Марсилий Падуанский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Марсилий Падуанский

1275-1342

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Марсилий Падуанский

Марсилий Падуанский (1275/80-1342/43 гг.). Родившись в Падуе, Марсилий изучал медицину, философию и богословие в Париже, где он стал преподавателем, а затем ректором университета. В 1324 году. он посвятил императору Людовику IV Баварскому политический трактат «Defensor pads» («Защитник мира»), в котором он провел четкое разделение между политической и религиозной властью, а также между законодательной и исполнительной властями. Применив в жизнь свою теорию, Марсилий Падуанский подверг сомнению авторитет папства и яростно атаковал курию понтификов в Авиньоне. Нашел убежище при дворе Людовика Баварского, став его советником. Здесь он написал и другие политические трактаты, в которых выступал за усиление императорской власти и за ее отделение и независимость от церкви. Его «Защитник мира» был взят на вооружение многими правителями и, в частности, французскими суверенами.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 235.


Марсилий Падуанский (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 - около 1343) - итальянский политический мыслитель, идеолог верхушки бюргерства. Родился в Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию - в Париже. Автор трактата "Защитник мира" ("Defensor pacis", 1324, опубл. 1522; пер. на нем., В., 1958), в котором одним из первых в средние века выдвинул идею возникновения государства в результате общественного договора. Выступив против притязаний папства на светскую власть, утверждал, что светская власть выше духовной. Наилучшей формой государства считал монархию (с раздельной законодательной и исполнительной властью), государь которой, ограниченный учреждением сословного характера, избирается народом и может быть лишен им власти. Опираясь на широкое антикуриальное движение немецких горожан, Марсилий Падуанский помогал императору Людовику Баварскому в борьбе с папой Иоанном XXII. В 1327 году Марсилий Падуанский был отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни.

А. Г. Енько. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература: Енько А. Г., "Defensor pacis" Марсилия Падуанского..., "ВМГУ, история", 1964, No 2; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Segall H., Der "Defensor pacis" des Marsilius von Padua..., Wiesbaden, (1959) (имеется библ.).


Марсилий Падуанский (Marsilius Patavensis) (1275/ 89 – 1342/43) – средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312–1313 годы – ректор Парижского университета. Во время борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж. Жанденом) антипапского труда «Defensor Pacis» (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 году (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.

В главном сочинении «Defensor Pacis» и в малой версии его – «Defensor minor» (1342; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У.Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении «мира», обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции «двух истин» (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же время осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней – не Бог, а народ, а цель ее – не спасение, а «хорошая жизнь» на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего «сообщества» она превращается в «общину верующих», включаясь в государство как его «часть»: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против «обмирщения» церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.

Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть – pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей – исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй – народному представительному органу, «человеческому законодателю» (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми «позитивного» закона от предустановленного Богом «естественного» нравственного закона.

H.В. Ефремова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 501.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (правители).

История папства  (хронологическая таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Сочинения:

Defensor Pacis, ed. R.Scholz, t. 1–2. Hannover, 1932–33;

Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N.Y., 1956;

Brampton C.K. (ed.), The defensor minor of Marsilius of Padua. Birmingham, 1922;

Quillet J., Jeudy C, Marsilius of Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.

Литература:

Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. I: Marsilius of Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956;

Lagarde G. de. La naissance de l’esprit laïque au declin du moyen âge. T. 3: Le defensor pacis. P., 1970;

Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padoue. P., 1970.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС