Марсель Габриель |
|
1889—1973 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Габриель МарсельМарсель (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж,— 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и критик, основоположник католического экзистенциализма. Испытал влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию «неосократизмом», или «христианским сократизмом». Порывая с традицией католической схоластики, представленной томизмом, Марсель считает невозможным какое-либо рациональное обоснование религии. В центре внимания Марсель стоит проблема бытия, преломлённая через индивидуальный опыт, существование отдельного человека. В основном сочинении «Быть и иметь» («Etre et avoir», 1935) Марсель проводит резкое различие между миром «объективности» (разобщённым физическим миром) и миром «существования», где преодолевается дуализм субъекта и объекта и все отношения с миром принимаются как личностные. Действительность предстаёт у Марселя расщеплённой на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологическом плане Марсель противопоставляет «проблеме» — абстрактному рациональному познанию — «таинство» — интуитивное, эмоционально-этическое постижение: «бытие есть таинство». Для социальных взглядов Марсель характерна романтическая идеализация патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как «разбитого мира», превращающего человека в вещь, а также отвержение каких-либо социально-политических действий масс. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Journal metaphysique, P., 1927; Homo viator. P., [1944]; Lе mystere de l'Etre, v. 1—2, P., 1951; Les hommes centre 1'humain, P., 1951; L'horame problematique, P., [1955]; Presence et immorta-lite, P., 1959; Essai de Philosophie concrete, P., 1967. Литература: Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христ. мораль, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Совр. бурж.,философия, М., 1972, с. 557—66;Existentialisme chretien: G. Marcel, P., 1947; Ga1lagher К. Т., The philosophy of G. Marcel Ν. Υ., 1962; Widmег С h., G. Marcel et le thelsme existentieJ P., 1971. Вернуться на главную страницу Марселя
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |