. Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Дж. Г. Мид // Психология: Биографический библиографический словарь/ Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.
Мид (Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс,— 26.4.1931, Чикаго), американский философ, социолог и социальный психолог. Последователь Джемса и Дьюи, один из представителей прагматизма и натурализма. Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал с точки зрения его инструментальной природы — как орудие приспособления субъекта к реальности. По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщённого другого» — этапы превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причём внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует. Структура завершённого «Я», по Миду, отражает единство и структуру социального процесса. Социальная концепция Мида повлияла на последующее развитие социальной психологии (решение проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу символического интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль общесоциологической теории, так как отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержательного аспекта социальных взаимодействий, а также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд исследователей (М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления Мида о социальной жизни с идеями феноменологической социологии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: The philosophy of the present, Chi., 1932; Mind, self and society, Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth century Chi., 1950; The philosophy of the act, Chi., 1950; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected writings, Indianapolis, 1964. Литература: Кон И. С., Социология личности, M., 1967; Ионин Л. Г., Критика социальной психологии Дж. Мид и ее современных интерпретаций, «Социологич. исследования», 1975, №1; Natanson M., The social dynamics of G. H. Mead Wash., 1956.
Мид (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) - американский психолог, социолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938). Мид испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотреть во временной ретроспективе) заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937). Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задается его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадается всем прошлым опытом индивида. Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно, "перспективы" имеют под собой объективные основания). Реальность складывается, в конечном счете, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задает социальность (т.е. последняя возникает в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будет социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагает возможность "принятия роли другого". Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщается мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимается не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого". Усложнение взаимодействий, в которые включается индивид, предполагает и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение "Я", таким образом, социально. Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. "Завершенное" "Я" отражает структуру собственных взаимодействий, т.е. социальность, но и выступает источником новаций в ней. В структуре социального "Я" Мид различает две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющий специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостенеть" в жестких схемах. Подсистему "mе" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" ответственна за индивида как субъекта, "mе" - как объекта. Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладывается в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опоследуется образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между "Я"-объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна. "Я"-объект формируется как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяется в рефлексии от "Я" субъекта. Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяет целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях" - взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником Мида - Гофманом) задает в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы психологии и социологии. В.Л. Абушенко Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я. Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль. М., 1994; The Philosophy of the Present. Chicago, 1932; Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago, 1934; The Philosophy of the Act. Chicago, 1938. Литература:Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Дж. Г. Мид // Психология: Биографический библиографический словарь/ Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |