Масарик Томаш Гарриг
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Масарик Томаш Гарриг

1850-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Томаш Гарриг Масарик

Масарик Томаш Гарриг (23.02(07.03). 1850, Годонин, Австрийская империя - 14.09.1937, Лани, Чехословакия) - чешский и словацкий философ, политический и общественный деятель, первый президент Чехословакии, автор первой в зарубежной историографии монографии по истории русской философии «Россия и Европа» (1913, в 2 томах на нем языке). В 1876 г. закончил Венский ун-т, в 1882—1914 гг. — профессор философии Чешского университета в Праге, член Московского психологического общества при Московском ун-те. Масарик - активный участник младочешского демократического движения в Австро-Венгрии, боровшегося за независимость чехов и словаков, депутат парламента. В России был дважды издан (в 1900 и 1906 гг.) перевод его кн. «Философские и социологические основания марксизма: Этюды по социальному вопросу». Членство Масарика в русском научном обществе было отнюдь не формальным: со временем он стал крупным знатоком русской философии и культуры. Масарик 4 раза посещал Россию, встречался с Толстым, Ламанским, Милюковым, Кареевым, Гротам и другими деятелями русской культуры. С Горьким М. встречался за границей, на Капри. На решение Масарика написать книгу о русской философии повлияло его знакомство с Радловым, который был его консультантом и помощником по сбору материалов для «России и Европы». Радлов первым в России отметил книгу Масарика, изданную на немецком языке (см.: Радлов Э. Очерки истории русской философии. Петроград, 1920. С.89). Первоначальный замысел М. состоял в том, чтобы опубликовать свою книгу на русском языке под названием «Россия и Европа: Проблемы философии русской истории и религии» (см.: Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик и борьба за независимость чехов и словаков. М., 2012. С. 297). Этот проект не был реализован. У истоков замысла книги было увлечение Масарика творчеством Достоевского. М. считал Россию органической составной частью Европы и европейской цивилизации. Поэтому ключевые понятия его труда «Россия» и «Европа» следует понимать не как их противопоставление, а как сравнение и сопоставление Симпатии Масарика полностью на стороне того образа европейской культуры, который связан с демократическими институтами, парламентской демократией, но не с теократией и монархией. Абсолютизм, по Масарику, не имеет права на существование в XX веке. Любое «выступление в его защиту» квалифицируется им как «литературное преступление». Отсюда резкая критика той линии русской мысли, которая связана с оправданием монархизма. Масарик считает Каткова, К. Н. Леонтьева и Победоносцева теоретиками «официального богословия», хотя первые два мыслителя никакого отношения к нему не имели. Книга Масарика имеет не только исследовательское, но и просветительское значение, поскольку его анализ русской мысли предваряется очерком истории России от основания Киевской Руси и до периода после первой русской революции 1905-1907 гг. Ключевые события в русской истории, включая раскол, воцарение династии Романовых, реформы Петра I и Екатерины II и др., освещены Масариком преимущественно в критическом плане. Противник абсолютной монархии, Масарик проявляет симпатии к идеям демократической и революционной направленности: взглядам Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, М. А. Бакунина, Лаврова, Михайловского, русского марксизма. Славянофилы рассматриваются им в качестве критиков огосударствления церкви и подчинения ее государственному контролю в результате реформ Петра I. Из всего круга русских религиозных философов Масарик наиболее позитивно оценивает В. С. Соловьева, рассматривая его философию как масштабную попытку сблизить две линии европейской мысли - платоновскую, созерцательную и кантовскую, теоретико-познавательную. В то же время вселенская теократия Соловьева характеризуется им как проект явно несбыточного «церковно-политического империализма». В целом, в качестве наиболее характерных черт русской философии Масарик выделяет преобладающий в ней интерес к историософской и социальной проблематике. В годы своего президентства Масарик оказывал помощь многим мыслителям русского зарубежья в рамках проекта, получившего название «русской акции». В Чехословакии жили и работали такие русские мыслители, как Сорокин, Н. О. Лосский, Новгородцев, П. Б. Струве, Лапшин и др. В Праге был основан русский юридический факультет, где получали образование дети эмигрантов, выпускались русскоязычные издания, в которых сотрудничали мн. отечественные философы.

М. А. Маслин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 365-366.

Сочинения: Россия и Европа: В 3 т. СПб., 2000-2003; Философия - социология - политика: Избр. тексты. М., 2003.

Литература: Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик и российская интеллектуальная среда (по архивам Чехии и России). Ч. 1: Томаш Масарик и Эрнест Радлов в научной и дружеской переписке. М., 2005: Доубек В. «Россия и Европа». История книги // Масарик Т. Г. Россия и Европа: В 3 т. СПб., 2003. Т. 3.


Вернуться на главную страницу Масарика

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС