Карл Маркс
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Карл Маркс

1818-1883

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Карл Маркс

Памятник Карлу Марксу.

Маркс (Marx) Карл (полное имя — Карл Генрих) (5.5.1818, Трир,— 14.3.1883, Лондон), гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, основоположник диалектического и исторического материализма, марксистской политэкономии и научного коммунизма, основатель и руководитель первых международной пролетарской организаций.

Родился в семье адвоката. Учился в Трирской гимназии (1830—35), затем на юридическом факультете Боннского (1835— 1836) и Берлинского (1836—1841) университетов, где изучал главным образом философию и историю. В 1837 году познакомился с гегелевской философией и примкнул к младогегельянцам, которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. В 1839—1841 годы изучал древнегреческую философию и философию нового времени, работал над диссертацией «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», получил диплом, доктора философии, готовился преподавать логику в Боннском университете. В 1841-1843 годы познакомился с работами Фейербаха «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего», которые оказали на него значительное влияние.

В начале 1842 года Маркс написал первую публицистическую статью «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции», в которой выступил как революционный демократ. В апреле 1842 года начал сотрудничать в буржуазно-демократической газете «Rheinische Zeitung», а в октябре переселился в Кёльн и стал её редактором. Под его руководством газета превратилась в орган революционной демократии, в марте 1843 года она была запрещена. В опубликованных здесь статьях («Дебаты по поводу закона о краже леса», «Оправдание мозельского корреспондента» и др.) наметился переход Маркса от революционного демократизма к коммунизму. Работа в газете заставила Маркса заняться изучением положения трудящихся масс, впервые столкнула его с материальными жизненными отношениями, привлекла его внимание к роли материальных интересов и частной собственности, к социалистическим и коммунистическим идеям, породила сомнения в правильности учения Гегеля о соотношении общества и государства и дала первый толчок его занятиям экономическими вопросами.

Чтобы разрешить возникшие сомнения, весной и летом 1843 года он критически пересмотрел гегелевскую «Философию права». В ходе этой работы в рукописи «К критике гегелевской философии права» он впервые подверг критике идеалистическую основу гегелевской диалектики и в противоположность Гегелю пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество определяет государство, т. е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным пунктом его будущего материалистического понимания истории.

С мая по октябрь 1843 года Маркс жил в небольшом рейнском городке Кройцнахе. Здесь он женился на подруге детства Женни фон Вестфален (1814—1881), которая стала верным спутником его жизни, его первой помощницей, первой женщиной-коммунисткой.

В октябре 1843 года Маркс с женой уехал в Париж. Здесь он познакомился с рабочим движением, изучал социалистическую и коммунистическую литературу, систематически занимался политэкономией. В феврале 1844 года совместно с А. Руге выпустил «Deutsch-Französische Jahrbücher». Статьи, опубликованные в этом журнале, свидетельствуют об окончательном переходе Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. В статье «К еврейскому вопросу» он проводит различие между буржуазной («политическая эмансипация») и пролетарской («человеческая эмансипация») революцией, а в статье «К критике гегелевской философии права. Введение» формулирует идею о всемирно-исторической роли пролетариата — исходное положение его будущей теории научного коммунизма.

Летом 1844 года в «Экономическо-философских рукописях» Маркс сделал попытку обобщить свои первые экономические исследования и дать научное обоснование своих коммунистических воззрений. Работа осталась незавершённой. В ней Маркс пришёл к выводу об определяющей роли материального производства в жизни общества. В конце августа в Париже состоялась историческая встреча Маркса и Ф. Энгельса (до этого они встречались один раз в конце ноября 1842 года в редакции «Rheinische Zeitung»), во время которой выяснилось полное единство их взглядов, и с этого времени началась их легендарная дружба и беспримерное почти 40-летнее сотрудничество. Первым плодом его явилась книга «Святое семейство», написанная в сентябре— ноябре 1844 года и изданная в 1845 году. Основная её часть написана Марксом. В книге были подвергнуты критике младогегельянцы и разработаны некоторые принципы материалистического понимания истории, в ней, по словам Ленина, содержится почти уже сложившийся взгляд на всемирно-историческая роль пролетариата.

С августа 1844 года Маркс принял участие в редактировании парижской немецкой газеты «Vorwärts!», выступившей с резкой критикой реакционной порядков в Германии. По требованию прусского правительства редакторы газеты были высланы из Франции. В начале февраля 1845 года Маркс переехал в Брюссель.

Когда в начале апреля 1845 года в Брюссель приехал Энгельс, Маркс изложил ему своё новое мировоззрение — материалистическое понимание истории — в почти сложившемся виде, и они решили сообща разработать его в форме критики немецкой послегегелевской философии. С этим замыслом связаны «Тезисы о Фейербахе» (по всей вероятности, апрель 1845 года), в которых наряду с раскрытием роли общественной практики в формировании людей, их сознания Маркс сформулировал одно из главных отличий нового мировоззрения от всей прежней философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 4).

После поездки летом в Великобританию, главным образом для изучения экономической литературы, осенью 1845 года Маркс и Энгельс приступили к осуществлению своего замысла в виде рукописи «Немецкая идеология» (основная часть написана в ноябре 1845—апреле 1846 года), направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобуржуазного «истинного социализма». В этой рукописи впервые как целостная концепция было разработано первое великое открытие Маркс — материалистическое понимание истории (исторический материализм), которое выступает здесь как непосредственная философская основа теории научного коммунизма. Решающая роль в выработке содержания «Немецкой идеологии» принадлежала Марксу. Рукопись опубликовать не удалось, но в процессе работы над ней марксизм созрел как новое целостное мировоззрение. На это достижение опирается дальнейшая теоретическая и практическая деятельность его основоположников.

В 1-й половине 1847 года Маркс написал на французском языке «Нищету философии». Эта книга была направлена против мелкобуржуазных экономических воззрений Прудона, которые первоначально Маркс подверг критике в письме к П. В. Анненкову от 28 декабря 1846 года. Результаты, достигнутые в «Немецкой идеологии», были здесь развиты, применены к области политэкономии и впервые опубликованы. В «Нищете философии» были заложены основы политэкономии пролетариата. В декабре 1847 года Маркс читал в Немецком рабочем обществе в Брюсселе лекции о наёмном труде и капитале. Его работа «Наёмный труд и капитал» была опубликована в апреле 1849 года.

В январе 1846 года Маркс и Энгельс создали в Брюсселе коммунистический корреспондентский комитет, деятельность которого подготовила условия для основания первой международной коммунистической организации — Союза коммунистов. В январе 1847 года Маркс и Энгельс приняли предложение руководителей Союза справедливых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов научного коммунизма. Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в начале июня — 1-м конгрессе Союза коммунистов, на нём присутствовал Энгельс. Конгресс принял проекты программы и устава и марксистский девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». С сентября Маркс принял активное участие в издании газеты «Deutsche-Brüsseler Zeitung», которая постепенно стала фактически органом Союза коммунистов. В конце ноября — начале декабря в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов. Маркс принял решающее участие в его работе. Конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить окончательный текст программы Союза, которой и явился «Манифест Коммунистической партии» (1848) — первый программный документ международного коммунистического движения.

В начале марта 1848 года Маркс был выслан из Бельгии и направился в Париж. Программу Союза коммунистов в начавшейся германской революции они с Энгельсом сформулировали в виде «Требований Коммунистической партии в Германии». В начале апреля Маркс и Энгельс переехали в Кёльн. Здесь с 1 июня 1848 по 19 мая 1849года  они издавали газету «Neue Rheinische Zeitung», которая, по определению Ленина, была «лучшим, непревзойдённым органом революционного пролетариата». Маркс был её главным редактором.

После поражения Революции 1848—1849 годов в Германии и закрытия газеты Маркс вынужден был уехать сначала в Париж, а затем окончательно поселился в Лондоне.

1850—1852 годы были посвящены главным образом теоретическому обобщению опыта революции. С этой целью в 1850 году Маркс и Энгельс издавали журнал «Neue Rheinische Zeitung. Politischökonomische Revue», в котором была опубликована написанная в январе — марте 1850 года работа Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». В ней была существенно развита теория классовой борьбы и революции, появился термин «диктатура пролетариата» и формула «обобществление средств производства». В марте 1850 года в ходе борьбы за восстановление Союза коммунистов Маркс и Энгельс составили первое (мартовское) «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов», в котором дали классическую формулировку идеи непрерывной революции. Принципиальное теоретическое значение имело выступление Маркса. 15 сентября 1850 года на заседании ЦК Союза коммунистов, где произошёл раскол на большинство во главе с Марксом и авантюристическую группу Виллиха и Шапнера. В декабре 1851 — марте 1852 года, завершая обобщение опыта революции, Маркс написал «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). В этой книге он пришёл к выводу о необходимости слома старой, буржуазной государственной машины как условии победоносной пролетарской революции (как указывал Ленин, этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве) и наиболее чётко сформулировал идею о необходимости союза пролетариата и крестьянства. 5 марта 1852 года в письме к И. Вейдемейеру Маркс дал классическое определение специфических особенностей марксистской теории классов и классовой борьбы: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». В октябре — декабре 1852 года после разгрома Союза коммунистов в Германии и суда над его руководителями в Кёльне Маркс написал «Разоблачения о кёльнском процессе коммунистов» (1853). Период реакции, наступивший после поражения революции, был наиболее тяжёлым временем в жизни. Маркс также и в материальном отношении. По замечанию Ленина, если бы не самоотверженная помощь Энгельса, Маркс и его семья буквально погибли бы под гнётом нищеты. С августа 1851 по март 1862 года Маркс сотрудничал с американской газетой «New York Daily Tribune». Работая в первую очередь, ради заработка, он использовал возможность для косвенного воздействия на общественное мнение в интересах пролетарской партии. Аналогичный характер носило его сотрудничество в Новой американской энциклопедии (1857—1860), в демократической «Neue Oder-Zeitung» (1855), в венской либеральной газете «Die Presse» (1861—1862). В то же время Маркс активно сотрудничал в чартистских газетах «People's Paper» и «Notes to the People» (1851—1856), участвовал в редактировании лондонской немецкой газеты «Das Volk» (1859).

В 1850 году Маркс возобновил свои экономические занятия. Если до 1848 года на первом плане была разработка диалектико-материалистической философии, а во время революции разработка политического учения марксизма, то теперь решающее значение приобрела разработка экономической теории. В 1857 году в связи с началом первого мирового экономического кризиса, ожидая возможного начала революционного процесса, Маркс спешно принялся за обобщение своих исследований, за разработку в общих чертах своей политэкономии. В конце августа он написал «Введение», в котором определил предмет и дал наиболее полную характеристику метода политэкономии, а в октябре 1857 — мае 1858 года создал знаменитую рукопись «Критика политической экономии» (около 50 печатных листов), представлявшую собой первоначальный вариант будущего «Капитала» (в это же время в связи с данной работой он начал систематические занятия математикой). В этой гениальной рукописи Маркс сделал своё второе великое открытие — открыл прибавочную стоимость и в общих чертах разработал теорию прибавочной стоимости. В связи с необходимостью разработки диалектико-материалистического метода политэкономии Маркс в это время снова обратился к «Логике» Гегеля. На основе рукописи 1857—1858 годов в августе 1858 — январе 1859 года Маркс написал первый выпуск «К критике политической экономии», который вышел в свет в июне 1859 года. В предисловии к книге он дал классическое изложение сущности материалистического понимания истории. Потребности дальнейшей разработки теории заставили Маркса временно отказаться от издания следующих выпусков.

В 1860 году Маркс вынужден был прервать свои экономические исследования, чтобы дать публичный ответ на клевету в адрес коммунистов со стороны К. Фогта. Результатом явилась книга-памфлет «Господин Фогт».

В 1861—1863 годы Маркс создал новый вариант будущего «Капитала» — рукопись «К критике политической экономии» (около 200 печатных листов), в её составе — «Теории прибавочной стоимости» (4-й том «Капитала»). В этой рукописи были развиты все существенные следствия теории прибавочной стоимости. В 1863—1865 годы Маркс написал новый вариант 1—3-го томов, а в 1866—1867 годы окончательный вариант 1-го т. «Капитала». 14 сентября 1867 года в Гамбурге вышел в свет 1-й том, впервые в печати были изложены основы второго великого открытия Маркса, завершился длительный и сложный процесс превращения социализма из утопии в науку. «Капитал» — главное произведение Маркса. В этом экономическом труде Маркс наиболее полно и всесторонне разработал материалистическую диалектику как метод политэкономии, развил дальше материалистическое понимание истории, блестяще применив его к анализу буржуазного общества, открыл закон движения капиталистического способа производства, доказал неизбежность гибели капитализма. И тем самым дал окончательное обоснование теории научного коммунизма. В последующие годы Маркс продолжал работу над 2-м и 3-м томами, однако ее завершил её. Эти тома были подготовлены для печати и изданы Энгельсом уже после смерти Маркса (соответственно в 1885 и 1894 годы).

Кризис 1857 года вызвал подъем рабочего движения, который привёл к образованию первой массовой международной организации пролетариата — Международного товарищества рабочих (1-гоИнтернационала), которое было основано на митинге в Лондоне 28 сентября 1864 года. Маркс не только участвовал в этом собрании и стал членом Генерального совета Интернационала (членом-корреспондентом для Германий, а затем и для России), но он был фактически основателем и руководителем Интернационала. Он составил его первые программные документы — «Учредительный манифест» и «Временный устав», был организатором всех его конгрессов и конференций, автором отчётных докладов Генерального совета и основных резолюций, принимал личное участие в работе Лондонских конференций 1865 и1871 годов и Гаагского конгресса 1872 года, вёл непримиримую борьбу против лассальянства, прудонизма, бакунизма. После Гаагского конгресса и перенесения Генерального совета в Нью-Йорк Маркс отошёл от непосредственного участия в его работе. 1-й Интернационал заложил основы для образования массовых социалистических рабочих партий во всех странах.

Маркс приветствовал Парижскую Коммуну 1871 года как первую попытку установить диктатуру пролетариата, организовал ей всю возможную помощь, а после её падения обобщил её исторический опыт в книге «Гражданская война во Франции» (апрель — май 1871 года).

В последнее десятилетие своей жизни Маркс продолжал работу по дальнейшему развитию теории и руководству рабочим революционным движением. В 1872 году он выпустил 2-е изд. 1-го тома «Капитала», в 1872—1875 годы редактировал перевод этого тома на французский язык, работал над 2-м и 3-м томами. Исходя первоначально из потребностей разработки проблем «Капитала» он предпринял широкое изучение исторического материала, форм земельной собственности, в особенности общинной, новейших явлений капиталистической экономики, внимательно следил за развитием России. В 1875 году в связи с объединением социал-демократической партии в Германии Маркс подверг критике проект её программы. «Критика Готской программы» (начало мая) — выдающееся произведение научного коммунизма, в котором Маркс дал классическую формулировку учения о переходной периоде от капитализма к коммунизму (социализму) и о двух фазах коммунизма. В 1877 году Маркс написал для книги Энгельса «Анти-Дюринг» главу об истории политэкономии. В 1879 году вместе с Энгельсом Маркс выступил против оппортунизма в германской социал-демократии («Циркулярное письмо»). В 1880 году составил мотивировочную часть программы французской рабочей партии. В конце 1880 — начале 1881 года с целью применения материалистической концепции к истории первобытного общества и развития материалистического понимания истории Маркс изучал книгу Л. Моргана «Древнее общество» и составил подробный её конспект. В конце 70-х — начале 80-х годов Маркс завершил свои математические исследования попыткой дать диалектическое обоснование дифференциального исчисления.

Крайне напряжённый труд, постоянные материальные лишения подорвали могучий организм Маркса. В течение многих лет он тяжело болел. 14 марта 1883 года его не стало. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить,— писал в те дни Энгельс,— самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться... Человечество стало ниже на одну голову и притом на самую значительную их всех, которыми оно в наше время обладало» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 35, с. 384, 386). 17 марта Маркс был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне. Речь на его могиле Энгельс закончил пророческими словами: «И имя его и дело переживут века!» (там же, т. 19, с. 352).

Г. А. Багатурия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. l—4—, В., 1975 — ; Маркс К. и Э н г е л ь с Φ., Соч., т. 1—50, М., 1955—812; Mapкс К. иЭнгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистич. и идеалистич. воззрений. (Новая публикация 1-й гл. «Немецкой идеологии»), М., 1966; Ген. Совет Первого Интернационала. Протоколы, [кн. 1—5], М., 1961—65; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, М., 1969, раздел «М., Энгельс, марксизм», с. 350—63); Карл М. Даты жизни и деятельности, М., 1934; Воспоминания о М. и Энгельсе, М., 1956; М.— историк, [сб. ст.], М., 1968; К. М. Биография, пер. с нем., М., 1969; К. М. Биография, М., 19732; Степанова Е. А., К. М., М., 1978; К о ρ н ю О., К. М. и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Ойзерман Т. Информирование философии марксизма, [Μ., 19742]; Лапин Н. И., Молодой Μ., Μ., 1976.


Вернуться на главную страницу К.Маркса

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС