Мартынов Леонид Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мартынов Леонид Николаевич

1905 - 1980

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Леонид Николаевич Мартынов

Мартынов Леонид Николаевич (1905 - 1980), поэт, переводчик. Родился 9 мая (22 н.с.) в Омске в семье техника путей сообщения, внимательно следившего за воспитанием и духовным ростом сына, поддерживавшего его интерес к технике и рисованию. Любовь к поэзии пришла к Мартынову после знакомства со стихами Маяковского. Второй любовью он позже назовет стихи Блока.

Еще не закончив среднюю школу, Мартынов активно сотрудничал в трех омских газетах - "Рабочий путь", железнодорожной - "Сигнал" и "Сибирском воднике". Работая над заметками, хрониками, библиографией и происшествиями, он все больше увлекался сочинением стихов на самые разные темы - современные, исторические, лирические. Его первые стихи были напечатаны в 1921. В качестве корреспондента газет и журналов Мартынов в 1920 - 30 объездил Сибирь и Среднюю Азию.

В 1930-е он опубликовал большой цикл поэм, посвященных историческому прошлому России ("Рассказ о русском инженере, "Тобольский летописец", "Сказка про атамана Василия Тюменца" и др.). Первый поэтический сборник "Стихи и поэмы" вышел в Омске в 1939. Как бы комментарием к поэмам стали художественно-исторические очерки в прозе "Крепость на Оми" (1939), "Повесть о Тобольском воеводстве" (1945). Сборники "Лукоморье" и "Эрцинский лес" представляли лирику поэта. Послевоенная критика несправедливо резко осудила цикл "Лукоморье", и это привело к почти десятилетнему перерыву в публикации стихов поэта.

В 1960-е появляются новые сборники стихов поэта: "Первородство", "Голос природы", "Людские имена"; в 1972 - сборник "Гиперболы", "Земная ноша" и др. Мартынов много занимается переводами поэзии с английского, французского, итальянского, польского и др. языков.

Его перу принадлежат также сборник корреспонденций и очерков ("Трудный корм", 1930), автобиографическая повесть "Воздушные фрегаты" (1974), книга о литературном труде - "Пути поэзии" (1975). В 1980 в возрасте 75 лет Л.Мартынов скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Мартынов Леонид Николаевич (9[22].05.1905—21.06. 1980), поэт. Родился в Омске в семье техника путей сообщения, детство провел на Великом Сибирском железнодорожном пути, в служебном вагоне отца. Закончил 4 класса гимназии в Омске. Начал писать стихи гимназистом. Первая публикация в 1921 («Мы — футуристы невольные…» — в омском журнале «Искусство»). Был сельским книгоношей, участвовал в геолого-геодезических экспедициях, много ездил по Сибири, Семиречью, Туркестану.

«Опасный» интерес Мартынова к прошлому Сибири послужил в 30-е основанием для ссылки (и его друга поэта С. Маркова) на Север, в Вологду (образ «прохожего» в стихотворении «Замечали — / По городу ходит прохожий?..» (1935, 1945) — автобиографический).

По возвращении в Омск Мартынов пишет поэмы (первые поэмы: «Старый Омск», «Адмиральский час», обе — 1924): «Правдивая история об Увенькае, воспитаннике азиатской школы толмачей в городе Омске» (1935—36), «Рассказ о русском инженере» (1936), «Тобольский летописец» (1937), «Домотканая Венера» (1939), «Поэзия как волшебство» (1939) и др. В поэмах-повестях фабульная выдумка при исторической подлинности рассказа, глубокое знание фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, многоголосье, масштабность историко-философского фона. Сибирь в эпосе Мартынова — страна цивилизации, творимой людьми разных сословий, возникшей на перекрестке культур многих народов; Сибирь в поэмах — земля, рождающая и принимающая под свое покровительство души сильные, яркие и свободные. Оригинальная стихотворная манера: классический размер передан длинной, прозаизированной строкой.

Первая книга Мартынова — «Стихи и поэмы» (1939) — вышла в Омске. В 1940 в Москве и Омске появились 2 сборника под заглавием «Поэмы». В сборниках «Лукоморье» и «Эрцинский лес» (оба — 1945) находит завершение сказочно-фантастическая тема Лукоморья, характерная для лирики 30-х.

Обвиненный послевоенной критикой в аполитичности и вневременности своей поэзии, певец Лукоморья почти на десятилетие был лишен возможности печататься. Широкая известность Мартынова началась с выходом сборника «Стихи» (1955), созвучного поре общественного обновления, раскрепощения человека, освобождения его от страхов: «…На деревьях рождаются листья, / Из щетины рождаются кисти, / Холст растрескивается с хрустом, / И смывается всякая плесень…/ Дело пахнет искусством. / Человечеству хочется песен» («Что-то новое в мире…», 1948, 1954); определяют основную тональность поэзии Мартынова книги стихов «Градус тепла», «Из смиренья не пишутся стихотворенья», «След», «Голоса» и др.

В сборниках «Новая книга» (1962), «Первородство» (1965), «Голос природы» (1966), «Людские имена» (1969), «Гиперболы» (1972) — явление поэта-лирика, утверждающего строить — в стихах — «свою державу», где он «заново все создает». Мартынов — летописец духовных сдвигов в сознании людей ХХ столетия; лирика — дневник состояний, в которых пребывало и еще пребудет человечество (стихи Мартынова дальнозорки). Эмоциональная реакция поэта на происходящее в мире рождается в лирике Мартынова как прямое следствие познания этого мира (читатель стихов приобщается к самому процессу познания — с точки зрения археолога, астронома, математика, биофизика и др.). В лирике Мартынова сильно выражено возрожденческое начало, мысль об ответственности человека за все происходящее, за судьбу Земли («Дедал», «Люди», «Мне кажется, что я воскрес…», «Царь природы» и др.).

В сборниках «Узел бурь» (1979), «Золотой запас» (опубл. 1981) — лирика итогов («…сделав все резкие выпады, / Ты медленно делаешь выводы»), к которым поэт приходит перед бездной вечности.

Ист.: Русские писатели ХХ века. Биобиблиографический словарь. М., 1998. Т. 2.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Мартынов Леонид Николаевич [9(22).5.1905, Омск — 21.6.1980, Москва] — поэт.

Родился в семье техника путей сообщения, детство провел на Великом Сибирском железнодорожном пути, в служебном вагоне отца. Окончил 4 класса гимназии в Омске. Начал писать стихи гимназистом. Первая публикация в 1921 («Мы — футуристы невольные...» — в омском журнале «Искусство»). Печатался в журнале «Сибирские огни», «Сибирь»; в 1927 по рекомендации Н.Тихонова — в «Звезде» («Корреспондент»). Был сельским книгоношей, участвовал в геолого-геодезических экспедициях.

В конце 1920-х — начале 1930-х корреспондентом «Сибирских огней», «Сибири», «Наших достижений» много ездил по Сибири, Семиречью, Туркестану.

«Опасный» интерес Мартынова к прошлому Сибири послужил в 1930-е основанием для ссылки Мартынова (и его друга поэта С.Маркова) на Север, в Вологду (образ «прохожего» в стих. «Замечали — / По городу ходит прохожий?..» (1935, 1945) — автобиографический).

По возвращении в Омск Мартынов пишет поэмы (первые поэмы: «Старый Омск», «Адмиральский час», обе — 1924): «Правдивая история об Увенькае, воспитаннике азиатской школы толмачей в городе Омске» (1935-36), «Рассказ о русском инженере» (1936), «Тобольский летописец» (1937), «Домотканая Венера» (1939), «Поэзия как волшебство» (1939) и др. В поэмах-повестях фабульная выдумка при исторической подлинности рассказа, глубокое знание фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, многоголосье, масштабность историко-философского фона. Сибирь в эпосе Мартынова — страна цивилизации, творимой людьми разных сословий, возникшей на перекрестке культур многих народов; Сибирь в поэмах — земля, рождающая и принимающая под свое покровительство души сильные, яркие и свободные. Оригинальная стихотворная манера: классический размер передан длинной, прозаизированной строкой.

Первая книга Мартынова — «Стихи и поэмы» (1939) — вышла в Омске.

В 1940 в Москве и Омске появились 2 сборника под заглавием «Поэмы». В сборнике «Лукоморье» и «Эрцинский лес» (оба — 1945) находит завершение сказочно-фантастическая тема Лукоморья, характерная для лирики Мартынова 1930-х.

Обвиненный послевоенной критикой в аполитичности и вневременности своей поэзии, певец Лукоморья почти на десятилетие был лишен возможности печататься. Широкая известность Мартынова началась с выходом сборника «Стихи» (1955), созвучного поре общественного обновления, раскрепощения человека, освобождения его от страхов: «...На деревьях рождаются листья, / Из щетины рождаются кисти, / Холст растрескивается с хрустом, / И смывается всякая плесень... / Дело пахнет искусством. / Человечеству хочется песен» («Что-то новое в мире...», 1948, 1954); определяют основную тональность поэзии Мартынова книги стихов «Градус тепла», «Из смиренья не пишутся стихотворенья...», «След», «Голоса» и др.

В сборниках «Новая книга» (1962), «Первородство» (1965), «Голос природы» (1966), «Людские имена» (1969), «Гиперболы» (1972) — явление поэта-лирика, утверждающего строить — в стихах — «свою державу», где он «заново все создает». Мартынов — летописец духовных сдвигов в сознании людей XX столетия; лирика — дневник состояний, в которых пребывало и еще пребудет человечество (стихи Мартынова дальнозорки). Эмоциональная реакция поэта на происходящее в мире рождается в лирике Мартынова как прямое следствие познания этого мира (читатель стихов приобщается к самому процессу познания — с точки зрения археолога, астронома, математика, биофизика и др.). В лирике Мартынова сильно выражено возрожденческое начало, мысль об ответственности человека за все происходящее, за судьбу Земли («Дедал», «Люди», «Мне кажется, что я воскрес...», «Царь природы» и др.).

В сборнике «Узел бурь» (1979), «Золотой запас» (опубл. 1981) — лирика итогов («...сделав все резкие выпады, / Ты медленно делаешь выводы»), к которым поэт приходит перед бездной вечности. Богатство ассоциативного мышления (звукового, живописного, смыслового) — основа увлекательнейших игр словами, аллитераций, метафор, оригинальных рифм (в т.ч. внутренних и каламбурных), источник словотворчества в поэзии Мартынова.

Мартынов переводил стихи с венгерского, итальянского, чешского, польского и других языков («Поэты разных стран», 1964). Автор книг мемуарной прозы «Воздушные фрегаты» (1974), «Черты сходства» (опубл. 1982).

Н.Б.Банк

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 535-536.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 3 т. М., 1976;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1990;

Стихотворения и поэмы / вступ. статья В.В.Дементьева; сост., подгот. текста и прим. Г.А.Суховой-Мартыновой, Л.В.Суховой, В.Г.Уткова. Л., 1986. (Б-ка поэта. Б. серия);

Золотой запас: Книга стихов. М., 1981.

Литература:

Дементьев В. Леонид Мартынов: Поэт и время. М., 1986;

Павловский А. Мирознание Леонида Мартынова // Павловский А.И. Советская философская лирика. Л., 1984. С.83-128;

Поварцов С. Над рекой Тишиной. Молодые годы Леонида Мартынова. Омск, 1988;

Капитан воздушных фрегатов: К 90-летию со дня рождения Л.Н.Мартынова: сб. Омск, 1995;

Воспоминания о Леониде Мартынове: сб. М., 1989.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС