Матуриди Абу Мансур Мухаммад Ибн Мухаммад |
|
870-940 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Матуриди Абу Мансур Мухаммад Ибн МухаммадМĀТУРӢДӢ Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад Ибн Мух̣аммад, ал – (870, Матурид – 940, Самарканд) – мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама – матуридизма. Праву ханафитского толка и другим религиозным наукам ал-Ма̄турӣдӣ обучался в Самарканде, где впоследствии преподавал и жил вплоть до своей смерти. Среди наиболее важных из изданных сочинений ал-Ма̄турӣдӣ – обширный комментарий к Корану «Таʼвӣла̄т ал-к̣урʼа̄н», толкование к теологическому трактату «ал-Фик̣х ал-акбар» («Большой фикх») Абӯ Х̣анӣфы (основателя ханафитского толка в мусульманском праве, ум. 767) «Шарх̣ ал-Фик̣х ал-акбар», а также «Книга о единобожии» («Кита̄б ат-таух̣ӣд»). Лишь последнее признается вполне аутентичным (хотя бейрутское издание 1970 и представляет, по-видимому, одну из версий этой книги). Из не дошедших до нас трудов ал-Ма̄турӣдӣ – трактаты по методологии права и работы в опровержение мутазилитов, каррамитов, шиитов и исмаилитов-кар-матов. Если ашариты разрабатывали свое учение как серединное между мутазилизмом и традиционализмом, то ал- Ма̄турӣдӣ и его последователи занимали срединную позицию между ашаритской и мутазилитской. В ашаритском духе ал- Ма̄турӣдӣ учит о реальности и извечности субстанциальных атрибутов, об извечности Корана в отношении его «смысла» и становлении во времени в отношении словесного выражения этого смысла; о людских деяниях как сотворенных Богом, но «приобретенных» (касб) человеком. Однако в отличие от ашаритов (и мутазилитов), ал-Ма̄турӣдӣ признает извечность также оперативных атрибутов, присоединяя к семи субстанциальным атрибутам, выделенным ашаритами, восьмой – творение («таквӣн»). Вслед за мутазилитами ал- Ма̄турӣдӣ подчеркивал наличие у человека свободы выбора, отстаивал объективный и рациональный характер нравственных принципов. Для его онтологии и натурфилософии характерен отказ от финитизма (атомизма). T. Ибрагим Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 515.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Литература:Kitab al-Tawhid, ed. F.Kholeif, introd. Beirut, 1970; Ayyub A., Maturidism, in: A History of Muslim Philosophy, ed. M.M.Sharif, t. 1. Wiesbaden, 1963.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |