Маркузе Герберт |
|
1898—1979 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Герберт МаркузеМаркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) - немецкий философ, один из ведущих представителей Франкфуртской школы. Близкий к социал-демократическому движению еще со времен Первой мировой войны, Маркузе в статьях конца 1920-х годов («К феноменологии исторического материализма», «О конкретной философии») пытался соединить экзистенциальную философию (Экзистенциализм) М. Хайдеггера, ассистентом которого он был, с гегельянским марксизмом Д. Лукача и К. Корша. Маркузе одним из первых обратил внимание на значимость опубликованных в 1932 году «Экономическо-философских рукописей» молодого Маркса для нового понимания социальной философии марксизма в свете проблематики Отчуждения. С 1933 года работает во Франкфуртском институте социальных исследований в эмиграции; в отличие от Т. Адорно и М. Хоркхаймера, Маркузе остается после окончания Второй мировой войны в США. Уже в статьях второй половины 1930-х годов («Об аффирмативном характере культуры» и др.) Маркузе сформулировал основные идеи «критики культуры» как легитимирующей наличный порядок социальной инстанции, вместе с тем отмечая в художественной практике авангарда (особенно сюрреализма) содержательный потенциал отрицания и воображения. В книге «Разум и революция» (1941) Маркузе подчеркивает преемственность идей Г.В.Ф. Гегеля по отношению к современной социальной теории и марксизму, противопоставляя глубоко революционную роль его философии позднейшему позитивизму О. Конта и его последователей. В книге «Эрос и цивилизация» (1955) Маркузе предлагает социально-критическую интерпретацию основных посылок психоанализа 3. Фрейда и его тезиса о «неудобствах культуры», описывает подавление нынешней «репрессивной цивилизацией» чувственной и витальной стороны человеческого существования (Маркузе при этом оспаривал фрейдо-марскистские установки, критикуя Эриха Фромма за наивную ревизию 3. Фрейда в конформистском и примирительном духе). Его работа «Советский марксизм» (1958) была посвящена критическому анализу сталинского «диамата». Самым известным сочинением Маркузе стала книга «Одномерный человек» (1964), где раскрывается дегуманизирующий характер совр. индустриального общества. В нем человеку уготована лишь функционально-технологическая роль, а возникающие напряжения заранее снимаются воспитанием ложных потребностей, удовлетворять которые призваны механизмы культурной индустрии (более тонкие и эффективные, чем институты тоталитарного общества). Безальтернативности существующей всеохватывающей социальной системы Маркузе противопоставляет позицию тотального «великого отказа»; роль действенного социального субъекта преодоления господствующих порядков в результате переходит от интегрированного рабочего класса к маргинальным слоям: безработным, эмигрантам и гражданам «третьего мира», студентам и т.д. В отличие от других членов Франкфуртской школы, Маркузе открыто поддерживал студенческие движения протеста в США и Европе в 1968-1969 годы и по праву считался их вдохновителем и даже идеологом; в то же время его позиция относительно возможностей и пределов социального эксперимента в рамках господствующих капиталистических порядков была достаточно трезвой и взвешенной («Эссе об освобождении», 1969; «Контрреволюция и бунт», 1972); особую роль при этом он отводил освободительной миссии искусства («Эстетическое измерение», 1978). Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 300. Сочинения: Одномерный человек. К., 1994; Эрос и цивилизация. К., 1995; Разум и революция. Гегель и становление совр. социальной теории. СПб., 2001; Schriften. Bd. 1-9. Fr./M., 1978-1989; Nachgelassene Schriften. Bd. 1-6. Liineburg, 1998-2005 (паралл. выходит и англ. изд.). Литература: Kellner D. Herbert Marcuse and the Crisis of Marxism. Berkeley, 1984; Bokina J., Timothy J. Lukes (Ed.) Marcuse: New Perspectives. Lawrence, 1994. Вернуться на главную страницу Маркузе
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |